Некоторые размышления о ситуации в Афганистане в свете начала переговоров с движением «Талибан»

Движение «Талибан» объявило 9 июня о трехдневном перемирии на время исламского праздника Ураза-байрам. Это стало достаточно неожиданным ответом на озвученное ранее, 7 июня, президентом Афганистана Ашрафом Гани предложение о  перемирии с талибами. Глава Арга подчеркнул, что временное перемирие является шансом для «Талибана» «сложить оружие и вернуться к мирной жизни». В настоящее время Афганистан переживает поистине исторический период. В стране уже 40 лет идет нескончаемая война, которая давным-давно превратилась в один большой афганский конфликт без конца и края. Однако сегодня можно наблюдать тектонические сдвиги, которые могут изменить облик и место в мире «кладбища империй». В Афганистане начался процесс переговоров с движением «Талибан» (запрещено в РФ). Контакты и раньше были, но они де-факто не имели конечной цели. Это были переговоры ради переговоров. Каждая сторона использовала их для усиления своих позиций. Сегодня положение дел совершенно другое. Цель процесса – интеграция движения «Талибан» и социально близких к нему элементов в афганское правительство и в официальную правящую элиту. Дело в том, что «Талибан» только на словах против переговоров. А в реальности движение всегда хотело, чтобы с ним начали торг о разделе власти в Кабуле. В этом и заключается реальная цель талибов. Разумеется, не один мулла или эмир этого никогда не признает. Разумеется, «Талибан» не един. Есть разные группы и фракции. Есть восточные талибы (Нангархар), есть южные (Кандагар). Особняком стоят талибы Гильменда. Все сложно и по-восточному запутано в движении. Но в целом, «Талибан» сегодня не против переговоров. Этот процесс усиливает движение, дает козыри радикалам, укрепляет их авторитет в глазах спонсоров и сторонников. Да, талибы действительно ведут переговоры, как с Кабулом, так и с США. Никогда не признают этого факта, но ведут.

Накануне генеральный секретарь Североатлантического Альянса заявил, что НАТО не может разрешить конфликт в Афганистане своими силами. Фактически речь идет о постепенно уходе НАТО из активной фазы афганской кампании. По словам Й.Столтенберга, задача НАТО заключается в подготовке афганских военных и силовиков. «Именно афганцы должны разрешить проблемы в Афганистане, – подчеркнул генеральный секретарь НАТО. – Именно афганцы должны разрешать свои проблемы… То, что НАТО может сделать, – это помочь правительству и народу Афганистана справиться с вызовами, которые представляют «Талибан» и насилие со стороны экстремистов, и мы работаем над этим». Одним словом, все идет к изменению внутриполитической реальности Афганистана. Формально старт был дан в феврале 2018 года. Тогда президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай заявил следующее: «Мы должны начать мирный процесс и прийти к прекращению огня с талибами. Мы предлагаем мирные переговоры без каких-либо условий». Глава государства также заявил о готовности афганских властей признать «Талибан» политической группой и открыть официальное представительство движения в Кабуле. Кроме того, он подчеркнул, что правительство Афганистана будет выдавать паспорта и визы членам движения и их семьям, а также «начнет работу над списком освобождения заключенных талибов». Ведущаю роль, вне сомнения, играют США, которые являются организатором и спонсором переговорного процесса. Вдохновитель – президент Афганистана Ашраф Гани, восточный пуштун из племенной конфедерации Гильзаи, конфедерации, чьи представители являются членами «Талибана». Более того, гильзаи широко представлены, как на высоком, так и низком уровне. В свою очередь, Россия устами спецпредставителя президента России по Афганистану Замира Кабулова неоднократно заявляла о необходимости переговорного процесса с «Талибаном». Однако США полностью «выключили» Москву из процесса, что, разумеется, ей не нравится.

Для того чтобы понять с чего все началось нужно вернуться в август 2017 года.  Летом 2017 г. президент США Дональд Трамп представил новую стратегию по Афганистану. Все окружение главы Белого дома сошлось в одном: афганская кампания провалена, Соединенные Штаты терпят поражение, нужно что-то делать и выходить из тупика. На самом деле, и здесь не было ничего нового. О провале американских усилий в Афганистане не говорил только ленивый, а статистические данные ООН ясно показывают на отсутствие видимого прогресса и увеличении «уровня насилия». Точку в анализе состояния афганской кампании поставил глава Пентагона Джеймс Мэттис. Министр обороны США заявил о полном провале американской кампании в Афганистане. С подобным заявлением выступил и командующий американскими войсками в Афганистане Джон Николсон, назвав ситуацию «тупиком».

История афганской войны еще не закончилась и не собирает заканчиваться. Мы видим, как этапы сменяются этапами, старые стратегии заменяются новыми. Но война по-прежнему идет и она, как и раньше в центре внимания разведок, контрразведок, министерств обороны и лучших научно-аналитических центров. Привыкая к стабильно нестабильной ситуации в Афганистане мы, порой, не обращаем внимания на изменившуюся стратегическую ситуацию вокруг этой страны, и в регионе в целом. Переговоры с талибами – центральное событие последних десятилетий, имеющее потенциал изменить ситуацию в Афганистане. Важно, как все пройдет.

52.24MB | MySQL:103 | 0,465sec