Тенденции предвыборного расклада в Турецкой Республике. Часть 1

Выборы в Турции в состоянии выигрывать только правые, националистические и консервативные, партии. Это утверждение перешло в разряд аксиом, характеризующих внутриполитический расклад в современной Турецкой Республике. Чем левее партия, тем меньше её популярность среди населения.

Вопрос светскости также претерпел заметные изменения, в частности, в риторике главной оппозиционной Народно-республиканской партии Турции. Воинствующая светскость, в форме установления жесткого дресс-кода для тех же государственных служащих и учащихся ВУЗов, сменилась лишь одним тезисом. Государство в дела религиозные не вмешивается, а религия не вмешивается в дела государства и не является инструментом политики, ни внутренней, ни внешней. Впрочем, насчёт последнего есть серьезные сомнения в реализуемости тезиса: Турция – видный борец в мире за права мусульман и, если она резко изменит свою позицию, «арабская улица» её просто не поймёт.

Но, как бы то ни было, НРП, даже претерпевающая ребрендинг, не является стороной, которая в состоянии привлечь националистически настроенный электорат. Ни на президентских (где Мухаррем Индже пытается выступить в роли надпартийного кандидата – В.К.), ни, тем более, на парламентских выборах. Свои 25% НРП, привычным образом, получит c некоторой погрешностью.

К бренду партии будет привязан и личный рейтинг Мухаррема Индже, который смотрится довольно неплохо и свежо, по сравнению с Кемалем Кылычдароглу. Не вина последнего, что, невзирая на правильные вещи, которые он произносит, он не любим в нужной степени турецким народом. Просто у турецкого народа свои предпочтения – народ предпочитает более шумных и резких политиков, способных завести толпу. Так что, Мухаррем Индже, который нагнетает риторику, может получить больше рейтинга партии, но разве что «чуть больше».

Оттого и не боится действующее руководство страны ни председателя НРП К.Кылычдароглу, ни кандидата от партии М.Индже, ни саму партию и примкнувшие к ней левые движения. Им обеспечивается максимальный доступ к центральным теле- и радиоканалам, а также полная поддержка на местах в вопросах организации и обеспечения безопасности их мероприятий. Только за истекшие несколько дней оба главных действующих лица от НРП отметились развернутыми интервью центральным каналам, таким как CNN Türk и Haber Türk. Что совершенно невозможно, если бы действующее руководство страны их за конкурентов считало бы.

Такой вольготной жизни и близко не наблюдается в отношении Мераль Акшенер – председателя Хорошей партии Турции и кандидата в президенты страны. Её на телеэкране – днем с огнем не найти. Освещение же, когда оно дается, — достаточно скупо и, как правило, грешит тем, что призвано заретушировать масштаб её истинной поддержки со стороны избирателей. Это, скажем, проявляется в углах обзора, когда показываются митинги с её участием. Административная поддержка в организации массовых мероприятий – также далека от того, что делается для НРП.

А, вместе с тем, опросы общественного мнения, которые не публикуются в масс-медиа, но доступны по спецподписке, показывают в эти дни следующий расклад («если бы выборы проходили сегодня» — В.К.): ПСР – 42%, НРП – 22%, ХП – 15%, ПДН – 12%, ПНД – 3%. При этом фиксируемый тренд в отношении ПСР – падающий, в отношении НРП – устойчивый, в отношении ХП – растущий, в отношении ПДН – небольшая тенденция к росту, ПНД – по факту, политический труп, хотя и с разветвленной партий инфраструктурой, которую партия Тюркеша уже поставила на службу ПСР.

Но это расклад — в отношении партий. А вот истинного потенциала Мераль Акшенер, как кандидата в президенты, мы не узнаем до второго раунда выборов, разумеется, в том случае, если он состоится. Но обогнать Мухаррема Индже у Мераль Акшенер все шансы есть.

Быть сильной женщиной в этом исключительно мужском коллективе, причем – первой, по-настоящему, сильной женщиной, «железной ханым», в новейшей турецкой истории для Мераль Акшенер – огромная фора, которую лишь надо суметь использовать, играя на женском вопросе в Турции, который является одним из самых наболевших.

При этом, влияние турецких женщин, отнюдь, не ограничивается их долей в населении страны (49% против 51% мужского населения – В.К.). По факту, именно женщина в турецких семьях играет решающую роль, хотя со стороны должно выглядеть все пристойно, то есть, с точностью до наоборот.

Теперь дело за малым – убедить турецких женщин в том, что их роль будет, по Жванецкому, не только ночью, но и днем, в политике и в бизнесе, по-крайней мере, не уступающей мужской. Какая турецкая женщина не мечтает о таком общественном признании?

Так что, именно, Мераль Акшенер и правая Хорошая партия рассматривается правящей Партией справедливости и развития в качестве главного конкурента, играющего с ней на одной «поляне» и забирающей у неё электорат. И именно на неё, а ещё и на курдскую Партию демократии народов, которую жизненно важно оставить за пределами 10%-го избирательного барьера, оказывается максимальный прессинг.

62.82MB | MySQL:102 | 0,756sec