К вопросу о турецко-американских договоренностях по Манбиджу – взгляд из Вашингтона

5 и 6 июня с.г. на сайте ИБВ нами было опубликовано две статьи, посвященных «прорывным» турецко-американским договоренностям по вопросу оставления оружия отрядами ПДС / СНС, их ухода к востоку от Евфрата, а также установления над этим районом совместного контроля со стороны США и Турции. Вот ссылки на эти статьи: http://www.iimes.ru/?p=44932 и http://www.iimes.ru/?p=44892.

Если кратко, то наш взгляд на эти договоренности был, как минимум, очень осторожный, а, как максимум, весьма скептический. Исходя из того, что бравурная риторика Анкары не билась даже с фразами, скупо оброненными со стороны представителей Государственного департамента США

6 июня, в полном подтверждении с этим мнением, авторитетным турецким изданием Haber Turk была опубликована статья вашингтонского корреспондента Сердара Тургута под заголовком: «Развитие ситуации в Вашингтоне, после того как (оттуда – В.К.) уехал министр иностранных дел».

В ней автор объясняет турецким читателям нюансы современной внешней политики США, которая, со своими кульбитами, несогласованностью и непоследовательностью, уже, пожалуй, заслуживает появления какого-нибудь имени нарицательного. Лишь только министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу – «за порог» Вашингтона, как эти все моменты показали себя в полной мере.

Прежде всего, турецкий корреспондент указывает на то, что по его информации, после отъезда Чавушоглу, буквально на следующий день в Вашингтоне заговорили об отправке нового оружия в Сирию, в распоряжение СНС «с целью борьбы с «Исламским государством»» (ИГ – запрещенная в России террористическая организация – В.К.). Надо ли говорить, что такая информация может вызывать лишь недоумение с учетом того, что турки уже официально заявили, причем на всех уровнях, о том, что ПДС и СНС, будут сдавать оружие при выходе из Манбиджа.

Турецкий журналист комментирует это следующим образом: «Поскольку Белый дом не обеспечивает стратегическую дисциплину, между различными структурами исполнительной власти (США – В.К.) по вопросу Сирии наблюдаются глубокие противоречия и конфликты». В частности, по его сведениям, группа в Государственном департаменте, особенно, Евразийский отдел настаивает на необходимости сохранения отношений с Турцией и понижения уровня отношений с СНС. Пентагон же, по причинам тактического свойства, выступает против ослабления отношений с СНС.

Более того, турецкий журналист ссылается на своих видных собратьев по перу из Вашингтона – специалистов по национальной безопасности, которые, как и он сам, «не поняли», почему после продолжительной напряженности в двусторонних отношениях, вдруг возникло такое потепление и сигналы о взаимопонимании. При этом, на что он также обращает внимание, от СНС ожидалась жесткая реакция на турецко-американские договоренности, которой не последовало вовсе, ни жесткой, ни реакции.

5 июня Государственный департамент, чтобы развеять сомнения, которые появились вокруг соглашения по Манбиджу, провел для прессы телеконференцию по этому вопросу. На протяжении всей телеконференции было требование по соблюдению моратория на публикацию новостей, которое было снято сразу после её окончания.

От Государственного департамента выступало два представителя, имена которых было запрещено называть в прессе, обращаясь к ним по номерам: «номер один» и «номер два». Именно эти два представителя давали ответы и комментировали взгляды американской стороны на соглашение «Чавушоглу – Помпео» (которое весьма поспешно многие турецкие обозреватели называли соглашением «Сайкс – Пико» 21-го века – В.К.).

Вот основные тезисы их обращения к собравшимся представителям прессы. Цитаты — не дословные, а в свободном изложении турецкого автора:

  1. США рассматривают этот процесс (то есть, соглашение – В.К.) в качестве важной части общей задачи по снижению напряженности в Сирии и расширения зон деэскалации в стране.
  2. Именуя постоянно Турцию «союзником по НАТО», представители Госдепа подчеркивают совместную работу с турецкой стороной в рамках соглашения.
  3. США рассматривают это соглашение в качестве широкого и рамочного. Процесс в Манбидже будет регулироваться в рамках этих широких трактовок. По этой причине Вашингтон не готов указывать календарных дат реализации соглашения. Поскольку будет приниматься во внимание развитие ситуации и договоренности с Турцией, которые будут достигаться в зависимости от происходящего.
  4. Некоторые инструктора СНС действительно покинут регион. Как указывает турецкий корреспондент, СНС подтвердили эту информацию указав на то, что их миссия уже выполнена и именно по этой причине они отбывают.
  5. Возможность патрулирования зоны деэскалации со стороны Турции в средне- и долгосрочной перспективе будет определена в дальнейшем, в результате двусторонних консультаций.
  6. Таким образом, по мере начала снятия напряженности, как рассчитывает американская сторона, не будет атак в городе и СНС оттянется к востоку (совсем непонятная сентенция американских представителей – В.К.).
  7. Говорится о том, что к югу от города базируются силы «режима» и Турция и администрация США тесно работает с Россией в рамках процесса по снижению напряженности. Также, если в дальнейшем потребуется, по вопросу России, помощь может быть запрошена от Турции.

Как пишет турецкий комментатор: понятно, что прогресс достигнут, однако «если бы мы знали про те нюансы, на которых делает акцент Америка, мы могли бы в дальнейшем публиковать более осведомленный взгляд (на вещи – В.К.)».

Кстати, ещё один нюанс на ту же тему американо-турецких отношений: Комитет по вооруженным силам направил 6 июня с.г. в Сенат на утверждение бюджет на следующий год, в котором предусматривается вывод Турции из программы по постаавкам истребителя F-35. В качестве обоснования указывается на задержание в Турции пастора Эндрю Брансона, а также закупка Турцией российских комплексов С-400 (доходит до абсурда: в турецкую прессу просачиваются сведения относительно того, что Запад готов принять закупку Турцией С-400, если … она не будет их использовать – В.К.). При этом первые поставки из США по программе F-35 ожидаются уже 21 июня с.г.

Итак, подводим черту. Мало того, что Государственный департамент дал брифинг, в котором он дезавуировал все бравурные заявление турецкой стороны. Но сделал он это ещё и в очень интересной форме, без называния в СМИ имен докладчиков, что низводит это выступление до уровня дворовых сплетен «одна бабка сказала». Но одно понятно четко: нового формата американо-турецких отношений по Сирии – пока нет и его перспективы весьма призрачны.

52.2MB | MySQL:103 | 0,527sec