Ближневосточная проблематика на саммите ШОС в Китае

9-10 июня в Китае прошел саммит лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). По итогам была принята Циндаоская декларация. Это стал первый в истории саммит, в котором приняли участие лидеры восьми членов ШОС, включая недавно принятых Индии и Пакистана. Циндаоская декларация содержит 17 документов, которые касаются широкого спектра вопросов, от борьбы с терроризмом и наркотиками до общих вопросов международных отношений. В череде обсуждаемых вопросов фигурировали проблемы Ближнего и Среднего Востока. Особое внимание было уделено проблемам Афганистана. Также немалые усилия были направлены на обсуждение вопросов сирийского урегулирования и иранской ядерной проблемы. Одним словом, ближневосточные вопросы на саммите были одними из главных. В целом саммит можно назвать историческим – по крайней мере, для стран-членов ШОС и, особенно для Китая.  Напомним, что ШОС — международная организация, которая была создана в 2001 года в Шанхае. Ее членами являются Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия имеют статус государств — наблюдателей. И все они стремятся стать постоянными членами. Так, автор этих строк в личных общениях с высокопоставленными российскими чиновниками и дипломатами неоднократно слышал об особом рвении Афганистана и Ирана войти в шанхайский клуб. Однако, по словам собеседников, сейчас «ШОС переваривает Пакистан и Индию», которые стали членами организации ровно год назад — 9 июня 2017 года. Совокупную мощь ШОС сложно переоценить. Это более 60% территории Евразии. В организацию входят четыре ядерные державы. Помимо этого, в экономическом плане, Пекин, Нью-Дели являются лидерами роста по уровню развития ВВП и занимают 1-2 и 3 строчку, согласно данным МВФ за 2017 год.  И наконец, общая численность населения стран ШОС превышает показатель в 3 млрд 100 млн человек. То есть речь идет о почти половине населения планеты Земля (44%).

Прежде чем перейти к анализу озвученной в декларации позиции ШОС по Афганистану, «ядерной сделке» с Ираном и урегулирования ситуации в Сирии  – именно это были основные вопросы, имеющие отношение к Ближнему Востоку – взглянем на освещение саммита к мировой прессе. Особенно активно о форуме писала китайская, индийская, естественно российская, пресса. Коснулись этого вопроса и в Пакистане, Афганистане и Иране. Китайское ведущее агентство Xinhua написало, что «успешный саммит ШОС — создает новый план для более светлого совместного будущего». «Встреча в Циндао стала важной вехой в истории ШОС. Это был первый саммит организации после того, как Индия и Пакистан присоединились в качестве полноправных членов. Благодаря расширению членства ШОС превратилась в крупнейшую региональную организацию для всестороннего сотрудничества в мире, как по территории, так и по охвату населения. Имея 3,1 миллиарда человек, в настоящее время он имеет более высокий вес и играет более важную роль на мировой арене», — пишет китайское Xinhua. Индийская пресса также высоко оценила саммит в соседнем Китае. Так, газета Hindu обратила особое внимание на сближении Нью-Дели и Исламабада по средствам сотрудничества внутри ШОС, что «открывает Индии дорогу в Евразию». «Премьер-министр Нарендра Моди и президент Пакистана Мамнун Хуссейн обменялись рукопожатием и любезностями после пресс-конференции лидеров ШОС, что стало важным сигналом для обеих стран. Пакистан не является единственной страной, ответственной за терроризм», — пишет индийская пресса. Индия, вступая в ШОС, где ведущая роль принадлежит ее конкуренту Китаю, преследует предельно конкретную задачу. Нью-Дели необходим сухопутный «выход» к Центральной Азии, а это можно сделать только через пакистано-афганский коридор в рамках ШОС. «ШОС работает над связью между странами-членами. Теперь, когда Индия и Пакистан являются членами, Нью-Дели представляется возможность попасть в ЦА через пакистанский коридор», — сказал индийский дипломатический источник Hindu. Не будем описывать реакцию российской прессы. Ограничимся тем, что она была положительна. В российских СМИ подчеркивалось, что, несмотря на все сложности отношений с Западом, Москва является желанным гостем и одним из лидеров в таком форуме, как ШОС.

Теперь обратимся к анализу позиции ШОС по проблеме Афганистана, иранской «ядерной сделки» и Сирии. Конфликт в ИРА продолжает оставаться в центре внимания организации. Напомним, что в мае этого года в Китае прошло заседание контактной группы «ШОС-Афганистан», которая, между прочим, была возобновлена по инициативе российской стороны. По информации автора, за этим решением стояли усилия заместителя главы МИД Игоря Моргулова и спецпредставителя президента РФ по Афганистану Замира Кабулова. «Государства-члены поддерживают усилия правительства и народа Афганистана, направленные на обеспечение безопасности, экономическое развитие страны, противостояние терроризму и наркопреступности. Они считают, что установление мира и стабильности в Афганистане, его экономическое восстановление будут способствовать безопасности и устойчивому развитию региона в целом. Государства-члены подчеркивают безальтернативность урегулирования ситуации в Афганистане путем политического диалога и осуществления инклюзивного мирного процесса самими афганцами и под руководством самих афганцев, призывают к наращиванию сотрудничества при центральной координирующей роли ООН», — отмечено в декларации.

Что касается Сирии, то «государства-члены поддерживают мирные переговоры в Женеве под эгидой ООН, а также отмечают эффективность Астанинского процесса и призывают все конфликтующие стороны предпринять практические шаги по выполнению Меморандума о создании зон деэскалации в целях формирования благоприятных условий для политического урегулирования ситуации в Сирии. В этой связи государства-члены приветствовали итоги Конгресса сирийского национального диалога (г. Сочи, 30 января 2018 года)». Члены ШОС поддержали Иран в вопросе СВПД. «Государства-члены считают важной устойчивую реализацию СВПД по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы и обращаются к его участникам с призывом неукоснительно соблюдать свои обязательства в целях обеспечения его полного и эффективного выполнения». Таким образом, мы видим четкую и единую позицию стран ШОС по ключевым вопроса ближневосточной политики. Что касается афганской проблемы, то она в целом сходится с позицией США, которые запустили переговорный процесс с движением «Талибан». В декларации употреблено слово «инклюзивный», что говорит о поддержки организацией переговоров с талибами.  Что касается двух других вопросов – Сирии и Ирана – то здесь ШОС выступает, как альтернатива позиции объединенного Запада. Организация дала понять, что полностью поддерживает сохраннее СВПД, из которой вышла администрация Дональда Трампа. Что же касается сирийской проблемы, то в декларации не сказано ни слова об архитектуре будущей власти в Сирии. ШОС дает понять, что организации не интересен этот вопрос, а ее позиция в целом сходится с взглядами Москвы (упоминание конгресса в Сочи), а также тезисов, которые являются общими для всех участников сирийского конфликта (Женева, ООН).

62.84MB | MySQL:102 | 0,572sec