Ответ Ирана на обвинения США в поддержке афганского движения «Талибан»

Государственный департамент США в очередной раз обвинил Иран в поддержке талибов в Афганистане. 21 мая госсекретарь Майк Помпео заявил, что поддержка Ираном талибов оружием и деньгами ведет к дальнейшему насилию и препятствует миру и стабильности в стране. «Иран должен прекратить поддержку талибов и других террористов в Афганистане и регионе, и прекратить укрывать главарей «Аль-Каиды», — сказал М.Помпео во время своего выступления в фонде «Наследие» в Вашингтоне.

Американский госсекретарь пригрозил «беспрецедентным финансовым давлением в форме самых жестких санкций в истории, если Иран не выполнит предписания США, а именно – прекратить свою ядерную программу, выйти из войны в Сирии, остановить программу баллистических ракет и прекратить поддержку своих региональных прокси».

Официальный Тегеран опровергает все обвинения в поддержке талибов в афганской провинции, граничащей с Ираном. Речь идет о недавних нападениях талибов в провинции Фарах, где боевики сумели захватить ряд правительственных учреждений. Повстанцы требовали от начальника полиции административного центра провинции города Фарах отреагировать на обвинения США в адрес Ирана. Однако, в результате контратаки правительственных сил все захваченные территории и здания удалось освободить. Погибло около тридцати сотрудников силовых ведомств.

Местные жители неоднократно предупреждали о возможности нападение талибов на город, однако необходимые меры не были приняты. В субботу 19 мая командующий ВС США в Афганистане генерал Джон Николсон посетил Фарах. Местные чиновники высказали жалобы по поводу неспособности американцев защитить город и провинцию, где талибы продолжают контролировать многие районы.

После последних по времени столкновений в социальных сетях появилась информация о том, что  Генеральное консульство ИРИ в провинции Герат перестало выдавать визы жителям Фараха. Однако, эта информация была опровергнута сотрудниками иранского консульства. По данным генконсульства, подобные сведения распространяют некоторые чиновники из самого Фараха, и иранская сторона призвала чиновников провинции следовать официальному курсу их страны и не устраивать провокации в условиях напряженности и обвинений в адрес ИРИ.

Официальный представитель МИД Ирана Бахрам Касеми заявил: «Нападение «Талибана» на афганские города и их освобождение правительственными силами — это не новость, и они никак не связаны с хорошими отношениями между двумя соседними странами».

Бахрам Касеми подчеркнул, что «командиры США, которые не смогли установить безопасность в Афганистане после многолетнего массового военного присутствия и пролили кровь тысяч невинных людей, пытаются отвлечь общественное мнение Афганистана от реальных причин продолжительной войны, обвиняя Исламскую Республику в поддержке талибов».

В своем заявлении Министерство иностранных дел Ирана отмечает: «Исламская Республика Иран уже почти четыре десятилетия стоит вместе с дружественным и братским правительством и народом Афганистана для защиты своего суверенитета и независимости, а заявления, сделанные для удовлетворения посторонних и захватчиков, не имеют отношения к этим дружественным отношениям».

Некоторые афганские официальные лица поддерживают позицию США по отношению к Ирану и также обвиняют соседнюю страну в поддержке талибов с целью провалить проекты развития в Афганистане, включая проекты строительства плотин, которые могут сократить поток воды в Иран.

Дело в том, что Афганистан обнародовал планы по строительству 20 новых плотин в Герате, Фарахе и Гильменде, являющимися тремя провинциями, через которые протекает значительное количество рек, поступающих в Пакистан и Иран.

Иран и Афганистан в течение многих лет были вовлечены в водные споры, но Бахрам Касеми подчеркнул, что обе страны продолжают использовать «дипломатические каналы» для их решения. «Увязка этой проблемы с внутренними делами Афганистана не имеет рациональной, правильной и разумной основы», — сказал он. Пресс-секретарь призвал конфликтующие стороны в соседней стране решить свой конфликт путем переговоров.

Прокомментировал обвинения афганских политиков и посол ИРИ в Кабуле Хамид Реза Бахрами в интервью афганскому телеканалу Tolo News 20 мая. Он сказал, что Иран не беспокоится по поводу строительства плотины «Салма» в Афганистане, отвергая обвинения в том, что Иран был вовлечен в атаку талибов на город Фарах. «Когда между двумя странами существуют соглашения по регулированию двусторонних отношений, нет необходимости беспокоиться», — подчеркнул Х.Р.Бахрами.

В ответ на заявления, в которых говорится, что недавнее нападение талибов на город Фарах было «войной за воду», он сказал: «У Ирана и Афганистана нет никаких проблем, по которым они не могут вести переговоры», — сказал он, добавив «согласно соглашениям все вопросы отношений двух стран в политической, экономической, социальной, культурной и экономической областях могут быть предметом переговоров, и у обеих сторон есть воля к обсуждению проблем или разногласий». Более того, Х.Бахрами сообщил, что значительная часть цемента и бетона, необходимых для строительства плотины «Салма», была предоставлена Ираном, а подрядчик, работающий над проектом плотины в сотрудничестве с индийской компанией, является иранской компанией. Посол Ирана подчеркнул: «Если бы Иран действительно выступал против строительства плотины, то не позволил бы поставлять цемент».

