Израильские эксперты о взаимодействии Израиля и России в сирийском конфликте

После недавней эскалации напряженности между Ираном и Израилем в Сирии и явном нарастании угрозы прямого противостояния, возникает вопрос о позиции России. Оказалась ли она в ловушке между «ястребами» и против своей воли вынуждена позиционировать себя в качестве сдерживающего фактора, или все-таки Москва может выиграть от израильско-иранской конфронтации, особенно на той его стадии, когда ситуация находится под контролем.

Данными вопросами задаются израильские эксперты – Цви Маген (бывший руководитель Института евразийских исследований в Междисциплинарном центре в Герцлии), Уди Декель (управляющий директор Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета) и др. в статье, опубликованной на сайте Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета[i]. По мнению авторов, Россия старается справиться со всеми вызовами, с которыми она сталкивается перед лицом Запада, Ирана и Израиля. С этой целью Москва использует кризисы, которые возникают между разными игроками, по-прежнему преследуя цель защиты режима сирийского президента Башара Асада. Москва добивается возможности использования рычагов воздействия для достижения доминирующего положения в Сирии, и прорыва международной изоляции. Отмечается, что не в интересах России вставать на ту или иную сторону в ирано-израильском конфликте. Что касается Израиля, то ему трудно будет согласиться с компромиссным предложением России, которое допускает присутствие иранских вооруженных сил и подконтрольных Тегерану группировок на сирийской территории. Иранцы, по мнению экспертов, угрожают Израилю, при этом их вооруженные отряды не нужны для борьбы проасадовской коалиции с повстанцами. Однако, поскольку ни Израиль, ни Иран не заинтересованы в эскалации конфликта, то они могут возложить на Россию роль посредника и сдерживающего фактора, чтобы та контролировала уровень напряжения между ними и сдержала стороны от скатывания к горячей стадии конфликта, когда ситуация выйдет из-под их контроля.

Месяц май этого года, отмечают эксперты, был насыщен праздниками и знаменательными событиями для президента В.Путина – инаугурация на четвертый президентский срок, через два дня – 9 мая, День Победы над нацистской Германией, а 15 мая – открытие моста, соединяющего Россию с Крымом. Однако на международной арене и в ближневосточном регионе для России реальность более сложная. «Кремль разочарован тем, что президент Дональд Трамп не может улучшить отношения между Россией и Соединенными Штатами, а международное давление на Москву даже усилилось. В апреле США ввели против России более жесткие санкции». Эксперты полагают, что в Кремле также обеспокоены продолжающимся расследованием вмешательства России в президентские выборы в США в 2016 году, что может привести к усилению давления на Москву. Кроме того, в последние два месяца России не хватало на международной арене в связи с двумя важными политическими процессами: кризисом с Северной Кореей (Лавров отправился с визитом в Пхеньян 31 мая – прим. авт.) и американо-европейским диалогом об отмене ядерного соглашения с Ираном, правда, в этом вопросе Россия недавно «вернулась в строй».

Россия продолжала осуществлять свою политику в Сирии. В Астане 15 мая состоялась очередная встреча сторон для установления контроля над зонами деэскалации. Одновременно, по мнению экспертов, росло ощущение того, что России не удается вырваться из сирийского конфликта, по крайней мере, тогда, когда она этого хотела.

Несмотря на успех в стабилизации режима Асада, Россия не смогла добиться политического процесса, который положил бы конец гражданской войне и внес изменения для продвижения урегулирования конфликта, прежде всего, путем демонстрации возвращения Дамаска на международную арену и отмены наложенных на него санкций. «Рычаг для отмены санкций не сработал по нескольким причинам: из-за отсутствия выхода из сирийского тупика, особенно в связи с необходимостью получения помощи со стороны международного сообщества, прежде всего Соединенных Штатов и европейских стран;  попытки сформулировать план договоренностей по Сирии, который был бы согласован всеми вовлеченными в конфликт сторонами».

«В отсутствии эффективного процесса урегулирования, Россия вынуждена будет продолжать оказывать помощь войскам Асада в освобождении районов, занятых повстанцами, и перемещении суннитского населения из районов, представляющих интерес для режима Асада, особенно к северу к провинции Идлиб, и взятии под контроль режима большей части густонаселенных районов Сирии».

Между тем в процессе достижения будущей договоренности по Сирии возросла напряженность между Россией и Ираном из-за независимой политики Исламской Республики. Тегеран стремится продвигать свои интересы в Сирии, даже за счет российских интересов, наращивая свое военное присутствие посредством подконтрольных ему группировок, и предпринимая такие шаги, которые могут привести к эскалации конфликта с Израилем.

Деятельность Ирана может нанести вред российскому «проекту», который направлен на поддержание режима Асада и обеспечение политического порядка, который российская сторона называет «нецентрализованной структурой», учитывающей ситуацию и соотношение сил на местах. С таким порядком иранцы не согласны, т.к. они стремятся к установлению централизованного режима с подконтрольным им правительством.

Похоже, что в последнее время в Сирии и вокруг напряженности между Израилем и Ираном Россия нащупала возможность для инициирования управляемого ею политического процесса.

Поддержка позиции той или иной стороны в ирано-израильском конфликте не в интересах России. Россия нуждается в Иране в краткосрочной перспективе, несмотря на спор с Тегераном по будущему устройству Сирии, в связи с центральной ролью Ирана в борьбе на земле в рамках в проасадовской коалиции.

