О реализации нефтяных взаимозачетов между Ираком и Ираном

Ирак и Иран приступили к регулярной практике обмена партиями сырой нефти, что существенно укрепляет позиции Исламской Республики в свете оказываемого американского давления. Согласно сообщению иранского агентства ШАНА (SHANA), стороны начали осуществлять обменные операции, когда киркуская нефть, поступающая в Иран пока, главным образом, наливным транспортом, используется на местных НПЗ. Ирак же, в зачет, получает сырую нефть в своих южных прибрежных терминалах.

Реализация этого плана стала возможной после провала в прошлом году затеи с проведением референдума о независимости Иракского Курдистана и разгрому большей части террористических формирований «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), действовавших на территории провинции Киркук. Последовавший отвод курдских военизированных формирований и начало работ по ремонту и возобновлению добычи на большинстве месторождений этой одной из богатейших нефтью, северных провинций Ирака под юрисдикцией Министерства нефти сделал возможным поставки сырья на иранский НПЗ в Керманшахе. Многие из числа противников укрепления ирано-иракской кооперации вообще, и Ирана, как такового, подвергли это соглашение критическим оценкам, апеллируя к якобы намерениям Ирана установить контроль над региональными источниками сырья. В Тегеране это неоднократно опровергали, разъясняя, что подобный маневр нефтью имеет чисто экономический резон и взаимовыгоден для сторон: для Ирана он снимает следствие структурной диспропорции в расположении нефтяных трубопроводов и дает возможность загрузить сырьем НПЗ в Керманшахе, устранив тем самым некоторый дефицит бензина и солярки на севере страны, Ирак, взамен, всегда имеет под рукой дополнительное количество нефти на юге, куда пока нет возможности направлять киркускую нефть через имеющиеся трубопроводы. Сверх того, что по ним и так перекачивается.

Согласно сообщению SHANA, в Иран ежесуточно направляется от 30 до 60 тысяч баррелей нефти, в планах сторон строительство нитки трубопровода, которая позволит отказаться от наливного транспорта. По трубопроводу планируется перекачивать до 250 тысяч баррелей нефти в сутки.

Ранее, мы уже сообщали о сперва возникших проблемах в выполнении поставок из Киркука. Первоначальный план по доставке иракской нефти наливным автотранспортом оказался трудновыполнимым «по соображениям безопасности». Иранские пограничные службы не располагали необходимым рентгеновским оборудованием для досмотра грузового транспорта. В результате, удалось договориться с Ираком об использовании имеющихся у последнего рентгеновских установок. Изначально планировалось отправлять наземным путем до 60 тысяч баррелей нефти в сутки, но из-за технических затруднений, пока что, в сутки провозится максимум 35-40 тысяч баррелей. Ощущается и нехватка автотранспорта.

Что касается самой идеи строительства ирано-иракского трубопровода, то соглашение на этот счет было подписано еще в феврале текущего года между министерствами нефти двух стран, причем, кроме северного участка, существует план строительства и новой южной ветки, из иракской Басры в иранский Абадан.

Трубопроводный вариант позволит обеспечить стабильность поставок, поскольку до сегодняшнего дня, иракской стороне периодически приходилось прерывать поставки, идущие через территорию курдских провинций, превратившихся в последнее десятилетие в настоящую «черную дыру» и рай для нефтяных контрабандистов, которые самостоятельно поставляли и поставляют нефть в Иран, иногда решительно невозможно было разобраться кто, кому, куда и сколько чего поставил. И даже подсчитать сколько рейсов сделал конкретный автомобиль и что за нефть, киркускую, или эрбильскую, или сулейманискую он перевозил.

По мнению ряда экспертов, решившись на бартерную схему, Ирак, стесненный договоренностями ОПЕК по ограничению добычи нефти, пошел вынужденно, что во многом объясняется неготовностью трубопроводной инфраструктуры, пострадавшей в ходе боевых действий в северных и северо-западных районах страны. Если сами нефтепроводы из Киркука, ведущие на юг, могут быть отремонтированы относительно быстро, то основной северный нефтенакопительный и нефтераспределительный «хаб» — НПЗ и резервуарный комплекс в городе Байджи был серьезно поврежден в ходе боев в 2014-2015 гг. На нем до сих пор продолжаются ремонтно-восстановительные работы, кроме того, требуется возвести дополнительные хранилища для прибавляющихся количеств нефти.

Обстановка усугубляется перегрузкой и плохим техническим состоянием мосульской трассы, что ограничивает организацию автомобильных перевозок северной нефти по собственно иракским магистралям.

Напомним, что реализация данного соглашения между Ираком и Ираном откладывалось еще и из-за землетрясения в Иране, разразившегося по злополучному стечению обстоятельств, как раз в тех районах, через которые должен был пройти новый нефтяной маршрут.

Что получит Ирак взамен киркукской нефти?

В ходе совместных бартерных нефтяных схем, кстати, резко критикуемых Саудовской Аравией, Ирак будет получать нефть и из совместного с Ираном, месторождения «Азар».

Общая добыча сырой нефти, производимой на совместном нефтяном месторождении «Азар», за прошедшие 14 месяцев превысила 10 млн баррелей, а всего, Иран планирует довести ежесуточную добычу к марту 2019 года до 60 000 баррелей.

Иран начал добычу нефти на месторождения в начале 2017 года с 15 000 баррелей в сутки, что было удвоено примерно через два месяца.

Бехзад Мохаммади (Behzad Mohammadi), генеральный директор компании «Инжиниринг и строительство нефтяной промышленности» (OIEC) — разработчик месторождения, говорит, что отдача от ведущейся модернизации перерабатывающих мощностей на месторождении (т.н. «второй фазы проекта») начнет станет очевидна к марту 2019 года, когда добыча на совместном нефтяном месторождении достигнет 60 000 баррелей.

Уже введено в эксплуатацию 130 километров нефтепровода в Дехлоране, на последних этапах строительства находятся 130 км   газопроводов до расположенных там же газохранилищ.

В настоящее время на месторождении используется 9 скважин мощностью 30 000 барр. / д, добыча которых может быть увеличена до 33 000 барр. / д. Кроме того, буровые работы для еще 5 скважин готовятся к в вводу в строй, и на них вскоре должно быть установлено устьевое оборудование.  К сентябрю закончат бурение еще трех скважин.

Азарское нефтяное месторождение в Анаранском блоке расположено между городами Мехран и Дехлоран вблизи гор Загрос и вдоль границы между Ираном и Ираком (юго-запад западной провинции Илам). На месторождении добывается более 30 000 баррелей в день нефти.

К слову, OIEC ведет переговоры с российской «Газпром нефтью» о разработке другого месторождения в Анаранском блоке.

По экспертным оценкам, «Азар», разделяемый Ираном и Ираком, может содержать до 2,5 млрд баррелей нефти.

Практическая реализация нефтяного бартерного сотрудничества Ирана и Ирака уже вызывала недовольство у Саудовской Аравии, усматривающей в этом попытки обойти решения ОПЕК по ограничению продажи нефти. И Тегеран, и Багдад, впрочем, спокойно реагируют на критику, указывая на сугубо двусторонний характер подобной кооперации, а также на то, что в нем нет нарушения экспортных квот, согласованных в рамках решений ОПЕК.

52.2MB | MySQL:103 | 0,602sec