О влиянии Турции в Восточном Иерусалиме

Турция проявляет большой интерес к Восточному Иерусалиму. Президент Турции Р.Т.Эрдоган активен во всем, что связано с палестинским политическим процессом. В секторе Газа правит ответвление «Братьев-мусульман» – исламистское движение ХАМАС, – которое турки хотели бы взять под свое крыло, а Иерусалим их интересует по большей части в идеологической составляющей амбиций Эрдогана, из которых следует цель – «спасение Аль-Аксы». Так полагает аналитик Иерусалимского центра по связям с общественностью (JCPA) Пинхас Инбари[i].

Турция действует в Восточном Иерусалиме несколькими способами, наиболее опасным из которых является «поддержка террористической организации ХАМАС». Самым заметным проявлением турецкой активности является турецкие флаги, которые развивается по всему Восточному Иерусалиму. Временами турецкие флаги появляются на многих переулках Старого города, в том числе на входах на Храмовую гору (Аль-Харам аль-Кудси аш-Шариф – на араб.яз.), а также на зданиях за пределами Старого Города, в то время как протурецкие демонстрации проходят и на самой Храмовой Горе.

О турецком влиянии в Восточном Иерусалиме говорит количество ресторанов, превратившихся в турецкие шавермы, на фасадах которых появились вывески с символами исламизации и исламских завоеваний. Инбари приводит пример вывески одного из таких заведений в Восточном Иерусалиме под названием «Стамбул», на которой изображен всадник на лошади – известный исламский мотив.

Так же ресторан на иерусалимской улице Захра, в котором когда-то было «израильское меню» под названием «Иерусалимский микс», теперь стал турецким. Все это рассматривается, как свидетельство намерения Турции положить конец «израилезации» арабов в восточной части города.

После того, как 15 мая из Турции был выслан израильский посол Эйтан Наэ, Израиль попросил покинуть страну турецкого консула в Иерусалиме и на Западном берегу р. Иордан. В результате владельцы некоторых ресторанов шавермы в Иерусалиме убрали турецкие флаги и символы, опасаясь дальнейших израильских мер на антитурецкой волне. Арабские модные магазины также претерпели изменения и теперь продают скромную исламскую одежду для женщин в турецком стиле. Современный турецкий модный магазин вскоре был закрыт.

Зато в Восточном Иерусалиме открылся турецкий культурный центр, который предлагает курсы турецкого языка, концерты турецкой музыки и выступления деятелей турецкой культуры. Так пропагандируется турецкий образ жизни и культура среди жителей Восточного Иерусалима.

В Восточном Иерусалиме турки купили большое количество недвижимости, большая часть которой имеет историческую связь с Турцией. В этих сделках в основном участвуют две турецкие организации – «Канадиль» и TIKA. Организация по развитию и оказанию гуманитарной помощи «Канадиль» (Kanadil) запрещена в Израиле более года назад. Во главе этой организации стоит доктор Азми Архан, связанный с ХАМАСом и «Братьями мусульманами»[ii].

Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (TIKA) реализовало 71 проект в «оккупированном Восточном Иерусалиме»[iii]. TIKA задействована в реставрации мусульманских архивов Оттоманского периода в Восточном Иерусалиме, Купола Скалы на Храмовой горе, реставрации дома для престарелых, различных зданий и магазинов, в приготовлении тысячи сухуров (утренних приемов пищи вовремя священного месяца Рамадан) и ифтаров (вечерних приемов пищи в месяц Рамадан). Турки вложили не менее 10 млн долларов на строительство студенческих общежитий в иерусалимском университете «Аль-Кудс». Они обеспечивают местные школы электронным оборудованием, в определенных учебных заведениях увеличивают количество классов, способствуя тому, чтобы иерусалимские школьники и студенты завершали свое обучение в Турции[iv].