Хамид Реза Бахрами упомянул о создании атмосферы иранофобии со стороны некоторых «врагов», добавив, что «эта атмосфера направлена на предотвращение любого прорыва в отношениях между двумя странами». Он добавил, что нестабильность в Фарахе не только наносит ущерб обоюдным интересам Ирана и Афганистана, но также и иранским интересам в частности. «Естественно, любая нестабильность в провинции Фарах приведет к размещению иностранных войск в провинции, что не отвечает интересам Ирана», — сказал посол. Любая нестабильность в Фарахе также означает иммиграцию в приграничные провинции Ирана, что так же не выгодно для Ирана.

Х.Р.Бахрами сказал, что около одной трети от общего объема торговли между Ираном и Афганистаном осуществляется через провинцию Фарах, и нестабильность и отсутствие безопасности может нанести ущерб жителям по обе стороны границы.

В ответ на утверждение о том, что Иран имеет отношения с талибами, а талибы атаковали Фарах, координируя свои действия с Ираном, Х.Р.Бахрами сказал: «»Талибан» напал на многие части страны, и не только на Фарах. Означает ли это, что группа координирует все свои атаки на другие районы с Ираном?».

Посол Ирана добавил: «Мы прямо заявили, что имеем контакты с «Талибаном» и не превратили эти контакты в отношения, потому что мы не хотели узаконить «Талибан», и мы прямо заявили, что цель этих контактов — побудить их присоединиться к мирному процессу с афганским правительством». Он напомнил, что все страны региона находятся в контакте с талибами. Последние утверждения иранского посла западные СМИ поспешили представить как подтверждение сотрудничества между Ираном и «Талибаном».

На сегодняшний день Афганистан превращается в новый плацдарм для боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). По данным иранских разведывательных служб, США и их союзники в регионе обеспечивают передислоцирование сил ИГ из Сирии в Афганистан. На фоне поступающих данных сотрудничество Тегерана и Кабула в сфере безопасности является одной из первоочередных задач для обеих стран. Иран неоднократно предлагал свою помощь соседней стране в борьбе с терроризмом.

Примечательно, что за два дня до нападения талибов на Фарах, в Иране с официальным визитом находился министр обороны Афганистана Тарик Шах Бахрами. Он встретился с начальником Генштаба Вооруженных сил  ИРИ генерал-майором Мохаммадом Багери и провел переговоры со своим коллегой бригадным генералом Амиром Хатами. В Тегеране он обсудил активизированное военное и оборонное сотрудничество с Ираном в связи с опасениями присутствия ИГ вблизи его границ.

Тарик Шах Бахрами во время визита заявил, что его поездка направлена на расширение отношений между двумя странами и их вооруженными силами и обеспечение помощи Ирана для избавления Афганистана от террористического бедствия. Со своей стороны иранское военное руководство подтвердило готовность Исламской Республики оказывать поддержку Афганистану в борьбе с террористической угрозой.

За последние месяцы нападения боевиков «Талибана» в различных провинциях Афганистана участились. Однако последние по времени столкновения  на границе с Ираном создают угрозу безопасности и для самой Исламской Республики. Обвинения афганских чиновников в адрес Ирана, связанные с водными ресурсами, обусловлены тем, что талибы неоднократно предпринимали попытки взорвать плотину «Салма», однако силам безопасности удается предотвращать теракты.

Что касается Ирана, то водный кризис в стране достигает критического уровня. Страна рассматривает даже возможность импортировать пресную воду из соседних стран, в частности, Таджикистана, в обмен на газ. В июле прошлого года, выступая на конференции о предотвращении песчаных бурь, президент Ирана Хасан Роухани отметил, что строительство больших ГЭС в Афганистане влияют на климатические условия в некоторых иранских провинциях, приводят к засухе. Подобные высказывания президента были встречены резкой критикой рядом афганских депутатов, посчитав слова Х.Роухани вмешательством во внутренние дела страны. Тегеран со своей стороны пояснил, что речь идет о проблемах всего региона и призвал совместно решать эти проблемы.

Тем не менее, угроза безопасности для Исламской Республики всегда являлась приоритетом. Нестабильность на собственных границах создает риски и для самого Иран, особенно на фоне сообщений о переброске ИГ в Афганистан. В имеющихся условиях официальная позиция обеих стран, ориентированная на дальнейшее двустороннее сотрудничество во всех сферах, является наиболее оптимальной и взвешенной, и данный курс будет поддерживаться и впредь.

52.25MB | MySQL:103 | 0,559sec