О текущем состоянии отношений Израиля и Кувейта на фоне обсуждения палестинской проблемы в ООН

На фоне событий, происходящих на палестино-израильском треке о своей поддержке акций, инициированных ХАМАСом, последовательно заявляет Кувейт. Комментируя «Марш возвращения» в Газе, эмир Кувейта Сабах IV отметил, что его страна будет с протестующими «до конца». В ответ на это он получил лестный реверанс от главы политбюро палестинской группировки И.Хании, отметившего «непоколебимую позицию Кувейта в отношении нашего (палестинского – авт.) народа и нашего (палестинского – авт.) национального дела».

Помимо этого Кувейт стал продвигать палестинскую проблему в международных организациях, делая это столь активно, что Израиль, которому часто недостает подобной помощи, мог только позавидовать. Только в мае власти Кувейта охотно поддержали инициативу Турции о проведении экстренного саммита ОИС, высказывали призыв признать суверенное палестинское государство со столицей в Иерусалиме и оправдывали антисемитское выступление главы ПНА М.Аббаса. Помимо этого представители Кувейта настаивали на экстренном заседании членов СБ ООН, инициированном в целях принятия антиизраильской резолюции. В ответ на последнее постоянный представитель Израиля при ООН в Нью-Йорке Д.Данон назвал эти действия «постыдными». По словам дипломата: «позорный проект резолюции — это предложение поддержать военные преступления ХАМАСа против Израиля и жителей Газы, которых отправляют умирать ради сохранения правления ХАМАСа».

В четверг благодаря усилиям США был заблокирован выдвинутый двумя днями ранее проект резолюции, предполагающий учреждение международной миссии по защите палестинского населения сектора Газа. При этом в качестве ответного действия кувейтские представители в Совбезе ООН заблокировали встречное американское заявления, призывающее палестинцев в Газе остановить «насильственные действия и провокационную активность». Комментируя это, один из членов группировки ХАМАС И.аль-Ришек сказал: «это новый успех, дополняющий серию дипломатических побед Кувейта по защите прав палестинцев и подрыве двойных стандартов американской администрации в решении палестинской проблемы».

В пятницу антиизраильскую тематику на сессии Арабской организации труда (АОТ) активно продвигала министр социальной политики и труда Кувейта Х.аль-Сабих. Она заявила, что Израиль является единственной страной мира, которая пренебрегает резолюциями ООН и не уважает права человека, продолжая нападки на палестинский народ. Также представитель страны выразила надежду, что следующее заседание АОТ пройдет в Иерусалиме – столице палестинского государства.

Учитывая нескрываемую тенденциозность инициатив, выдвигаемых Кувейтом, возникает вопрос, какими мотивами страна руководствуется в первую очередь, столь активно защищая интересы Газы. Действительно ли для Кувейта так важны палестинцы? Или его последние по времени действия являются логическим продолжением вражды с Израилем? Для иллюстрации справедливости последнего варианта можно привести серию доказательств. К примеру, яркий антиизраильский характер последней резолюции, предложенной Кувейтом, отмечают не только представители США, провозгласившие одной из основных задач своей работы в ООН защиту Израиля, но и ряд европейских государств, включая Францию и Великобританию. По мнению дипломатов упомянутых стран, текст документа выглядит крайне размытым и точно не указывает, каким должен быть мандат предполагаемой миротворческой миссии, при этом его разработчики явно рассчитывают, что основную ответственность возьмет на себя ЕС. Таким образом враждебная к Израилю часть региона добьется реализации сразу двух задач: снятия с себя палестинского бремени, прежде всего финансового, и стимулирования кризиса в отношениях Иерусалима и Брюсселя, которые и без того испытывают на себе сильное негативное влияние палестинской проблемы.

С другой стороны, яркая критика не исключает скрытого взаимодействия. Так, еще в прошлом году министр энергетики Израиля Ю.Штайниц признался, что страна поддерживает связи со многими государствами мусульманского мира, но зачастую вынуждена делать это в закрытом режиме. По его словам: «Обычно те, кто хочет, чтобы эти связи оставались секретными – противоположная сторона…Мы уважаем пожелания другой стороны, когда развиваем контакты, будь то Саудовская Аравия  или другие арабские или мусульманские страны». В этом контексте стоит отметить, что с 2013 г. появлялись различные сообщения о возможностях кувейтско-израильского сотрудничества, высказанные местной оппозицией. Депутат Национального собрания Н.аль-Фадль, известный ярой борьбой с исламизмом, отмечал: «если безопасность Кувейта требует закупки израильского оборудования, я пошел бы на это и любил бы Израиль». Его коллега независимый депутат Х.аль-Досари вообще сообщил местному телевидению, что шариат не запрещает иметь дел с израильтянами, подчеркнув: «Вы меня критикуете? Пойдите, критикуйте Пророка Мухаммеда. Мусульманин не разговаривает. Он подчиняется указаниям Пророка Мухаммеда». В январе 2018 г. кувейтский журналист А.аль-Фадль на страницах газеты al-Watan открыто поддержал идею президента США Д.Трампа прекратить финансирование Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам, называя эту организацию «расисткой», хотя на официальном уровне страна пошла на увеличение своих взносов после решения Вашингтона.

С другой стороны, в нынешней поддержке палестинцев со стороны Кувейта есть много противоречий. Во-первых, из высказываний его представителей, которые они так охотно делают на международных форумах не совсем понятно, на чьей они стороне – ХАМАСа или ФАТХа, хотя разница подходов двух группировок очевидна, а вражду преодолеть им так и не удалось. Из этого следует, что действия страны по своей сути представляют собой те же «ритуальные» формы поведения, которыми пользуются, к примеру, власти Саудовской Аравии, когда вынуждены создать видимость защиты интересов своих единоверцев, что необходимо, учитывая претензии на региональное лидерство. Сейчас для Кувейта эта задача особенно остра, принимая во внимание текущую позицию в СБ ООН, позволяющую быть своего рода голосом арабского мира, и тем самым повышая свой авторитет в нем.

Таким образом, отношения Израиля и Кувейта сегодня, безусловно, далеки от того, чтобы считаться дружественными, да и для прохождения пути, аналогичного контактам Эр-Рияда и Иерусалима, им еще многое предстоит. Впрочем, с высокой долей вероятности можно предполагать, что определенный задел для контактов создан, что иногда подтверждается не только израильской стороной, но и кувейтской оппозицией. В этой связи можно ожидать смягчения риторики страны после окончания срока полномочий в Совбезе.

52.21MB | MySQL:103 | 0,802sec