TIKA и Kanadil – не единственные организации, задействованные в тех или иных проектах на палестинской территории. Свою деятельность осуществляет Международная студенческая ассоциация «Мешале» (Meshale).

Турецкое влияние распространилось и на мусульманские учреждения Восточного Иерусалима, в первую очередь, Верховный мусульманский совет (ВАКФ) во главе с шейхом Икримой Сабри, который является также имамом мечети Аль-Акса. В 2016 году  в ответ на дискуссии в Израиле о необходимости принятия «закона о муэдзинах» (о запрете мусульманским священнослужителям использовать громкоговорители и акустические системы при призыве к молитве с минаретов) он заявил: «Не нравятся крики муэдзинов? Убирайтесь из страны!»[v]

Турки также предпринимали попытки взять под свой контроль «восточно-иерусалимскую улицу» посредством деятельности «Северного крыла Исламского движения Израиля», которое возглавляет израильский мусульманский лидер шейх Раед Салах. В ноябре 2015 года в Израиле это движение было объявлено вне закона.

Тем временем, по мнению Инбара, Турция стремится к контролю над мечетями на Храмовой горе посредством массового турецкого религиозного туризма. Недавно произошла стычка между турецкими «туристами» и ортодоксальными евреями, которые молятся и обучаются на Могиле Пророка Самуила (Шмуэля) к северу от Иерусалима. Этот пророк почитается как евреями, так и мусульманами.

До сих пор Турция официально не оспаривала власть Израиля над восточной частью Иерусалима. Все реставрационные работы в Восточном Иерусалиме турецкие компании осуществляют только после получения израильских лицензий, и любые археологические раскопки, которые проводят турки, находятся под контролем и надзором израильского департамента древностей. Когда турки устанавливали турецкий флаг на каком-нибудь своем объекте, израильские власти просили его убрать, и они всегда выполняли требования. Поскольку мест, связанных с периодом Османской Империи не так уж и много, то турки теперь взялись за места, ассоциирующиеся с мамлюкским периодом.

На политическом поле в Восточном Иерусалиме у Турции есть два слабых места: ХАМАС сравнительно слаб, а самая влиятельная исламская партия – «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») – выступает против Турции. Хотя, даже если на данном этапе ее оппозиция носит словесный, а не действенный характер, в будущем эта партия может саботировать турецкую активность в Восточном Иерусалиме.

Кроме того, Инбар, ссылаясь на компетентные источники в Восточном Иерусалиме, говорит о том, что «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (запрещена в России) стала проиранской, потому что ее член Фатхи Шкаки не покинул организацию даже после того, как он основал фундаменталистское террористическое движение «Палестинский исламский джихад», ассоциированное и поддерживаемое Ираном.

Несмотря на то, что протурецкие и проиранские силы в настоящее время враждебно настроены друг к другу, события в Сирии оставляют открытой возможность того, что они смогут в конечном итоге объединить свои усилия в Восточном Иерусалиме.

Способы вмешательства Турции в процессы в Восточном Иерусалиме можно проследить на примере нескольких турецких правительственных организаций, позиционирующих себя как НПО (неправительственные организации). Однако, согласно публикации на сайте JCPA, IHH – «Фонд защиты прав и свобод человека и гуманитарной помощи» является террористической организацией, поддерживаемой Эрдоганом. Благодаря журналистским расследованиям, проведенным два года назад, были обнародованы факты причастности Фонда к переброске техники из Турции в Сирию на нужды террористов[vi]. Несмотря на официальную цель IHH – оказание гуманитарной помощи – это террористическая организация, которая сотрудничает с ИГ. Об этом говорит бывший руководитель Департамента борьбы с терроризмом в Турции (до прихода к власти Эрдогана) Ахмет Саит Яйлы.

