Ситуация в Израиле: май 2018 г.

В области внешней политики май оказался богат на события. В Иерусалиме состоялись сразу несколько церемоний инаугурации посольств зарубежных государств, свое развитие получила иранская и палестинская проблематика. В том, что касается внутриполитической жизни, израильские власти были сосредоточены на обсуждении нескольких важных законодательных инициатив. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

Ключевой темой на этом направлении израильской внешнеполитической активности стал «марш возвращения», 14 мая, как и обещали представители палестинских террористических группировок, достигший своего пика. В этот день было убито 62 палестинца, однако, как позднее подтвердили даже сами представители ХАМАСа, подавляющее большинство среди них (50 человек), оказались боевиками или аффилированными членами террористических структур.

Эти события стали не только поводом для очередной волны антиизраильской критики в рамках международных организаций, о чем речь пойдет ниже, но и привели к новому витку напряженности на турецко-израильском треке. Президент Турции Р.Т.Эрдоган в серии заявлений назвал Израиль «террористическим государством», а также обвинил арабский мир в том, что он «не сдал экзамен по Иерусалиму». В ответ на это глава израильского правительства Б.Нетаньяху сообщил: «Человек, который посылает тысячи турецких солдат для поддержания оккупации Северного Кипра и вторгается в Сирию, не будет учить нас, когда мы защищаемся от вторжения ХАМАСа. Человек, руки которого пропитаны кровью бесчисленных курдских мирных жителей в Турции и Сирии, является последним, кто может учить нас военной этике»[i].

Серьезную роль в урегулировании ситуации сыграл Египет. Сначала, как утверждают израильские источники, именно благодаря вмешательству Каира удалось остановить всплеск насилия 14 мая, затем при участи арабского соседа было достигнуто соглашение о прекращении огня, завершившее самый масштабный после операции «Нерушимая скала» обмен ударами между Израилем и палестинскими группировками в Газе.

В мае продолжила оставаться актуальной иранская проблематика, что объяснялось заявлением президента США Д.Трампа 8 мая о выходе страны из СВПД. Израиль всецело поддержал этот шаг. Как показало выступление госсекретаря США М.Помпео, в котором он охарактеризовал новую американскую стратегию по отношению к Тегерану, одной из основных задач в теперешних условиях становится обеспечение условий для смены режима. Аналогичную мысль озвучил и Б.Нетаньяху в конце прошлого месяца, презентуя доклад с данными израильской разведки об иранской ядерной программе.

Эти решения несколько осложнили отношения Иерусалима с европейскими союзниками, которые продолжили предпринимать усилия по сохранению ядерной сделки с Ираном, но уже без участия США. Впрочем, израильское экспертное сообщество не видит в этом исключительно негативные факторы. Эксперт Центра стратегических исследований Бегин-Садат Д.Н. Цогопулос считает, что давление Вашингтона на Брюссель приведет к тому, что ЕС будет вынужден в итоге пересмотреть свою стратегию, следовательно, и Израиль в таком случае получит партнеров, которые прислушиваются к его интересам.

Официальные визиты

Наиболее значимыми в мае оказались раунды российско-израильского общения, организованные на уровне первых лиц и министров обороны. 9 мая Б.Нетаньяху посетил Москву, где принял участие в праздновании Дня Победы в ВОВ. 31 мая глава израильского оборонного ведомства А.Либерман провел переговоры со своим контрпарнером С.Шойгу. Основной темой политической части консультаций стала сирийская проблематика. На протяжении месяца стороны работали над договоренностями по поводу южной зоны деэскалации в Сирии. В открытой части упомянутых дискуссий сообщалось лишь о том, что представители государств обсуждают вопрос урегулирования сирийского конфликта.  В прессе же были опубликованы данные, в соответствии с которыми Россия добьется ухода из граничащих с Израилем сирийских территорий иностранных вооруженных формирований, включая силы, подконтрольные Ирану и Турции, а Израиль не будет препятствовать вступлению туда правительственных войск, что фактически означает и согласие с сохранением у власти в республике режима Б.Асада.

