Иракские эксперты о перспективе развития ситуации с водами реки Тигр

4 июня, эксперт по водопользованию, Аун Зияб дал интервью журналистам иракского новостного портала «Аль-Сабах аль-Джадид», приведя в нем некоторые технические аспекты турецкой программы по возведению гидротехнических сооружений и оценки их влияния на водное хозяйство Ирака. Касаясь пресловутой плотины Аль Ясу, эксперт отметил, что наполнение ее чаши, начатое в марте, при всех негативных последствиях, все-таки ограничено по времени в том смысле, что по мере заполнения резервуара, стоки для воды будут открыты для выработки гидроэлектроэнергии. Эта плотина замысливалась как ГЭС. Поэтому, воды Тигра, рано или поздно, смогут продолжить свой путь к Мосульской дамбе, уже на территории Ирака, где можно будет маневрировать ими в зависимости от необходимости.  Однако, Турция не собирается ограничиваться только этим гидротехническим узлом, подчеркивает эксперт, ниже по течению готовится к возведению еще одна плотина – Джазра, расположенная южнее Аль Ясу, и вот она как раз, предназначена для ирригационных целей, что делает поступление воды в Ирак еще более ограниченным.

При оценке текущего воздействия фактора турецкой плотины на дебет Тигра, А.Зияб предпочитает считать имеющиеся данные «не совсем точными и относительными, нуждающимися в более длительной деталировке», поскольку оценить процессы, творящиеся ниже по течению и подсчитать дефицит воды не представляется возможным за короткое время. Речь, по мнению эксперта, должна идти о более-менее длительном мониторинге.

Тут мы позволим себе небольшую ремарку. Недостаток водных ресурсов уже был озвучен на днях министром водного хозяйства Ирака – это около половины от потребностей страны. Вне зависимости от того, сколько времени наблюдать за сбросом вод Тигра, неделю, две, или месяц. То, что А.Зияб обращает внимание на общую засушливость этого лета и отсутствие дождей, обычно выпадавших в ноябре и в декабре, а в этом году, сместившихся ближе к февралю и в сокращенном количестве, по нашей оценке не умаляет того обстоятельства, что целый каскад гидротехнических сооружений на турецкой территории, и, кстати, на сирийской, не оставляют Ираку выбора, кроме как принятия срочного пакета мер на уровне чрезвычайной компании по рачительному использованию воды.  Полагаться на дожди и при этом не заниматься ремонтом каналов и водохранилищ, теряющих сотни кубометров воды из-за изношенности стенок, оставлять без внимания сооружение соседями все новых дамб, ведь и Турция и Сирия по течению Тигра имеют огромные сельскохозяйственные площади, было бы верхом бесхозяйственности и безответственности. Кстати, Ираку еще повезло, что на протяжении последних нескольких лет сирийские ирригационные системы и комплекс плотины Аль-Асад были большей частью заброшены или повреждены в результате гражданской войны и никто и ничто не мешало воде Тигра, миновавшей ловушки турецких водохранилищ следовать далее на юг. Сейчас, по мере наведения порядка и возвращения центральных районов САР под контроль центрального правительства, начнутся и восстановительные работы, и орошение, и выработка электричества на ГЭС. Следовательно, воды начнет поступать меньше и меньше.

Проблема усугубляется полным правовым вакуумом в этой области. Например, Турция, ни, к слову, ни Иран, не являются участником соответствующих конвенций Организации Объединенных Наций, в частности, Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков. В ней прописаны важнейшие для подобных коллизий определения, например:

  1. a) «водоток» означает систему поверхностных и грунтовых вод, составляющих в силу своей физической взаимосвязи единое целое и обычно имеющих общее окончание;
  2. b) «международный водоток» означает водоток, части которого находятся в различных государствах;
  3. c) «государство водотока» означает государство — участника настоящей Конвенции, на территории которого находится часть международного водотока, или Сторону, являющуюся региональной организацией экономической интеграции, на территории одного или более государств-членов которой находится часть международного водотока;
  4. d) «региональная организация экономической интеграции» означает организацию, образуемую суверенными государствами конкретного региона, которой ее государства-члены передали компетенцию в отношении вопросов, регулируемых настоящей Конвенцией, и которая была должным образом уполномочена в соответствии с ее внутренними процедурами подписать, ратифицировать, принять, утвердить Конвенцию или присоединиться к ней.

Статья 5 Конвенции определяет, что государства водотока используют в пределах своей соответствующей территории международный водоток справедливым и разумным образом. В частности, международный водоток используется и осваивается государствами водотока с целью достижения его оптимального и устойчивого использования и получения связанных с этим выгод, с учетом интересов соответствующих государств водотока, при надлежащей защите водотока.

6-я же статья, прямо и недвусмысленно прописывает регламент выполнения водопользования:

Факторы, относящиеся к справедливому и разумному использованию

  1. Использование международного водотока справедливым и разумным образом по смыслу статьи 5 требует учета всех соответствующих факторов и обстоятельств, включая:
  2. a) географические, гидрографические, гидрологические, климатические, экологические и другие факторы природного характера;
  3. b) социально-экономические потребности соответствующих государств водотока;
  4. c) зависимость населения от водотока в каждом государстве водотока;
  5. d) воздействие одного или нескольких видов использования водотока в одном государстве водотока на другие государства водотока;
  6. e) существующие и потенциальные виды использования водотока;
  7. f) сохранение, защиту, освоение и экономичность использования водных ресурсов водотока и затраты на принятие мер в этих целях;
  8. g) наличие альтернатив данному запланированному или существующему виду использования, имеющих сопоставимую ценность.

Решающее определение содержит Статья 7 — Государства водотока при использовании международного водотока на своей территории принимают все надлежащие меры для предотвращения нанесения значительного ущерба другим государствам водотока.

Не трудно убедиться, что складывающаяся в Ираке ситуация с водоснабжением не имеет ничего общего с духом и буквой этого международного документа. А все попытки договориться хотя бы на региональном уровне о рациональном водопользовании ни к чему не приводили, автоматически переводя ситуацию в область силовых и гибридных решений, не сулящих ничего хорошего для стабильности в этом, и так весьма нестабильном регионе.

Напомним читателям, что в начале 1980-х годов одним из реальных поводов – претензий Ирака к Ирану была ситуация с демаркацией русла реки Шатт-эль-Араб, получающейся, как известно, после слияния Тигра и Евфрата. Тогда переговоры закончились ничем, продолжались они и долгое время после заключения мира, настолько этот вопрос был чувствителен для стран-соседей. И хотя, камнем преткновения были судоходные фарватеры, никто не сбрасывал со счетов и проблемы водоснабжения иракской Басры и иранского Хорремшехра.

Свыше сорока протоколов о намерениях в сфере водопользования было подписано Ираком с соседями, — сетует министр водных ресурсов страны Хасан аль-Джинаби, однако, ни один из них на деле не выполняется. Правительству Ирака придется принимать кардинальные решения в этой сфере экономики, поскольку, кроме сельского хозяйства, от нее зависит элементарное выживание многомиллионной страны. Невозможно из года в год ставить эти вещи в прямую зависимость от того, что заблагорассудится соседям. По нашему мнению, начинать надо с национальной программы водной экономии и тотального наведения порядка в водном хозяйстве страны, удручающие виды, например, канала имени Армии, в Багдаде, не оставляют сомнения в том, что даже, если бы воды Тигра и Евфрата брали свое начало где-нибудь в Киркуке, в Багдад бы они, все равно, приходили изрядно загрязненными и иссякшими.

62.83MB | MySQL:102 | 0,562sec