Катарский кризис: год спустя

5 июня прошел ровно год после разрыва «арабской четверкой» (Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Бахрейн) дипломатических отношений с Катаром и началом блокады этого маленького, но чрезвычайно важного в экономическом и политическом плане государства Персидского залива. За последний год кризис не был урегулирован, но временно отошел в тень, несмотря на сохраняющуюся конфронтацию между Эр-Риядом и Дохой. Напомним, что в июне прошлого года государства-инициаторы блокады выдвинули тринадцать требований, выполнение которых было необходимо для восстановления отношений с Катаром.

Напомним эти требования:

  1. Официально объявить о понижении уровня дипломатических отношений с Ираном; закрыть диппредставительства в Иране; выслать из Катара сотрудников Корпуса стражей исламской революции (КСИР) или аффилированных с ним лиц; ограничить отношения с Ираном торговлей в соответствии с международными и американскими санкциями так, чтобы это не сказалось в негативном ключе на безопасности членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ); прекратить всякое военное или разведывательное сотрудничество с Ираном.
  2. Незамедлительно закрыть строящуюся в Катаре турецкую военную базу; прекратить военное сотрудничество с Турцией на территории Катара.
  3. Разорвать контакты со всеми террористическими, сектантскими и идеологическими организациями, в частности с «Братьями мусульманами», «Исламским государством», «Аль-Каидой», «Джебхат Фатх аш-Шам» (ранее – «Джебхат ан-Нусра») и «Хизбаллой»; включить их в списки террористических организаций четырех стран; признать эти списки и прочие подобные списки, которые будут оглашены в будущем.
  4. Прекратить финансирование в любой форме экстремистов, их объединений или организаций, а также всех указанных в террористических списках четырех стран, США и международных списках.
  5. Экстрадировать всех, кто фигурирует в вышеуказанных списках и разыскивается в четырех странах; содержать этих лиц под стражей, арестовать их движимое и недвижимое имущество до момента экстрадиции; не укрывать таковых лиц в будущем; обязаться предоставлять по запросу любую информацию о таковых лицах, в частности об их перемещениях, местах жительства и финансовом положении; экстрадировать и репатриировать всех лиц, выпущенных Катаром на свободу после разрыва дипломатический отношений.
  6. Закрыть «Аль-Джазиру» и дочерние вещательные компании.
  7. Прекратить вмешательство во внутренние дела других стран и их интересы за рубежом; запретить выдачу подданства гражданам четырех стран; лишить катарского подданства всех граждан четырех стран, получивших это подданство в противоречие законам и нормам этих стран; прекратить контакты с политическими деятелями, находящимися в оппозиции властям четырех стран; передать все подробные сведения о контактах Катара с таковыми деятелями и соответствующие доказательства.
  8. Выплатить компенсацию лицам, пострадавшим от политики Катара в последние годы, а также компенсировать потери четырем странам. Механизм выплаты будет установлен в соглашении, которое будет подписано с Катаром.
  9. Обязаться вести союзническую политику с членами ССАГПЗ и арабским миром на всех уровнях (военном, политическом, экономическом, социальном, а также в сфере безопасности) в качестве гарантии национальной безопасности членов ССАГПЗ и других арабских стран; возобновить действие Эр-Риядского соглашения 2013 года и дополнительного соглашения к нему 2014 года.
  10. Передать все базы данных о поддерживаемых Катаром оппозиционных деятелях и раскрыть сведения о полученной ими поддержке любого рода.
  11. Закрыть все прямо или косвенно поддерживаемые Катаром СМИ (включая, но не ограничиваясь «Араби21», «Расд», «Аль Араби аль-Джадид», «Мекамелин», «Шарк», «Миддл Ист Ай» и др.)
  12. Согласиться с данными требованиями в течение 10 дней с момента их выдвижения. В противном сл   учае они прекратят свое действие.

Соглашение будет иметь понятные цели и прозрачный механизм реализации. Ежемесячно в течение первого года, раз в три месяца в течение второго года и ежегодно на протяжении последующих 10 лет будут готовиться периодические отчеты о его реализации.

Однако ни через десять дней, ни через год катарское правительство не приняло требования коалиции. Несмотря на это, по прошествии года Доха в политическом плане чувствует себя лучше, чем годом ранее. Прежде всего, не оправдались надежды на экономическое банкротство Катара. Несмотря на потери, понесенные эмиратом в размере 43 млрд долларов, катарская экономика не только осталась на плаву, но и продемонстрировала рост. В 2016 году ВВП Катара вырос на 2,3%, в 2017 году – на 2,1%, а в 2018 году ожидается рост на 2,6%. В настоящее время годовой экспорт сжиженного природного газа (СПГ), составляющего основу благосостояния Катара, составляет 77 млн тонн. Между 2022 и 2024 годами эмират планирует довести его до уровня 100 млн тонн в год. Прекращение торговли с Саудовской Аравией и ОАЭ катарцы компенсировали ростом товарооборота с Ираном и Турцией. Как известно, Иран после начала блокады открыл свои порты и аэропорты для поставок продовольствия и некоторых других товаров в эмират. В результате товарооборот Ирана с Катаром за 2017-2018 годы вырос на 137%, а торговля с Турцией выросла на 30% и составляет 1,5 млрддолларов в год.

