Причины выхода США из ядерной сделки с Ираном и последствия для Ближнего Востока и нефтяного рынка

8 мая президент США Дональд Трамп объявил о выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), так называемой ядерной сделки. Это, без сомнения, историческое соглашение было подписано летом 2015 года благодаря титаническим усилиям «шестерки» международных посредников (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия) и Исламской Республики. Накануне оно было разорвано благодаря воле эксцентричного хозяина Овального кабинета. Парадоксально, что именно американская дипломатия времен госсекретаря Джона Керри внесла большой вклад в дело стабилизации сложного региона. И Дональд Трамп объявил о выходе из ядерной сделки из зала дипломатических приемов. «Я объявляю, что США выходят из ядерной сделки с Ираном. Санкции самого высокого уровня вступят в действие в полном объеме. Если режим не откажется от своих ядерных амбиций, его ждут более серьезные проблемы, чем когда-либо прежде», – заявил он.

Кроме того, Трамп заявил, что «у США есть доказательства, что отказ Ирана от программы создания ядерного оружия был ложным». Разумеется, что никаких оснований и тем более доказательств для подобных заявлений у президента не было. Единственный и авторитетный орган ООН  — МАГАТЭ – неизменно и неоднократно подтверждало выполнение Ираном своих обязательств по соглашению. Помимо этого, необходимо учитывать, что СВПД – является неотъемлемой часть международного права, так как это соглашение было одобрено специальной резолюцией СБ ООН. Соответственно, с точки зрения международного закона, нельзя просто так выйти из него (что собственно было сделано Трампом). Одним словом Трамп вышел из соглашения, основываясь на собственном неглубоком представлении реалий Ближнего Востока. Кроме того, он учитывал свои собственные предвыборные обещания, советы партнеров США — Израиля и Саудовской Аравии, а также из-за экономических реалий нефтяного рынка.

Прежде чем перейти к анализу мотивов и последствий этого шага, следует обратить особое внимание на тот факт, что никто кроме вышеперечисленных союзников, решение США не поддержал. Партнеры по ядерной сделке — Франция, Германия и даже Великобритания – высказались однозначно против разрушения СВПД. На этот счет было сделано специальное заявление. Что же касается позиции России и Китая, партнеров Исламской Республики, то она всем хорошо известна. Москва и Пекин против разрушения СВПД. Таким образом, Соединенные Штаты, выйдя из ядерной сделки, фактически оказались в дипломатической и политической изоляции. Ни один крупный и влиятельный игрок не поддержал решение Трампа.

В свою очередь, решение Вашингтона было продиктовано тремя факторами. Во-первых, в ноябре 2018 года в США должны состояться промежуточные выборы в Конгресс. На них будет переизбрано более половины конгрессменов и сенаторов. Для Дональда Трампа этот факт имеет экзистенциональное значение. Напомним, что в отношении его идет расследование спецпрокурора и экс-главы ФБР Роберта Мюллера, который ищет так называемый «российский след». Сегодня у однопратийцев Трампа – республиканцев – большинство, как в Сенате, так и Палате представителей. Потеря преимущества на Капитолийском холме чревата не только снижением влияния, но, учитываю крайне негативное отношение демократов к Трампу, возможной угрозой импичмента. Соответственно решение выйти из СВПД имело в первую очередь внутриполитическое значение. Президент Трамп просто-напросто выполнил свое предвыборное обещание, заручился поддержкой консервативных кругом США. Кроме того, он получил определенную поддержку лоббистских кругов, которые имеют серьезное влияние и финансовые ресурсы, которые будут нужны Трампу во время выборов.

Во-вторых, решение Трампа продиктовано стратегическими мотивами – геополитическими. Дело в том, что вместе с Трампом к власти в США пришла совершенно определенная каста политиков. Эта каста имеет свои взгляды на политические процессы на Ближнем Востоке и на место и роль Ирана в них. Такие политики и государственные деятели, как советник по национальной безопасности Джон Болтон, глава Пентагона Джеймс Мэттис и госсекретарь Майк Помпео хотят снизить региональное влияние Исламской Республики и усилить роль США на Ближнем Востоке. В отличие от своих предшественников это усиление должно произойти через американских союзников – Саудовскую Аравию и Израиль. Все вышеперечисленные политики имеют жестко антииранские взгляды, а некоторое из них и вовсе призывали к открытому конфликту с Исламской Республикой. Трезвым профессионалом среди них является глава Пентагона, четырехзвездный генерал Мэттис, которые был противником выхода из ядерной сделки и выступал против военного сценария. Таким образом, мы видим реализацию стратегического сценария усиления давления на Иран с возможным применением ограниченного военного потенциала.

Экономический фактор сыграл свою роль в решении Дональда Трампа выйти из СВПД. Это третий фактор такого шага. США с недавних пор стали одним из крупнейших экспортером нефти. Напомним, что в конце 2015 года США отменили 40-летний запрет на экспорт сырой нефти. В феврале нынешнего года он составил около 1,6 млн баррелей в день. Таким образом, Вашингтон постепенно становится крупным игроком на нефтяном рынке Европы и Азии. Кроме того, «сланцевая революция» дает американской нефтянке некоторые преимущества, но для того, чтобы их реализовать, необходима высокая цена на нефть. По некоторым данным, для активизации разработок сланцевых месторождения в США цена на «черное золото» должна превышать отметку в 65-70 долларов за баррель. Следовательно, выход из СВПД ложится в экономическую логику США. За последний месяц цены на нефть выросли почти на 14%. И все это не в последнюю очередь благодаря в том числе и ожиданиям решения Трампа по ядерной сделке. Сейчас нефть торгуется по цене 75-79 долларов за баррель. Это самый высокий уровень с ноября 2014 года, когда котировки резко упали.

Таким образом, выход США из ядерной сделки, который нарушает международное право, обусловлен целым комплексом причин и не является сумасбродным решением Дональда Трампа. Это далеко идущие планы республиканской и неоконсервативной администрации США, которую возглавляет не самый утонченный и мудрый политик современности. Следовательно, мир и регион ждут новые потрясения, которые могут стать серьезным испытанием для многих стран мира.

62.84MB | MySQL:102 | 0,571sec