IHH был основан во время войны в Косово и распространил свою деятельность во всех местах, которые когда-то находились под властью Османской Империи, или там, где османы стремились править. К ним относятся тюркоязычные страны на постсоветском пространстве, а также регионы сегодняшней России. Инбари приводит пример, как IHH организовал в свое время массовую демонстрацию против России в Чечне, что свидетельствует об участии этого фонда в чеченской войне. Лидер IHH, Бюлент Йылдырым, призвал участников демонстрации «пойти и сделать то, что нужно сделать». Среди лозунгов, которые кричали демонстранты: «Русские убийцы, вон из Чечни!». В других акциях демонстранты, организованные IHH, выкрикивали «Убийцы американцы, убирайтесь с Ближнего Востока!» и «Убийцы израильтяне, убирайтесь из Палестины!»

В Израиле IHH развернул свою деятельность во время инцидента с кораблем «Мави Мармара» из «Флотилии свободы» в июне 2010 года, движущей силой которой и был контролируемый Эрдоганом IHH. У Эрдогана было две причины для инициирования «Флотилии свободы» –  продемонстрировать свои связи с ХАМАСом в Газе и показать, что он является защитником Иерусалима. Таким образом, вмешательство в Газу и вмешательство в Восточный Иерусалим – это два выражения турецкой политики в отношении палестинской проблемы. ХАМАС – это ответвление «Братьев мусульман», которое необходимо сохранить, а Иерусалим стал основным каналом турецкой подрывной деятельности в глобализации мусульманской гегемонии.

Особое беспокойство у израильского аналитика вызывает скрытое сотрудничество IHH с турецкой организацией TIKA, поскольку это может означать, что за ширмой культурной, социальной и экономической деятельности могут скрываться террористические ячейки.

Сайт TIKA позволяет оценить масштаб деятельности. Список офисов говорит о том, что организация активна в тех районах, которые когда-то находились под властью Османской Империи в арабском мире и в исламских государствах, известных своими связями с «Братьями-мусульманами» и Турцией. Очевидно, что TIKA является рупором политики Эрдогана. О деятельности TIKA можно легко судить и по странице в Facebook – TIKA Filistin[vii].

В частности, на странице рассказывается о мероприятии, организованном турецкой организацией под названием «Мираc» («Наследие» с турецкого яз.). «Мирас» провела конференцию по истории толерантности в Оттоманской Империи к христианам. Гостями этой конференции стали лидеры Армянской церкви, притом из христиан пригласили только армян. Потомки жертв геноцида армянского народа, осуществленного турками в во время Первой мировой войны, пришли на мероприятие, посвященное защите немусульманских народов со стороны Османской Империи. При этом Инбари напоминает о том, что турецкие «туристы» посещающие Старый город, часто терроризируют живущих там армян.

Религиозный туризм является одним из способов распространения влияния Турции в Восточном Иерусалиме. В материале JCPA говорится о том, что организованные группы туристов в Иерусалим состоят из турецких безработных, которым оплачивается участие в этом проекте. Цель этих поездок – не рассматривать достопримечательности города, а демонстрировать турецкое присутствие на Храмовой Горе.

По мнению Инбари первым человеком, взявшимся за продвижение мусульманского религиозного туризма в Иерусалим, стал председатель Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас. Однако он столкнулся с сильной оппозицией со стороны «Братьев-мусульман» и особенно от их главного проповедника шейха Юсуфа аль-Карадауи, который живет в Катаре. Он обвинил М.Аббаса в том, что мусульманский туризм в Иерусалим является призывом к нормализации отношений с Израилем.

Несмотря на решение Турции отправлять паломников в Иерусалим, «Братья-мусульмане», в том числе ХАМАС, негативно относятся к самой идее. Поэтому, среди ревностных религиозных мусульманских паломников в Восточном Иерусалиме исключительно «туристы» из Турции. Тем временем, многие мусульманские туристы свободно приезжают в Иерусалим и наслаждаются отдыхом, а не становятся нарушителями спокойствия.

