Турецкая экономика через призму своих брендов

Известная аналитическая компания Brand Finance» чья штаб-квартира находится в Великобритании и которая имеет достаточно разветвленную сеть своих представительств за рубежом, занимается оценкой стоимости международных брендов, как в целом, так и в отдельных отраслях. Накануне она обнародовала результаты своего очередного исследования, посвященного Турции образца 2018 года, под заголовком «Самые дорогие турецкие бренды – Турция-100». Турецкое исследование вышло у компании уже в 11-й раз.

Отчет о брендах представляет несомненный интерес с той точки зрения, что демонстрирует читателям фундаментные камни, лежащие в основе национальной экономики. Соответственно, это — та основа и та специализация, на которой экономика строится. Масштаб же крупнейших национальных игроков, в сопоставлении с зарубежными аналогами, дает представление и о месте экономики в мировой хозяйственной системе.

Итак, кто же вошел в десятку самых дорогих брендов Турции? Перечислим и приведем стоимость (капитализацию – И.С.) каждого бренда в списке.

  1. Авиакомпания Турецкие авиалинии 2,042 млрд долл.
  2. Телекоммуникационная компания Türk Telekom 1,917 млрд долл.
  3. Сотовый оператор Turkcell 1,841 млрд долл.
  4. Банк Akbank 1,649 млрд долл.
  5. Банк Garanti 1,584 млрд долл.
  6. Банк Ziraat 1,432 млрд долл.
  7. Банк İş 1,334 млрд долл.
  8. Производитель бытовой техники Arçelik 1,258 млрд долл.
  9. Банк Yapı Kredi 937 млн долл.
  10. Завод Ford Otosan 878 млн долл.

Итого, первая десятка брендов Турции стоит 27,5 млрд долл.

На самом деле, даже из самого по себе этого, урезанного, списка можно вывести очень многое про турецкую экономику. В частности, про то, что Турция строится в качестве логистического и коммуникационного центра, а также сборочного цеха для международных корпораций. Но развивает и свои собственные. А также про развитость в стране сегмента услуг.

Из того, что не вошло в десятку и является достаточно интересным. Оборонная корпорация Aselsan, по сравнению с данными 2017 года, увеличила свою капитализацию на 91%, составившую 271 млн долл. и поднялась на 28 строчку рейтинга. Эта тенденция лежит в русле политики действующего руководства Турции по развитию ВПК страны вплоть до его полной (или подавляющей – И.С.) автономии от поставок из-за рубежа.

Лидером в списке по капитализации среди строительных компаний является хорошо известная компания Enka c 26-й строчкой и 289 млн долл. За ней, с достаточно заметным отрывом следует компания TAV, специализацией которой является строительство и эксплуатация аэропортов, как в Турции, так и по всему миру. Она занимает 36-ю строчку со 157 млн долл. капитализации. Наличие всего двух компаний строительно-подрядного сектора, являющегося в подлинном смысле локомотивом турецкой экономики, в списке крупнейших брендов страны – явление достаточно любопытное и неочевидное. Заметная «докапитализация» других строительных турецких брендов – более чем реальна.

Кстати, ни одна турецкая строительная компания не вошла в уже другой список Brand Finance»2018 года из 25-ти крупнейших инженерных и строительных корпораций. Но это, собственно, чуть более понятно, поскольку верхние строчки там занимают компании, производители «железа» из сферы высоких технологий. Строителям за их капитализацией, со своими экскавационными и бетонными работами, просто не угнаться.

Равно как и крупнейшим турецким корпорациям невозможно дотянуться до лидирующих мировых брендов, чья капитализация оценивается в десятки и сотни миллиардов долларов, включая Amazon (151 млрд долл.), Apple (146 млрд), Google (121 млрд), Samsung (92 млрд), Facebook (90 млрд), AT&T (82 млрд), Microsoft (81 млрд), Verizon (63 млрд), Walmart (61 млрд), ICBC (59 млрд). Предсказуемо заранее, но, тем не менее, не лишним является обратить внимание – ни одна из этих компаний не является сырьевой или перерабатывающей.

Теперь, какое место турецкие бренды занимают в мире? — На этот счет Brand Finance в 2017 году опубликовала рейтинг национальных брендов со всего мира (лидирующие двадцатки) с их суммарной капитализацией. По этому параметру Турция заняла 24 место с 570 млрд долл. Россия – 17-ю строчку с 832 млрд долл. Интересна и динамика: по сравнению с предыдущим годом Турция увеличила капитализацию своих корпораций на 20%, а Россия – на 13%.

Первая десятка лидеров выглядит следующим образом: США (21,1 трлн долл.), Китай (10,2 трлн), Германия (4,0 трлн), Япония (3,4 трлн), Великобритания (3,1 трлн), Франция (3,0 трлн), Канада (2,1 трлн), Индия (2,0 трлн), Италия (2,0 трлн) и Южная Корея (1,8 трлн). Для того, чтобы войти в список первых пятнадцати стран, в наши дни надо пробить отметку в 1 трлн долл. И насчёт динамики: рост лидера списка США в 2017 году составил 2%, а Китая – 44% (!), что дает полное представление о том, какими темпами устраняется разрыв между двумя лидирующими экономиками мира.

И в заключение про Турцию: 24-е место страны – есть более, чем достойный для турок результат. Однако, рост страны в ближайшие годы будет сдерживаться не столько ввиду отсутствия экономического потенциала, который наличествуют, а сколько в силу переменчивой и неоднозначной внутри- и внешнеполитической конъюнктуры.

52.24MB | MySQL:103 | 0,544sec