Об иностранных инвестициях в Саудовскую Аравию по данным ежегодного отчета UNСTAD

Согласно недавно опубликованным данными Министерства статистики Саудовской Аравии, с 2000 года общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику королевства составил 232,33 млрд долларов США, что является абсолютным рекордом среди всех арабских государств, а также среди 13 государств Западной Азии, 20 европейских, 22 азиатских и 41 страны Центральной и Латинской Америк, бассейна Карибского моря, и, заодно, среди всех африканских государств, включая ЮАР, Египет и Нигерию.

В период с 2010 по 2017 год объем иностранного инвестирования увеличился на 55,90 млрд долларов США, с 176.378 млрд до 232.28 млрд. При том, что в 2000 году это показатель равнялся всего 17,57 млрд долларов.

Такие же оценки принадлежат ежегодному отчету по глобальным инвестициям учрежденной в 1964 году, в качестве постоянного межправительственного органа, Конференции ООН по торговле и развитию (UNСTAD), являющейся ключевым органом Генеральной Ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Правда, судя по ним, объем иностранных вложений в королевство в течение 2017 года исчисляется в объеме 1.42 млрд долларов, что несколько меньше показателя предыдущего, 2016 года.  Снижение это связывается с уменьшением притока инвестиций на 23%, по сравнению с 1,87 млрд годом ранее.

232 млрд долларов США, вложенных в саудовскую экономику дают наглядное представление о превосходстве инвестиционной привлекательности королевства в сравнении со 186 млрд долларов, инвестированных в тот же период, 2010- 2017 гг., в экономику Австрии, 178 млрд Люксембурга, 143 млрд, доставшимися Португалии, Дании, в которую пришло 108 млрд, Венгрию с ее 93 млрд и, наконец, Румынию, привлекшую в течение семи лет 88 млрд долларов США.

Справедливости ради, следует отметить, что в затылок аравийскому гиганту «дышит» Южная Корея. В нее вложили на всего на один миллиард долларов меньше. Не на очень большом расстоянии от лидеров в списке инвестиционных фаворитов расположились Малайзия — 140 млрд долларов и Таиланд, который даже превзошел ее и получил 219 млрд долларов.

Почти абсолютное семилетнее лидерство Эр-Рияда в регионе по инвестиционной привлекательности было поколеблено лишь дважды, правда, речь идет об экономиках более высокого порядка, как с точки зрения диверсификации, так и о странах с превосходящим людским потенциалом: Индии и Индонезии. В Индию за семь лет привлечено 378 млрд долларов США, а в Индонезию, немногим больше саудовцев – 249 млрд.

На другом берегу океана, Саудовскую Аравию по объему иностранного инвестирования превзошли Бразилия (778 млрд долларов), Мексика (489 млрд долларов), и традиционный «офф-шор», «всех времен и народов», Британские Виргинские острова, в которые было вложено 662 млрд долларов США. Еще один географический карлик, «офф-шор» на Каймановых островах также побил саудовский рекорд – островитяне записали на свой счет 374 млрд долларов. Не исключено, что среди них, а также, виргинских капиталов затесались несколько десятков миллиардов долларов и из самой Саудовской Аравии, особенно, в виде реакции на экономические нововведения принца Мухаммеда бен Сальмана.

Возвращаясь в Западную, или, в привычно называемую в отечественной ориенталистике, Переднюю Азию, следует отметить второе место Турции, привлекшей 181 млрд долларов инвестиций. Третье почетное место занимают ОАЭ с 130 млрд, далее следует Ливан, также до сих пор не растерявший свою «офф-шорную», пускай, и несколько поблекшую, но, славу. В банки Бейрута за семь лет пришли 64 млрд долларов США. Эмират-изгой, Катар смог обеспечить приток 35 млрд долларов, в пересчете на квадратные метры, Катар был бы аравийским инвестиционным чемпионом, далее следует Иордания с 34 млрд, еще один резидент Персидского Залива, Бахрейн, в который вложили 26 млрд и, наконец, Султанат Оман, чью нейтральную внешнеполитическую позицию и нефтегазовые активы инвесторы оценили в 22 млрд долларов США. За отдельно взятый 2017 год, лучшие показатели динамики инвестиционной привлекательности в сравнении с Саудовской Аравией продемонстрировали Турция и ОАЭ. Мы относим это, прежде всего, на счет инициированного Эр-Риядом внешнеполитического и экономического противостояния с Катаром, который перенаправил часть своих средств на турецкий рынок. Кроме того, часть саудовских бизнесменов и элиты, недовольных реформами и новшествами принца Мухаммеда бен Сальмана весьма вероятно нашла прибежище своим средствам в ОАЭ. К вящему удовольствию последних. ОАЭ, по нашему видению, крайне ловко используют горячность и амбиции молодого наследника саудовского престола постоянно подставляя его, где это только возможно, и в Йемене, и в ситуации с Катаром, и в нюансах взаимоотношений с Ираном. Вот уже лучше иметь рядом врага, чем такого союзника, но, увы, пока в Эр-Рияде, либо эта истина еще не дошла до окружения принца, либо там предпочитают делать вид, что очарованы харизмой шейха Мухаммеда бен Зайеда и ведут свою долгосрочную стратегию в которой «все ходы записываются» и рано, или поздно, Абу-Даби припомнят все его коварство и постоянные подножки.

Возвращаясь к отчету UNСTAD, следует отметить, что в нем положительно отнеслись к линии Саудовской Аравии (в числе примерно еще из 20 стран, включая Бахрейн и Тунис) по принятию законодательной политики, направленной на облегчение прямых иностранных инвестиций, со ссылкой на законодательство, изданное Эр-Риядом в 2016 году, для упрощения лицензирования иностранных инвесторов путем сокращения количества документов, необходимых для получения новых лицензий.

В документе, содержащем 195 страниц, приводится пример о том, что в 2016 году Бахрейн внес поправки в закон о коммерческих компаниях, разрешив 100 процентов иностранной собственности в сфере технической деятельности и производства. В том же году Тунис представил новый инвестиционный закон, который наряду с другими реформами устанавливает приоритет Высшей инвестиционной организации в качестве центра для координации деятельности иностранных инвесторов и облегчения административных процедур в плане сокращения бюрократической работы.

Хоть несколько и снизившиеся, но все-таки хорошие инвестиционные показатели саудовской экономики смотрятся положительным образом на фоне оценки UNCTAD негативной тенденции в отношении снижения прямых иностранных инвестиций, что во многом объясняется низкой нормой прибыли от инвестиций. Глобальная средняя отдача от иностранных инвестиций в настоящее время составляет 6,7 процента, по сравнению с 8,1 процента в 2012 году.

62.81MB | MySQL:102 | 0,511sec