Инбари призывает не рассматривать идею захвата Храмовой Горы у Израиля и наводнение ее массами мусульманских паломников, которые и объявят в итоге о передаче ее под управление мусульман, как необоснованную гипотезу. Аналитик JCPA  ссылается на конференцию глав мечетей, которая прошла в Стамбуле 14 июля 2017 года и называлась «Платформа Аль-Аксы». На плакатах были изображены паломники, которые захватывают Храмовую гору с турецкими флагами, разбивают палаточный лагерь, в котором паломники проводят сидячую забастовку. Кроме того, на конференции прозвучал призыв к имамам по всему миру говорить во время молитв о важности Иерусалима и необходимости его освобождения. Таким образом, захват Храмовой Горы может произойти после идеологической подготовки посредством такого обучения в мечетях во всем мусульманском мире, во время благоприятных для этой цели событий в мусульманском мире, а также в Европе.

Помимо упомянутых шейха Раеда Салаха и шейха Икримы Сабри, израильским спецслужбам известен шейх Хусам Абу Лейл, который в 2016 году возглавил арабское движение «Партия за верность и реформы», а до этого лишался права посещать Храмовую Гору в связи с участием там в ожесточенных столкновениях.

Пока же шейх Икрима Сабри носит белую священническую одежду, представляющую турецкий религиозный истеблишмент, как будто он уже муфтий Турции на Храмовой Горе. На официальной брошюре ВАКФа «Голос Совета» Эрдоган и турецкий флаг изображен на первой странице. Ссылаясь на компетентные источники в Восточном Иерусалиме, Инбари утверждает, что Сабри очень близок к Эрдогану и имеет с ним прямую телефонную связь. Его посредничеством для выхода на турецкого президента пользуются некоторые люди в Восточном Иерусалиме.

Активность Турции в Восточном Иерусалиме призвана поддержать внутри страны статус Эрдогана как «собирателя земель турецких», добиться среди мусульман и арабов региона такого влияния, каким обладал султан Османской Империи, а также создать условия для турецких капиталовложений. Не менее важным аспектом является то, что вовлеченность в межпалестинские проблемы и адвокатирование интересов палестинцев является дополнительным инструментом во взаимоотношениях с Израилем. Даже несмотря на то, что внешняя идеологизированная составляющая высказываний Эрдогана зачастую не соответствует их реальному практическому содержанию.

 

[i]Турция Эрдогана активизируется в Газе и Иерусалиме // Иерусалимский центр по связям с общественностью. 14.06.2018. URL: http://jcpa.org/article/erdogans-turkey-intensifies-involvement-in-gaza-and-jerusalem/ (на англ.яз.)

[ii] Либерман подписал указ о запрете деятельности организации «Канадиль» // NEWSru.co.il. 14.12.2016. URL: http://newsru.co.il/israel/14dec2016/kanadil.html

[iii] TİKA: East Jerusalem’s Longtime Benefactor / Turkish Cooperation and Coordination Agency. URL: http://www.tika.gov.tr/en/news/tika_east_jerusalem%27s_longtime_benefactor-36295

[iv] Israel worried over Turkish influence in East Jerusalem // Middle East Monitor. 22.06.2017.

URL: https://www.middleeastmonitor.com/20170622-israel-worried-over-turkish-influence-in-east-jerusalem/

[v]«Не нравятся крики муэдзинов? Убирайтесь из страны!»  // 7-й канал. 13.11.2016. URL: https://www.7kanal.co.il/News/News.aspx/188619

[vi] «Джумхуриет»: Турецкий фонд защиты прав и свобод человека и гуманитарной помощи причастен к передаче военной техники террористам в Сирии // SANA-Сирийское арабское информационное агентство. 14.06.2016. URL: http://www.sana.sy/ru/?p=76021

[vii] TIKA Filistin. URL: https://www.facebook.com/tika.filistin/

62.87MB | MySQL:107 | 0,574sec