Исследование университета «Кадир Хас» восприятия внешней политики Турции. Часть 4

6 июня с.г. стамбульский университет «Кадир Хас» опубликовал свое очередное, пятое по счёту, исследование, посвященное восприятию турецкой внешней политики среди граждан страны. Продолжаем анализ документа.

Следующий вопрос, который был задан участвующим в опросе, звучал следующим образом: должна ли Турция развивать отношения с ЕС на базе моделей, иных чем (стандартное – В.К.) членство?

Полученные результаты: за подобную идею высказалось 32,1%, против – 67,9%. Исходя из цифр прошлых лет, можно сказать, что это соотношение является стандартным.

В рамках новой модели отношений Турция – ЕС было предложено укреплять следующие аспекты: лежащие в основе Таможенного соглашения экономические и торговые отношения – 49,2%, сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом – 42,4%, участие (турецкое – В.К.) в социо-культурных и образовательных программах ЕС – 35,2%, сотрудничество в вопросе беженцев – 27,1%, для граждан Турции должен быть обеспечен безвизовый проезд в ЕС – 25,5%, (для турецких компаний – В.К.) должны расширяться возможности доступа к европейским фондам – 7,8%.

Как можно видеть из перечисленных выше ответов, ответы в верхних строчках опроса – наиболее клишированные, ведь мало кто из турок-неспециалистов — в состоянии толком объяснить, в каком именно русле следует развивать Таможенное соглашение между странами – в разрезе каких услуг и товарных групп. Что же до сотрудничества в сфере борббы с терроризмом, то, как можно заметить из нередких выступлений турецкого руководства, прежде всего – президента Р.Т.Эрдогана, выдержанных в духе «я ЕС предупреждал» после каждого очередного теракта, сотрудничество в сфере обмена разведывательной информацией ведется. Самым конкретным предложением во всем массиве ответов является безвизовый проезд  для турецких граждан в страны ЕС. Но по нынешней ситуации в регионе, в частности, в Сирии это вряд ли представляется возможным. Хотя, та же Украина ввела для турок безвизовый проезд, снизила до минимума цены на авиабилеты и пожинает плоды от наплыва туристов на выходные в Киев.

Следующий вопрос сформулирован про модели сотрудничества, альтернативные членству в ЕС. Вот что, по мнению опрошенных, в этом смысле могла бы предпринять Турецкая Республика.

Создать Турецкий (или Тюркский – В.К.) Союз – 15,9%, повысить свою роль в Организации исламского сотрудничества – 15,0%, заключить стратегический союз с Россией – 14,1%, вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества – 12,1%, расширить сотрудничество с НАТО – США – 8,6%. Отметим, что самым растущим и устойчивым трендом среди респондентов являтся создание собственного Турецкого Союза: в 2016 году за него высказывалось 9,0%, в 2017 уже 11,5%, в 2018, как было сказано выше, 15,9%. Запрос на российский вектор в турецкой внешней политике выглядит следующим образом: 2015 – 11,2%, 2016 – 14,8%, 2017 – рекордные 27,6%, и, наконец, 2018 – 14,1%. Шанхайская организация сотрудничества также привлекает растущий интерес у опрошенных: 2015 – 4,9%, 2016 – 6,8%, 2017 – 13,1% и 2018 – 12,1%. Напротив, отношения с НАТО и США, между которыми авторами опроса был поставлен знак равенства, находятся ныне с одной из своих нижних точек: 2015 – 13,1%, 2016 – 19,8%, 2017 – 7,5% и 2018 – 8,6%.

Из всего этого просматривается четкий вывод: в Турции существует запрос на новые форматы своего международного участия. Отчасти это находит свое отражение в интересе турок к ШОС и в возникновении Астанского формата переговоров по сирийскому урегулированию. При этом, если второй показал свою практическую значимость для Турции, то про ШОС говорить пока ещё преждевременно.

Кроме того, стоит учитывать, что ШОС – не ЕС, в который турки могут годами стремиться, испытывая иррациональные чувства, не основанные на реальных перспективах своего принятия. Если ШОС в ближайшие годы не покажет свою практическую значимость для турок, то интерес к ней довольно быстро снизится до нулевого уровня.

Что же до идеи Великого Турана — Тюркского Союза в любых своих проявлениях, то идея – сама по себе и могла бы быть рабочей, вот только в центре такого объединения должен быть экономический локомотив. Заметно, что Турция в этом смысле, при распаде Советского Союза переоценила свои силы. Равно как и не учла то простое обстоятельство, что вновь образованные государства имеют приоритетом национальный суверенитет и у них отсутствует стремление назначить себе новую метрополию.

Следующий вопрос был сформулирован следующим образом: как вы относитесь к Брюссельскому соглашению по беженцам, заключенному между Турцией и ЕС?

Положительно отреагировали – 27,0%, затруднились в формулировке четкого ответа – 19,5%, отрицательно – 53,5%.

Относительно перспектив того, что ЕС в ближайшее время остановит переговоры с Турцией о членстве были получены следующие ответы: да, остановит – 45,6% и нет, не остановит – 54,4%. Обратный вопрос (Турция остановит свои переговоры в ЕС) вызвал следующую реакцию: да – 36,9%, нет – 63,1%.

Собственно, здесь ситуация достаточно прозрачна: движение (а, точнее, демонстрация движения) в сторону ЕС выгодна Турции, причем, любому политическому движению страны.

Если же говорить о Европе, то сегодня не 2011-й, а 2018-й год и евроромантизм в отношении Турции закончился. Странно, что надежды на продолжение переговоров со стороны ЕС собрали среди турок аж 54,4%. Понятно ведь, что, если досрочные президентские и парламентские выборы в Турции не принесут сюрпризов, то перезагрузка будет отложена до «лучших времен».

52.18MB | MySQL:103 | 0,360sec