Несколько факторов помогли Катару преодолеть последствия аравийской блокады. Во-первых, большой суверенный фонд, составляющий 320 млрд долларов. Во-вторых, многовекторная политика эмирата, свойственная ему на протяжении многих лет. Катар является стратегическим партнером и союзником США, На территории эмирата расположена крупнейшая на Ближнем Востоке американская военная база Эль-Удейд  и штаб-квартира Центрального командования (Centcom) США. Присутствие этой базы на территории Катара помогло выживанию эмирата, так как перенести ее в короткие сроки невозможно, а позволить КСА вести военные действия против Катара в условиях нахождения американских военнослужащих на территории эмирата, США, естественно, не могли. Несмотря на это, катарцы никогда не присоединялись к антииранской политике США, предпочитая сохранять хорошие отношения с Исламской Республикой, с которой, кстати, Катар делит крупнейшее в Персидском заливе газовое месторождение «Северный Купол» (в иранском варианте «Южный Парс»). В 1996 году в Катаре было открыто торговое представительство Израиля (закрылось в 2000 году по причине давления со стороны КСА и Ирана). Одновременно с 2012 года на территории эмирата функционирует штаб-квартира палестинского  движения ХАМАС. Стратегическое партнерство с Турцией помогло Дохе пережить первый, самый трудный и чреватый военно-политическими угрозами этап кризиса. В феврале 2018 года министр обороны Катара Халед бен Мухаммед аль-Атыйя заявил о том, что КСА и ОАЭ готовили военное вторжение на территорию эмирата с целью смены режима, но благодаря присутствию турецкого военного контингента эта операция сорвалась. Турецкая военная база в Катаре была создана в 2014 году во время первого крупного кризиса в катарско-саудовских отношениях.

Здесь интересно отметить еще один эпизод, связанный с обеспечением безопасности Катара. 6 июня французская газета Le Monde сообщила о том, что наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман направил письмо французскому президенту Эмманюэлю Макрону, в котором сообщал, что в случае покупки Катаром российских систем ПВО С-400, саудовские ВВС нанесут удар по их местонахождению (сделку предполагалось провести через Францию). Рискнем предположить, что на деле Доха и не собиралась закупать российские ракеты, а в очередной раз шантажировала подобной сделкой более сильного соседа. Несмотря на это, Катар также включился в гонку вооружений на Ближнем Востоке. Если ранее эмират тратил на оборону очень мало, инвестируя в основном в развитие, расширение своей огромной информационной империи и в приобретение привлекательных активов и недвижимости в США и странах Западной Европы, то в последнее время заметен отток финансовых средств в военное строительство. За последний год эмират заключил контракт с США на приобретение истребителей-бомбардировщиков и военных вертолетов на сумму 12 млрд долларов и контракт с Францией на приобретение истребителей и бронетранспортеров. Однако в случае с США здесь скорее имеет место «покупка лояльности» у нынешней американской администрации Дональда Трампа.

Третьим фактором, способствовавшим успешному противостоянию Катара блокаде, явился его пропагандистский потенциал и грамотно проведенный пиар. По некоторым данным, на пиаровские акции в США и государствах Западной Европы, призванные «отмыть» Катар от репутации государства-покровителя терроризма эмират потратил около 1,5 млрд долларов. Правда, главный покровитель Катара в нынешней американской администрации Рекс Тиллерсон ушел в марте 2018 года с поста госсекретаря в связи с чем идея американского посредничества в конфликте между Катаром и КСА исчерпала себя. Безуспешным оказалось и посредничество Кувейта в попытке преодолеть раскол в рамках ССАГПЗ. Министр иностранных дел Бахрейна шейх Халед бен Ахмед аль-Халифа в интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат» признал, что «нет и луча надежды на то, что кризис скоро закончится». По признанию министра, лидеры государств, объявивших блокаду, ожидали, что эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани прибудет в Эр-Рияд, чтобы согласиться со всеми требованиями и лично засвидетельствовать капитуляцию, но этого не произошло и вряд ли произойдет в обозримом будущем.

Таким образом, Катар проявил известную стойкость и большой потенциал сопротивления. Вторым результатом кризиса стал рост влияния Ирана на ситуацию на Ближнем Востоке. В 2011-2015 годах Эр-Рияд активно вмешался в процессы «арабских революций» в Сирии и в Ираке, часто на стороне антисистемных элементов и радикальных исламистов для того, чтобы остановить иранскую экспансию. В результате иранцы оказались в Сирии, и, судя по всему, надолго. В 2015 году Саудовская Аравия начала войну в Йемене для того, чтобы не допустить проникновения ИРИ на Аравийский полуостров и завязла там. После блокады Катара Тегеран стал стратегическим партнером одного из богатейших государств Персидского залива, чем снизил накал суннитско-шиитского противостояния и еще более укрепил свое положение.

62.83MB | MySQL:102 | 0,528sec