В связи с церемониями инаугурации новых посольств в Иерусалиме Израиль посетили делегации из США, в составе которой были старший советник президента Д.Кушнер и его супруга И.Трамп, а также президенты Гватемалы Д.Моралес и Парагвая О.Картес. Помимо этого в мае страну посетил лидер Панамы Х.К.Варела. Однако в беседе с журналистами издания Jerusalem Post он подчеркнул, что пока посольство его страны останется в Тель-Авиве, несмотря на то, что Панама признает Западный Иерусалим столицей Израиля. Главным условием для будущего переезда дипмиссии он считает справедливое мирное урегулирование, достигнутое путем переговоров враждующих сторон.

Помимо этого в начале месяца Б.Нетаньяху посетил трехсторонний саммит с участием премьер-министра Греции А.Ципраса и президента Кипра Н.Анастасиадиса в Никосии. Основным акцентом данной встречи было взаимодействие в газовой отрасли, однако, Б.Нетаньяху был вынужден сократить свой визит в связи с заявлением Д.Трампа по Ирану. Несмотря на краткость переговоров, их итогом стало подписание серии документов, среди которых соглашения Израиля и Кипра о сотрудничестве в области общественной безопасности и о совместном кинопроизводстве, а также трехсторонний договор о предотвращении загрязнения моря и меморандум о взаимопонимании в вопросе укладки оптико-волоконных кабелей.

Также в мае для обсуждения иранской проблемы и ключевых направлений  двухстороннего сотрудничества Израиль посетил японский премьер-министр Синдзо Абэ. По итогам встречи с Б.Нетаньяху он сообщил о существенном росте японских инвестиций в экономику ближневосточного государства, а также рассказал, что стороны работают над продвижением вопроса о налаживании прямого авиасообщения.

Сотрудничество с международными организациями

Как уже упоминалось выше, кризис в газе распространился и на это направление израильской внешнеполитической активности, больше всего отразившись на восприятии страны в ООН и Международном уголовном суде (МУС). Так, 18 мая специальная сессия Совета по правам человека (СПЧ) ООН одобрила резолюцию о необходимости назначения специальной международной комиссии по расследованию инцидентов в Газе. Израиль расценил данный шаг как попытку «демонизировать страну» и нарушить её неотъемлемое право на самооборону.

Также МИД страны осудил палестинские попытки инициировать разбирательство в МУС. В комментарии, размещенном на сайте ведомства в связи с этими действиями, утверждалось, что это «циничный шаг, который не имеет под собой правовой основы»[ii]. Помимо этого израильская сторона высказала мнение, что стала жертвой палестинской попытки в очередной раз использовать МУС в политических целях.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Деятельность правительства

Обилие острых внешнеполитических тем сделало их основным акцентом и на еженедельных заседаниях кабинета министров. 6 мая Б.Нетаньяху посвятил коллег в суть предстоящих на тот момент переговоров с лидерами России, Греции и Кипра. 13 мая в связи с празднованием Дня Иерусалима и запланированным на следующий день переносом в город американского посольства в центре внимания оказалось значение Иерусалима в израильской истории. Более того, даже сама встреча правительства было проведена в Музее библейских стран. Внеочередное заседание узкого военно-политического кабинета 30 мая было сосредоточено на ситуации на юге Сирии, что было обусловлено обсуждением проблемы с президентом США Д.Трампом в телефонном разговоре, а также последовавшей  за этим личной встречей министров иностранных дел России и Израиля.

В области внутренней политики в мае министры обсудили меры по устранению бюрократических барьеров в развитии экономики, что позволяет государству добиться экономии бюджетных средств и повышения позиций в международных рейтингах конкурентоспособности. Помимо этого данная практика вызывает позитивную реакцию со стороны ОЭСР, где Израиль стремиться укрепить свое положение. По данным, озвученным Б.Нетаньяху на заседании 6 мая, при успешной реализации намеченных планов за нынешний и предыдущий годы удастся  сэкономить порядка 3 млрд шекелей.

