К вопросу о призыве России о необходимости комплексного вывода иностранного контингента из Сирии

18 мая в Сочи прошла встрече президентов России и Сирии Владимира Путина и Башара Асада. Позже выяснилось, что В.Путин в беседе с Б.Асадом говорил о «необходимости вывода из Сирии воинских контингентов, находящихся там нелегитимно». «Существуют страны, которые имеют своих солдат и офицеров на сирийской территории в де-факто нелегитимном с точки зрения международного права режиме. Именно об этих странах и идет речь», — сказал Дмитрий Песков. Пресс-секретарь президента напомнил, что ряд государств находятся в состоянии военно-технического сотрудничества с Дамаском, российские военные, в свою очередь, находятся в Сирии по обращению руководства этой страны, и имеют все легитимные основания там пребывать. «Но далеко не все страны, скажем так, юридически безупречно находятся в Сирии», — добавил он. «Исходим из того, что в связи со значительными победами и успехом сирийской армии в борьбе с терроризмом, с началом более активной части, с началом политического процесса в его более активной фазе иностранные вооруженные силы будут выводиться с территории Сирии», — сказал президент В.Путин. Между тем спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев также призвал к выводу иностранного контингента из Сирии. «Это все должно делаться в комплексе», — сказал Лаврентьев. «Это сигнал… Противостояние уже на завершающей стадии, потому что «Исламское государство» практически разгромили, небольшие остатки есть, кое-где, естественно, остаются «Джебхат ан-Нусра» и другие организации, это потребует какое-то время (вывод контингента). Под этим предлогом, кстати, американцы и остаются там, на севере, говорят — мы не можем уйти, пока не будут полностью созданы условия для того, чтобы безопасно проживать на северных территориях. Пока ИГ не будет разгромлено, они считают, что еще достаточно большое количество (террористов) находится к востоку от Евфрата», — сказал спецпредставитель президента России.

В чем же значение призыва официальной Москвы? Известно, что семилетняя гражданская война в Сирии привела к превращению этого конфликта в один из основных геополитических узлов современной системы международных отношений. В сирийскую войну было втянуто большое количество иностранных государств, как региональных, так и великих держав. На сегодняшний день на территории Сирии находятся армии России, Турции, США. Значительно по масштабам и влиянию присутствие иранского фактора, которые имеет разные формы – от военнослужащих до специалистов и советников. Большое влияние имеют различные шиитские группировки из Ирака и Афганистана, чьей переброской в Сирию занимаются, в том числе и иранские специалисты (особенно из Афганистана). В Сирии присутствуют группировки, состоящие из хазарейцев, которые комплектуются, как из иранцев (мигранты), так и собственно афганских хазарейцев. Кроме того, свои боевые группировки на территорию Сирии имеют ряд арабских государств – Ирак, Саудовская Аравия. Некоторые страны Персидского залива, например, Катар, активно спонсируют ряд оппозиционных группировок, в том числе экстремистских. По нашей информации, на юге Сирии имело место присутствие иорданского спецназа. Кроме того, в конфликте задействованы египетские специалисты, которые оказывают содействие Дамаску. Не менее активны и представители ряда европейских государств. По крайней мере, можно говорить об активном присутствии в Сирии военных специалистов и сотрудников спецслужб Великобритании, Франции, Германии. В арабской прессе были сообщения о присутствии военных специалистах из других стран Европы, которые менее активны на дипломатической и геополитической сцене. И отдельный вопрос – активное и масштабное присутствие в Сирии ливанского радикального движения «Хизбалла», которое, как известно, имеет самые тесные связи с Ираном. Одним словом, кого только в Сирии нет.

Возник вопрос: кому именно был обращен призыв России? А точнее говоря, очевидно, что Россия имела в виду военные контингенты из  США и Турции. Именно к ним в первую очередь был обращено заявление президента России. Кроме того, очевидно, что Москвы выступает за скорый вывод из Сирии различных вооруженных группировок. Но возник еще один вопрос: имеют ли в виду российские официальные лица, в том числе и вооруженные группировки Исламской Республики Иран, которые активно присутствуют в Сирии с самого начала гражданской войны. Официальный призыв Москвы не остался незамеченным в странах Ближнего Востока. 2 июня министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем заявил, что на территории арабского государства отсутствуют иранские вооруженные силы. «Иран поддерживает Сирию в борьбе с терроризмом с самого начала конфликта, а боевиков спонсируют Турция, Саудовская Аравия и Катар. Военного присутствия Ирана в Сирии нет, есть лишь военные советники, которые сотрудничают с вооруженными силами Сирии», — подчеркнул В.Муаллем.

Анализируя заявления Москвы и реакцию на нее стран региона, нужно учитывать целый комплекс сложных двусторонних и многосторонних отношений. Очевидно, что Россия имела право на такой призыв. Более того, он имеет свою объективную логику и значение. Основная фаза боевых действий в Сирии подходит к концу. Сейчас в Сирийской Арабской Республике идет сложный процесс диверсионно-террористической войны противников режима Б.Асада с Дамаском, «Хизбаллой», иранскими военными специалистами и советниками, а также шиитским альянсом. Учитывая всю сложившуюся обстановку, начать процесс политического урегулирования в Сирии невозможно. Очевидно, что, если мы говорим об урегулировании, то страну должны покинуть (в теории, ясно, что это не произойдет в ближайшее время) сначала войска или военные специалисты Турции и США. Они находятся на территории Сирии незаконно. Наряду с этим, необходимо вывести вооруженные формирования, которые находятся под влияние ряда арабских стран Залива. Затем стоит обратить внимание на присутствие в Сирии многочисленных шиитских группировкой, а также «Хизбаллы». Что же касается иранского присутствия, то оно регламентировано двусторонним договором между Дамаском и Тегераном. Если международное сообщества хочет покончить с войной в Сирии и начать процесс примирения, то следует постепенно и комплексно выводить все войска из этой страны. Россия в свою очередь имеет законно основание на военное присутствие в Сирии, поэтому ее этот процесс не касается. Весь этот процесс может быть комплексным и постепенным. В этом контексте заявление и призыв Москвы кажется совершенно уместным и логичным.

52.25MB | MySQL:103 | 0,472sec