Ирак: новости текущего военного строительства. Часть 1

12 июня, командование ВВС Ирака распространила коммюнике о поступлении на вооружение второй партии легких корейских истребителей Т-50 (Golden Eagle) производства Korean Aircraft Industries. В Ирак были доставлены очередные 6 машин этого типа. Командующий ВВС, дивизионный генерал Анвар Хама Амин (кстати, этнический курд, которого периодически пытаются, но пока никак не отправят в отставку) высоко оценил приобретение корейских самолетов, назвав их «современными многофункциональными истребителями, обладающими возможностью применять высокоточные авиационные средства поражения, несущими эффективные разведывательные и прицельные системы».

Действительно, на вооружении этого самолета имеются: управляемые ракеты «воздух-поверхность», AGM-65A/D/G Maverick; свободнопадающие авиационные бомбы Mk 82, Mk 83, Mk 84 and BLU-109; корректируемые авиационные бомбы GBU-31, -32 и -38;  разовые авиационные кассетные бомбы CBU-52/58/71, CBU-103/104/105 и Mk 20 Rockeye II;  подвесные контейнеры, пусковые установки НУР LAU-68/131 и LAU-3A/5003;  авиационные кассетные бомбы  с самонаводящимися боевыми элементами Textron Defense Systems CBU-97 Sensor. Встроенное вооружение включает пушку, самолет может применять ракеты «воздух – воздух» типов AIM-9L/M/N/P/S Sidewinder.

Первая партия заказанных истребителей уже используется ВВС Ирака и базируется на авиационную базу «им. мученика Мухаммеда Аля», расположенную недалеко от Басры. Первые 6 машин включали 4 одноместные версии и два учебно-тренировочных варианта, которые, при необходимости, также могут применяться в бою. На 2018 год планируется получить 12 истребителей и еще 6 — в первом квартале 2019 года.

 

Т-50 вместе с истребителями F-16IQ составят в ближайшей перспективе основу истребительной авиации ВВС Ирака. Оба типа являются новыми и обладают широким функциональным пакетом. Тем не менее, по численности, ВВС Ирака даже после поступления всех заказанных самолетов, будут серьезно уступать соседним странам.

 

Еще одной проблемой развития ВВС является отсутствие у современного военного-политического руководства страны четкой военной доктрины. Это неудивительно, поскольку, о действительной государственной самостоятельности Ирака можно говорить лишь в сослагательном наклонении.  По сути, Военно-воздушные силы Ирака, как один из важнейших элементов вооруженной борьбы начали свое формирование в качестве вида Вооруженных сил лишь с 2012 года. Прежние ВВС Ирака пали жертвой не столько пилотов коалиции в войнах 1990 и 2003 гг. и в ходе воздушной блокады, установленной между ними, сколько поголовного предательства высшего командного состава, которое предпочло сначала отправить несколько десятков самых современных и боеспособных самолетов в…Иран, а позднее, в 2003 году, попросту отдав приказ закопать в песок все оставшиеся истребители в окрестностях авиабаз, где они впоследствии и были обнаружены оккупационными войсками. Безусловное мужество отдельных иракских пилотов, не боявшихся вступать в воздушные бои с превосходящим противником и одерживать победы, увы, не могло изменить этой общей удручающей картины.

До 2012 года роль ВВС Ирака де-факто выполняла авиация ВВС США и их союзников, Ирак располагал полутора десятками легких самолетов «Цессна» и несколькими транспортными. Крах всей северной группировки правительственных войск под Мосулом и стремительное наступление «Исламского государства»  (ИГ, звпрещено в России) на юг, к столице, заставили иракское руководство в авральном порядке закупить несколько Су-25 из наличия ВКС РФ, еще несколько таких же, бывших иракских самолетов и пилотов предоставил Иран. Тогда же были ускорены сделки по самолетам F-16 и L-159. И, собственно, по Т-50.  Чешские легкие самолеты Aero L-159 были выбраны, прежде всего, по причине их дешевизны. Чехия, разработавшая этот вариант как модернизацию широко известного учебно-боевого L-39 Albatros, не смогла найти покупателей, давно мучилась с ними и никак не могла никому продать, в итоге, найдя заказчика в Ираке и сбавив цену от начальной. С Т-50, в общем-то получилось тоже самое, поскольку позволить себе большее в настоящее время ВВС Ирака не могут по ряду причин, которые мы укажем ниже.