В последние дни месяца наметились признаки нового коалиционного кризиса. 31 мая бывший министр юстиции Израиля М.Нисим представил главе правительства рекомендации относительно нового закона о гиюре, вызвавшие недовольство представителей ультраортодоксальных партий ШАС и «Еврейство Торы». Главным пунктом, вызывающим их критику стало предположение о том, что после вступления в силу документа право на проведение гиюра будут иметь не только ортодоксальные, но и консервативные и реформистские раввинатские суды.

Повестка для Кнессета

8 мая пленум Кнессета утвердил в первом чтении 55 голосами «за» при 14 «против» законопроект, в соответствии с которым израильские власти получили право изымать средства, равные зарплатам палестинских террористов, которые страна переводит в качестве собранных налоговых поступлений в бюджет Рамаллы. Вместо этого высвободившиеся деньги должны направляться в фонд, осуществляющий выплаты жертвам террора и их семьям. Далее закон был направлен в комиссию Кнессета по иностранным дела и обороне, после чего ему предстоит пройти два финальных чтения.

В середине мая состоялась встреча представителей финансовой комиссии Кнессета и министерства обороны, на которой было установлено, что в ближайшее 10-летие следует ожидать негативного эффекта от американо-израильского соглашения о военной помощи, заключенного при Б.Обаме. В частности сообщается, что при увеличении общего бюджета оборонных закупок Израиль не сможет использовать 25 % от имеющихся средств на приобретение собственных вооружений, а будет вынужден поставлять их исключительно из США. Это приведет к закрытию порядка 130 предприятий, 40% которых расположены на периферии. По разным данным от 9 до 22 тыс человек могут потенциально лишиться работы.

В конце месяца депутат от партии «Еш атид» Й.Развозов вынес на обсуждение межминистерской комиссии ранее подготовленный им законопроект, предусматривающий, что пары, зарегистрировавшие брак за рубежом, должны получить право оформлять развод в судах по семейным делам. Это было воспринято как дополнительная мера, инициированная для преодоления монополии раввинатских судов.

Внешнеполитическая активность израильских парламентариев в мае в значительной степени сосредоточилась на конфронтации с Турцией. Выступая перед депутатами в середине месяца, министр сельского хозяйства У.Ариэль сообщил, что дал вверенному ему ведомству распоряжение приостановить импорт сельскохозяйственной продукции из республики. При этом он использовал те же аргументы, что и глава правительства, подчеркнув, что Анкара не имеет права учить израильские власти морали. 23 мая Кнессетом было решено утвердить предложение представителя партии МЕРЕЦ Т.Зандберг, призывающее посвятить пленарное заседание вопросу признания Израилем геноцида армянского народа. Однако спикер Ю.Эдельштейн при этом подчеркнул, что данную меру не стоит рассматривать как попытку свести счеты с Турцией за недружественное поведение, несмотря на то, что многие депутаты вкладывают в данный шаг именно такой смысл.

Также в мае Кнессет посетил спикер Верховной Рады Украины А.Парубий, прибывший в Израиль для решения актуальных вопросов двустороннего взаимодействия. Ю.Эдельштейн посетил французский парламент. В ходе визита он обсудил с коллегами проблему антисемитизма в стране, а также попытался, используя каналы межпарламентского общения, убедить Париж во враждебности иранских действий на Ближнем Востоке и способствовать выходу республики из СВПД и переносу посольства в Иерусалим.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Что касается Сирии, то наша позиция ясна: мы считаем, что в любой части Сирии нет места иранскому военному присутствию в каком-либо виде», — таким образом, выступая в Кнессете, глава израильского правительства отразил суть переговоров, проводимых с Москвой и Вашингтоном, а также анонсировал основную тему встреч, запланированных для него с европейскими лидерами уже в июне.

 

[i] Цит. по: PM Netanyahu replies to Turkish Pres. Erdogan // Israel Ministry of Foreign Affairs. 15.05.2018. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2018/Pages/PM-Netanyahu-replies-to-Turkish-Pres—Erdogan-15-May-2018.aspx

[ii] Цит. по: Israel’s response to Palestinian referral to the ICC // Israel Ministry of Foreign Affairs. 22.05.2018. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2018/Pages/Israel-s-response-to-Palestinian-referral-to-the-ICC-22-May-2018.aspx

52.21MB | MySQL:103 | 0,554sec