О ситуации в северной афганской провинции Фарьяб

В последние месяцы ситуация в северной афганской провинции Фарьяб (численность населения — 954 тыс. человек по данным на 2007 г., площадь 20 293 кв. км) резко ухудшилась. Нельзя утверждать, что здесь есть что-то совершенно уникальное – эта провинция уже давно является одной из самых «оспариваемых». Серьезное влияние здесь имеют, как представители движения «Талибан», так и центральные власти. Особое место занимает местное узбеко-таджикское ополчение, которое подчиняется лидерам севера Афганистана. Ситуация в Фарьябе начала ухудшаться еще в 2017 году и достигла своего возможного пика к началу весны 2018 года. В Афганистане есть две провинции, которые населены в основном узбеками. Это Фарьяб со столицей в Меймене и Джаузджан с центром в Шибергане. Узбеки являются здесь наиболее влиятельной этнической группой, исторически власть в этих провинциях принадлежит именно их представителям. При этом волею судеб афганским узбеком не сильно повезло, обе провинции не имеют общей границы с Узбекистаном. И Фарьяб и Джаузджан граничат с Туркменистаном, который не играет никакой существенной роли в афганской политике. Однако Ташкент оказывает определенную поддержку своим соплеменника через территорию провинции Балх, где также есть община узбеков. К слову именно в кишлаке близ Шибергана, в Джаузджане, родился Абдул Рашид Дустум, который стал одним из самых видных афганских политических деятелей.

В 2017 году появились сообщения о том, что боевики «Исламского государства – Хоросан» объявили Джаузджан своей провинцией. После этого в афганских СМИ и на ресурсах, подконтрольных «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России), появились призывы вступать в их ряды. Примечательно, что они были сделаны на следующих языках: узбекском, чеченском, уйгурском. Кроме этого сообщения звучали и на пушту, арабском, фарси (дари) и урду. Если вторая группа языков не вызывает никаких вопросов – это одни из основных языков, на которых говорят немногочисленные боевики ИГ, то первая группа заслуживают того, чтобы на нее обратить внимание. Значительная, если не основная, часть местного состава всех экстремистских группировок состоит не из пуштунов. Скажем, местный «Талибан» очень часто называют «Нетипичным Талибаном», именно потому, что многие боевики являются не пуштунами, а узбеками, чеченцами, таджиками, уйгурами, арабами и т.д.. Здесь велика доля разного рода международных наемников, которые, по нашей информации, иногда сидят на зарплатах, которые получают из различных арабских государств Персидского залива. А 24 апреля с.г. в Фарьябе результате спецоперации талибов был убит соратник влиятельного экс-губернатора провинции Балх Атто Мохаммада Нура, командир местного таджикского ополчения Гулам Фарук. Бронированный автомобиль Гулама Фарука подорвался на придорожной мине, которая была установлена талибами. Командир ополчения с группой бойцов ехал на подмогу подразделению афганского МВД, которое подверглось нападению талибов в уезде Алмар. Позже спикер «Талибана» Забихулла Муджахед подтвердил причастность движения к убийству Гулама Фарука.

6 мая в том же уезде провинции Фарьяб произошел еще один теракт, который был организован талибами по схожему сценарию – минирование дороги. Тактика талибов на севере включает не только организацию терактов и минирование дорог. Зачастую, по крайней мере, в северных провинциях боевики движения «Талибан» производят прямые нападения на вооруженные группы, принадлежащие к их оппонентам – представителям таджикской и узбекской общины Афганистана. Так, 17 мая группа талибов совершила атаку на местного ополчения. Завязался бой, в результате которого погибло несколько десятков человек с обеих сторон. В ночь на 21 мая территория уезда Хваджа Сабзпош в Фарьябе подверглась достаточно массовому нападению талибов. По итогам столкновений нападавшие были вынуждены отступить. По официальным данным, боевики «Талибана» потеряли 20 человек убитыми и ранеными. При этом отметим, что почти весь май бои низкой интенсивности шли и в других уездах некогда стабильной относительно провинции. Сообщения об атаках талибов поступали из уездов Ширин Тагаб, Давлатабад и Балчараг, а также Алмар и Паштункот. Более того, в ряде случаев местным силовикам приходилось в спешном порядке просить помощи ВВС США. Напомним, что активизация боев на севере Афганистана началась после объявления 26 апреля традиционного «весеннего наступления» талибов. Ситуация в Фарьябе постоянно деградирует, оттуда то и дело поступают сообщения о терактах, боестолкновениях и т.д. Накануне, командующий американским воинским контингентов в Афганистане генерал Джон Николсон заявил, что боевики «ИГ-Хоросан» присутствуют лишь в трех провинциях Афганистана – Фарьяб была в их числе. Вся совокупность информации, которая поступает к нам из различных источников, а также новости из открытых публикаций приводят к необходимости провести  достаточно глубокий анализ ситуации на севере Афганистана.

52.22MB | MySQL:103 | 0,520sec