 

Итак, на сегодня, на вооружении ВВС Ираканаходятся следующие основные типы боевых самолетов:

 

Авиабаза «Аль-Баляд» (Balad) —  истребители F-16 и лёгкие учебно-боевые L-159.

Авиабаза «Асад» (Al Asad, Анбар) —  штурмовики Су-25.

Авиабаза «Аль-Салям» (Al Rasheed, «Багдад Южный») — Су-25.

Авиабаза «Мухаммед Аля» (Basrah International) — истребители T50-IQ.

В летном состоянии находится порядка 25-30 машин, на которых ведутся учебные полеты, все остальные проходят различные формы технического обслуживания, либо ремонтируются. Часть F-16 и L-159, около 5-7 самолетов, привлекается к нанесению бомбо-штурмовых ударов в западных районах провинций Анбар и, эпизодически, по территории Сирии, к западу от Евфрата. Эти действия по большей части носят пропагандисткой характер.

Оценивая перспективу развития ВВС Ирака на ближайшие 5-10 лет можно прийти к заключению, что на данном этапе они находится на начальном этапе своего возможного возвращения к естественному состоянию, тому, которое должно приличествовать такой стране, как Ирак. Разумеется, при условии укрепления ее государственности и суверенитета.  Пока же, оснащение их техникой ведется из принципа дешевизны и обеспечения выплаты комиссионных заинтересованным чинам ВВС и политикам. Нетрудно догадаться, что подобное разнообразие типов самолетов неизбежно создает трудности с их обеспечением запчастями, вооружением, ремонтом и техническим обслуживанием, а также с обучением летно-технического состава.

Основные авиабазы страны – «Хаббания», «Кайяра», некогда первоклассные аэродромы с подземными убежищами, еще только предстоит привести в порядок. Так же, как и печально известный «Спайкер» (авиабаза «Сахра»). Предстоит воссоздать  технико-эксплуатационные части, существующие сегодня в зачаточном состоянии, и модернизировать аэронавигационное оборудование.

Возвращаясь к сделке с Т-50, уместно привести информацию касательно Korean Aircraft Industries. Корейские прокуроры, расследующие утверждения о мошенничестве с бухгалтерским учетом в этом единственном изготовителе самолетов Южной Кореи, связанные с проектом создания вертолета, озадачились деталями комплектования «гигантского штата» участвующего в строительстве истребителей, сообщалось представителями этого ведомства.

Центральная прокуратура Сеула расследует деятельность бывшего начальника и других должностных лиц в Korea Aerospace Industries Co., по подозрению в том, что они заработали незаконную прибыль, манипулируя расходами на производство вертолетов коммунальных служб. Сотрудники прокуратуры также подозревают, что KAI раздула стоимость выручки от продажи легкого истребителя Т-50 в Ирак в сделке на сумму около 3 трлн вон (2,65 млрд долларов США).

До тех пор, пока небо Ирака представляет собой «проходной двор» для иностранных, прежде всего, американских военных самолетов, ни о каком качественном развитии ВВС Ирака речь, конечно идти не может. Между тем, все соседние страны с которыми у Багдада периодически возникают противоречия, как с той же Турцией, из-за воды Евфрата, или, с Кувейтом, где на морских границах регулярно возникают недоразумения с рыбаками и контрабандистами, располагают современными и многочисленными ВВС. сегодняшние ВВС Ирака, можно охарактеризовать как, «марионеточные», или «зачаточные» особенно, если сравнивать их с тем, чем располагала страна до 1990 года.

Периодически в военно-политических кругах Ирака муссируются слухи о намерении пробрести у РФ две эскадрильи современных самолетов Су-35 и МиГ-35. При всей кажущейся невероятности такого развития событий и его полной необоснованности в том же доктринальном, смысле, мы допускаем, что подобная сделка может готовиться. Ведь купил же Ирак новейшие вертолеты Ми-28, которые только-только стали поступать на вооружение ВКС РФ. Может позволить себе и нечто подобное при определяющем условии, однако, не реальной потребности в такой технике и готовности к ее появлению и освоению, а коммерческо-комиссионной составляющей. Иными словами, если кто-то влиятельный настолько, что сможет извлечь из нефтяной «кубышки», два-три миллиарда долларов, будет лично в этом заинтересован – Ирак купит и «Су» и «МиГ».  Нужны они ему или нет, и что он с ними будет делать, это совершенно другая история.

52.21MB | MySQL:103 | 0,486sec