Выборная программа-2018 Народно-республиканской партии Турции. Часть 8

Продолжаем краткий разбор предвыборной программы главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции, обнародованной 26 мая с.г. Программу представил лично председатель партии Кемаль Кылычдароглу. Напомним, что предыдущую статью мы закончили разбором вопросов, касающихся создания в стране регионов (т.н. «поясов» — В.К.) развития и, в целом, повышения логистического потенциала страны.

Итоговую цель всех этих мероприятий НРП декларирует следующим образом: превратить Турцию в технологический и логистический центр, связывающий Европу с Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией.

Тут, вообще говоря, стоит добавить, что нынешним руководством страны, действительно, делается довольно много для того, чтобы превратить страну в логистический хаб – что следует из массового строительства объектов инфраструктуры, включая аэропорты, линии ж/д сообщения, морские порты, автодороги, мосты, туннели и проч. Не случайно, нынешний премьер-министр страны – Бинали Йылдырым – бывший многолетний министр транспорта.

Однако, с технологиями ситуация в Турции обстоит на порядок хуже – в условиях прозрачных границ и глобализации мозги утекают туда, где им прибыльнее, легче и комфортнее работать и жить. Как показывает практика, это направление в наши дни неизменно звучит, как «Go West!».

В Турции — и налоги высокие и жить стало намного неспокойнее по сравнению с началом 21-го века, когда ПСР приходили ко власти. Тогда у страны в глазах бизнеса был имидж тихой заводи, где «ничего не происходит». На то, чтобы этот имидж поправить, даже если предпринять кардинальные шаги, в первую очередь, в сфере внешней политики, уйдет не один год.

Продолжаем разбор программы НРП.

Интересным образом, если Партия справедливости и развития (ПСР) идет на выборы под лозунгом об административной реформе – объединении министерств и ведомств (при этом, число министерств должно снизиться с 21 до 14 – В.К.) и оптимизации их работы, то НРП говорит о создании новых структур, столь многочисленных, что сразу возникает вопрос о том, откуда взять на это средства? Не говоря уже о том, что профили многих министерств, предложенных НРП, – столь новаторские, что практически не имеют аналогов в мире.

Перечислим:

  1. Министерство трудовых ресурсов:

Создается в поддержку Министерству образования с целью обеспечения пожизненной системы обучения и подготовки кадров. Его главной задачей будет обеспечивать баланс между образовательными услугами и спросом на специалистов соответствующего профиля.

  1. Министерство по делам женщин:

Явный популизм, о котором мы писали – в расчете на поддержку женщин-избирателей в стране, где вопрос равенства между мужчиной и женщиной не сходит с повестки дня, дать слабому полу (термин – исключительно российский, в Турции выразиться в таком духе немыслимо и небезопасно – В.К.) «погремушку», которая сама, к тому же, станет центром сексизма. Сможет ли быть министром по делам женщин мужчина? Будут ли назначаться на ключевые должности в министерстве мужчины? Будут ли там мужчины, вообще, работать? И, вообще, чем они там собираются заниматься столь тесным женским коллективом?

Как сдержанно на эту тему говорят НРП, главной задачей Министерства по делам женщин будет обеспечение равенства между мужчинами и женщинами в турецкой жизни. От дальнейших комментариев воздерживаемся.

  1. Министерство ремесел:

Про прогрессивную идею о создании Министерства ремесел, целью которого будет донесение до политиков проблем, стоящих перед ремеслами и народными промыслами, мы уже писали. Опять же, популизм, который явно не пойдет на пользу стране, которая соревнуется в вопросе технологий в жестком на конкуренцию 21-м веке.

Можно было бы понять создание в стране Министерства стартапов – менее чем за десятилетие 5 крупных турецких стартапов были проданы западным инвесторам – глобальным корпорациям за сумму свыше 1,35 млрд долл. и эти деньги будут реинвестированы цифровыми предпринимателями в новые проекты и так далее по кругу.

Воздержимся от перечисления всех успешных турецких проектов. Отметим лишь несколько ярких примеров.

Допустим, всетурецкий сервис доставки еды Yemek Sepeti был продан немецкой компании Delivery Hero в 2015 году за сумму около 589 млн долл. Интернет-магазин GittiGidiyor в 2011 году – американской eBay за 218 млн долл. Буквально на днях пришла новость о том, что турецкая компанию по созданию игр для мобильных устройств Gram Games была продана американской корпорации Zinga за сумму в 250 млн долл.

На самом деле – вот он главный способ привлечения прямых иностранных инвестиций. В наши дни он лежит уже отнюдь не в сфере приватизации государственных активов (которые когда-то да закончатся – В.К.) и не в том, чтобы вывести инвестора в чистое поле и предложить ему построить завод, а в том, что самой страной с нуля создается бизнес, доводится до определенного уровня интересности в глазах (зарубежных или нет – В.К.) инвесторов и продается. Это – задача вполне министерского уровня. Но НРП озабочены сохранением народных промыслов настолько, что под задачу, которая от силы тянет на департамент в министерстве, планируют выделить отдельное министерство целиком.

52.25MB | MySQL:103 | 0,568sec