Кроме того, Иран остается союзником России в антизападном лагере на международной арене. В то же время не в интересах России противостоять Израилю, конечно, в свете того, что Израиль может нанести ущерб режиму Асада, если тот не сможет помешать закреплению Ирана на своей территории и созданию прямой угрозы для Израиля.

Помимо статуса Израиля как ведущей региональной державы, способной сорвать любую враждебную деятельность в регионе, Россия также рассматривает Иерусалим как возможный мост между Москвой и Вашингтоном в свете особых отношений между Израилем и Соединенными Штатами. Подтверждение тому эксперты видят в факте присутствия Б.Нетаньяху 9 мая в Москве на Параде Победы, т.е. в течение той же недели, когда в Иерусалиме было открыто американское посольство.

При этом отмечается, что «российские внешнеполитические деятели и представители служб безопасности, которые поддерживают Иран, не испытывают симпатии к Израилю и враждебно настроены к Западу, критикуют появление Б.Нетаньяху рядом с В.Путиным на Параде Победы и исполнение национального гимна Израиля «Хатиква» на Красной площади».

«Президент В.Путин, продемонстрировав дружбу с Израилем, сигнализирует Ирану о том, что отношения Москвы с Тегераном не следует понимать как явный выбор в пользу Ирана». Эксперты задают вопрос – «как долго Россия сможет успешно маневрировать между Ираном и Израилем и контролировать события таким образом, чтобы они не вышли из-под контроля?»  Ответ следующий – «до тех пор, пока продолжается гражданская война и «война-марионеток» в Сирии, Россия явно будет пользоваться большой степенью свободы и возможностью гибкого маневрирования между сторонами».

Российская политика нашла свое выражение в результатах встречи В.Путина и Б.Нетаньяху в Москве 9 мая. Во-первых, свобода действий Израиля в сирийском воздушном пространстве по-прежнему будет соблюдаться и продолжится координация действий с российскими ВКС. Также актуальной остается просьба Израиля не предоставлять сирийцам ЗРК С-300, с чем Москва до настоящего времени соглашается. Что касается чрезвычайно чувствительного вопроса о присутствии Ирана в Сирии, Москва стремится достичь компромисса путем посредничества между двумя сторонами. Россия намерена сдерживать Иран и успокаивать Израиль из-за опасения начала конфронтации и потенциальной возможности Израиля нанести ущерб режиму Асада, а также позиции России как международного посредника. Компромисс, к которому стремится Россия, включает в себя ограничения на развертывание иранских войск и подконтрольных Ирану сил в Сирии, особенно их значительного удаления от сирийско-израильской границы, чтобы они не смогли напрямую угрожать Израилю. При этом экспертам не ясно, относится ли российское предложение также к развертыванию иранских систем вооружений в Сирии, в частности ракет класса «земля-земля» и систем противовоздушной обороны.

Относительно будущего устройства Сирии, во время недавнего визита Б.Асада в Сочи (17 мая с.г.) В.Путин заявил о необходимости вывода иностранных сил из Сирии. На следующий день последовало пояснение, что это касается всех иностранных сил в Сирии, в том числе Ирана, «Хизбаллы», Турции и Соединенных Штатов. Это требование изначально было сформулировано на конференции в Сочи, которая состоялась в начале 2018 года, и с российской точки зрения не подразумевает российские силы, которые были приглашены законным президентом Сирии и арендовали свои базы  также на законных основаниях.

Госсекретарь США Майкл Помпео также акцентировал внимание на присутствии Ирана в Сирии в своем выступлении от 21 мая, в котором он призвал Иран вывести свои войска из страны. Кроме того, Помпео угрожал, что США «разгромят» подконтрольные Ирану силы, пообещав, что «Иран больше никогда не получит карт-бланш на доминирование на Ближнем Востоке». Практически администрация Трампа оказывает Израилю широкую поддержку в деле предотвращения усиления Ирана в Сирии. Однако это не означает, что Соединенные Штаты будут действовать за Израиль для достижения этой цели.

На фоне вышесказанного, а также после массированных ударов Израиля по объектам и инфраструктуре иранских сил «Кудс» в Сирии в ответ на запуск ракет по Голанским высотам, экспертам трудно представить, чтобы Израиль согласился с российским компромиссным предложением. Ведь оно допускает иранское военное присутствие в Сирии, которое представляет угрозу для Израиля и не требуется для усиления проасадовской коалиции в борьбе с вооруженной оппозицией. «Но поскольку ни Израиль, ни Иран не заинтересованы в том, чтобы конфронтация между ними вылилась в войну, они могут позволить России играть роль посредника и сдерживающей силы, чтобы Москва контролировала уровень эскалации и одергивала конфликтующие стороны, когда события начинают выходить из-под контроля».

Оставим в стороне оценку экспертов возможности Ирана и Израиля что-либо позволять или запрещать России в процессе сирийского урегулирования. Тем не менее, представляется, что Москва успешно справляется и с этой задачей. Подтверждением тому являются частые и ставшие регулярными контакты на высшем уровне, а также между высокопоставленными представителями силовых ведомств России и Израиля, о чем свидетельствуют, состоявшиеся 31 мая в Москве переговоры министра обороны Израиля Авигдора Либермана и его российского коллеги Сергея Шойгу.

[i]                      Россия как сдерживающий фактор в ирано-израильском противостоянии в Сирии // Институт исследований национальной безопасности. 27.05.2018. URL: http://www.inss.org.il/he/publication/russia-as-restraining-factor-in-the-iranian-israeli-confrontation-in-syria/ (на иврите)

52.28MB | MySQL:103 | 0,490sec