О зарубежной предвыборной агитации президента Турции Р.Т.Эрдогана и Партии справедливости и развития. Часть 2

В Части 1 мы затронули вопрос турецкой диаспоры, проживающей за пределами Турецкой Республики и той роли, которую она играет в планах президента Р.Т.Эрдогана и правящей Партии справедливости и развития (ПСР).

Если повторить сказанное предельно кратко, то турецкие «соотечественники», проживающие за рубежом — а) заметный срез турецких избирателей, чья роль может быть критичной на предстоящих 24 июня с.г. досрочных президентских и парламентских выборах, б) тот самый тюркский мир, который распространился в 21-м веке далеко за регионы своего традиционного проживания и сплочением которого так настойчиво занимается нынешнее руководство Турецкой Республики.

После того, как турецкое руководство получило «красную карточку» от ведущих европейских государств на ведение предвыборной агитационной кампании на своей территории, ему все-таки удалось найти выход.

В ходе рабочего визита президента Р.Т.Эрдогана в Боснию и Герцеговину, как пишет, к примеру, обозревательница газеты Hürriyet Daily News Барчин Йинанч, «тысячи представителей турецкой диаспоры, проживающих в таких странах, как Германия, Франция, Нидерланды и Бельгия, стеклись в Сараево 20 мая с целью поучаствовать в предвыборной кампании». При этом, по её словам, удивление европейских обозревателей увиденной картиной было вызвано тем, как турок, родившийся и выросший в Германии, может быть поклонником Эрдогана?

Объяснения европейцев, по наблюдениям автора, сводятся к двум вещам. Во-первых, к тому, что турки – не интегрированы в европейскую реальность. Во-вторых, турки – мусульмане, а, следовательно, не интегрируются в христианскую Европу.

И тут же она удивляется тем, что уровень интегрированности человека в окружающую действительность измеряется европейцами тем, носителем каких именно политических взглядов человек является. И Барчин Йинанч спешит сразу ответить тем, кто рассматривает взгляды Р.Т.Эрдогана в качестве далеких от «универсальных демократических ценностей Европы», кивая в сторону Польши и Венгрии, где избиратели проголосовали, прямо скажем, за далеко не самые демократичные и толерантные политические движения.

На самом деле, в этом есть элемент передергивания со стороны автора статьи: рост европейских правых движений, в первую очередь, вызван тем засильем мусульман, которое обрушилось на Европу и их слабой интегрированностью в европейскую среду и, хуже того, продемонстрированным желанием эту среду под себя переделать. Иными словами, то, о чем говорит Б.Йинанч, – это защитная реакция пассионарных европейцев (есть ещё и такие – В.К.) в ситуации, когда традиционные европейские подходы начали давать очевидные сбои.

Впрочем, автор приводит и другой контраргумент в этой ситуации, указывая на то, что сами выразители крайне правых идей в европейском обществе, по-хорошему, кем-то могут быть охарактеризованы в качестве людей, не интегрированных в европейскую среду. Но тогда, по её словам, исчезает прямая связь между интеграцией и исповедуемыми человеком религиозными убеждениями.

В этом смысле, она делает отсылку к турецкому ученому, профессору Айхану Кайя, который указывает на то, что столкновения между маргинальными группами с обеих сторон – местными молодыми жителями и молодыми иммигрантами – были ошибочно приняты за «столкновение цивилизаций». И, следовательно, большинство социологов, которые трудятся на этой нише, ослеплены религиозным дискурсом и совершенно ошибочно ищут корень проблемы в исламе и в Коране. Впрочем, упомянутый исследователь столь же критичен и в отношении популярной в Турции борьбы с исламофобией, которой турецкое руководство пытается придать статус борьбы с антисемитизмом.

Как бы то ни было, то, о чем пишет Б.Йинанч – европейская турецкая диаспора поделена аналогично тому, как поделена сама Турция (то есть, на сторонников и противников, любого толка, действующей власти – В.К.).

И сам Эрдоган нередко обвиняется странами, где он ведет предвыборную агитацию в том, что он зачастую подливает масла в огонь расхождений и углубляет трещины, существующие уже в их обществе. И здесь Б.Йинанч предсказывает волну критики в адрес турецкого президента, который выбрал в качестве площадки для своего выступления в Европе именно Боснию и Герцеговину, как страну, которая «остается хрупкой из-за этнических и религиозных различий» (выбирать, по-видимому, не приходилось – куда пустили, там и агитировали – В.К.).

После такого развернутого вступления, имеет смысл обратиться непосредственно к риторике турецкого президента. С каким именно посланием он выступил на специально организованном конгрессе в адрес прибывших в Боснию и Герцеговину представителей зарубежной турецкой диаспоры?

Обратимся к тексту выступления, который был разобран на основные цитаты на сайте Управления по делам турок, проживающих за рубежом и родственных народов, при администрации премьер-министра Турции (YTB).

Важнейшим тезисом выступления турецкого президента стал призыв к проживающим за рубежом туркам о важности их единства. Вот в каких выражениях это было сделано:

«Это единство – на пользу всех, к выгоде всех. Те, кто дробит нас на мелкие группы, легко попирают наши права, наш закон, но, будьте уверены, что как только они увидят напротив себя турецкое общество, ставшее единым сердцем, единым организмом, то они поведут себя принципиально по-другому». Думается, что даже одной этой цитаты достаточно для того, чтобы понять, почему европейцы закрыли свою территорию для предвыборной агитации президента Эрдогана.

55.75MB | MySQL:116 | 0,542sec