Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11 — 17 июня 2018 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты различной степени интенсивности продолжаются в Сирии, Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии, Южном Судане и Сомали. В Йемене войска коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, 13 июня начали операцию по вытеснению формирований шиитских мятежников–хоуситов из портового города Ходейда. Президент Турции Р. Т. Эрдоган 11 июня официально объявил о начале масштабной операции турецких вооруженных сил против боевиков сепаратистской группировки Рабочей партии Курдистана (РПК) в районах Кандиль и Синджар на севере Ирака.

В Йемене продолжается вооруженное противостояние сил шиитских мятежников-хоуситов с войсками арабской коалиции во главе с КСА и армией президента Йемена А. М. Хади. 13 июня войска коалиции (главным образом армии ОАЭ) и йеменского народного ополчения начали наступление на город Ходейду – крупнейший порт страны на побережье Красного моря. Цель операции под кодовым названием «Золотая победа» — освобождение города от мятежников хоуситов. ВВС и ВМС арабской коалиции наносят удары по позициям и объектам хоуситов как в самой Ходейде, так и на подступах к городу. Саудовцы и их союзники утверждают, что порт Ходейда используется хоуситами для «незаконного ввоза иранского оружия в Йемен», в том числе компонентов баллистических ракет, которыми мятежники регулярно обстреливают территорию КСА. Формирования хоуситов сорвали 13 июня попытку аравийской коалиции высадить морской десант в районе порта Ходейды. 16 июня командование войсками альянса объявило об установлении контроля над международным аэропортом Ходейды. Хоуситы, со своей стороны, утверждают, что к 17 июня вытеснили силы противника с территории аэропорта. Сообщается, что США отклонили запрос ОАЭ о предоставлении разведывательных средств для проведения операции по овладению Ходейдой, а также о помощи в разминировании территории города. В то же время, по информации СМИ, помощь по разминированию Ходейды согласилась предоставить Франция.

Между тем в ООН выражают серьезную обеспокоенность гуманитарной ситуацией, складывающейся в районе боевых действий, и заявляют, что наступление на Ходейду, а также длительная осада города могут подвергнуть угрозе жизнь и безопасность порядка 250 тыс. проживающих там граждан. При этом всего в Ходейде проживают около 600 тысяч человек. Кроме того, порт Ходейда является главной базой для доставки международной гуманитарной помощи в районы Йемена, контролируемые хоуситами.

По оценке экспертов, «в любом случае осада Ходейды не будет легкой для аравийской коалиции. И в этой связи надо отметить, что в данном случае определяющую роль играет фактор времени. И он работает на хоуситов с учетом международной обеспокоенности состоянием гуманитарного кризиса. И этот момент будет вынуждать ОАЭ и КСА торопится со своим наступлением, а значит, и совершать ошибки».

Президент Турции Р. Т. Эрдоган 11 июня официально объявил о начале масштабной операции турецких вооруженных сил против боевиков РПК в районах Кандиль и Синджар на севере Ирака, преимущественно на территории иракской курдской автономии. По словам Р. Т. Эрдогана, Анкара намерена очистить от террористов регион Кандиль так же, как это было сделано в сирийском районе Африне. Действия сухопутных сил активно поддерживают турецкие ВВС, постоянно наносящие удары по позициям и лагерям боевиков РПК. По имеющейся информации, турецкая армия «не встретила особого сопротивления» со стороны противника. Вооруженные сил Турции сохранят свое присутствие на севере Ирака до тех пор, пока регион не будет очищен от всех террористов, заявил 12 июня министр обороны Турции Н. Джаникли. Следует отметить, что ни иракские власти в Багдаде, ни власти курдской автономии в Эрбиле нынешнюю турецкую операцию не санкционировали.

Тем временем в самом Ираке на минувшей неделе политические блоки «Ас-Саирун» и «Фатх», получившие в ходе прошедших в стране 12 мая парламентских выборов наибольшее число депутатских мандатов в 329-местном Совете представителей, объявили о создании коалиции большинства. Напомним, что список «Ас-Саирун» во главе с влиятельным шиитским религиозным и политическим деятелем М. ас-Садром получил 54 депутатских мандата, а альянс шиитских ополченческих формирований «Фатх» во главе с экс-министром транспорта и одним из командиров ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» Х. аль-Амири завоевал 24 мест. Ранее М. ас-Садр заявил о предварительной договоренности об объединении с блоками «Аль-Ватания» (21 мандат) во главе с одним из вице-президентов Ирака А. Алауи и шиитским блоком «Аль-Хикма», руководимым А. аль-Хакимом (19 мандатов).

Обострилась обстановка на востоке Ливии. На минувшей неделе крупнейшие экспортные нефтяные порты страны Рас-Лануф и Эс-Сидр подверглись массированной атаке формирований контролировавшего их в прошлом полевого командира И. аль-Джадрана, лояльного правительству национального согласия Ф. Сараджа. Поддержку им оказали связанные с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) исламистские «Бригады обороны Бенгази» и некоторые радикальные формирования с юга Ливии, в том числе отряды чадской оппозиции, обосновавшиеся на ливийской территории. В то же время командование Ливийской национальной армии (ЛНА) во главе с фельдмаршалом Х. Хафтаром утверждало, что атаки противника были отбиты. ВВС ЛНА наносят удары по позициям боевиков, атаковавших наливные терминалы. ЛНА начала 17 июня масштабную операцию по выдворению противника из района нефтяных портов. Сообщается, что, начиная с 14 июня, приостановлены все поставки нефти из этих двух портов, а все сотрудники нефтяных компаний эвакуированы.

13 июня в Афганистане лидер радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ) Х. Ахундзада призвал США к началу прямых мирных переговоров, чтобы положить конец многолетнему противостоянию в стране. Он также подчеркнул, что «единственным путем спасения Афганистана является вывод военных контингентов США и стран», принимающих участие в операции НАТО «Решительная поддержка», с территории республики. Х. Ахундзада также отметил, что вызванная иностранным вторжением кризисная ситуация в Афганистане, «разрушительные последствия которой в основном наносят ущерб американскому и афганскому народу, может быть разрешена только путем переговоров». Отдельно в пресс-службе талибов сообщили, что никаких тайных переговоров между представителями группировки и кабульским правительством не ведется. В то же время сообщается, что 16 июня глава МВД Афганистана В. А. Бармак встретился в Кабуле с представителями талибов. В этот же день президент Афганистана А. Гани объявил о том, что режим прекращения огня с движением «Талибан» будет продлен. Однако 17 июня представители талибов отвергли предложение властей Афганистана продлить режим прекращения огня. В то же время власти продлили перемирие в одностороннем порядке сроком на 10 дней.

Сложная обстановка сохраняется в Сирии. В различных районах страны продолжаются боестолкновения правительственных войск и союзных им сил с боевиками экстремистских и террористических вооруженных формирований, а также между боевиками враждующих между собой группировок.

Госдепартамент США 14 июня выразил беспокойство по поводу сообщений о том, что войска правительства Сирии проводят свои операции в одной из зон деэскалации на юго-западе страны в нарушение достигнутых договоренностей. При этом было заявлено что «США предпримут решительные и надлежащие шаги в ответ на нарушение Сирией договоренностей по этому району». Министр обороны Израиля А. Либерман заявил 15 июня, что на юге Сирии нет военного присутствия Ирана и ливанской «Хизбаллы». Россия ведет диалог в двустороннем формате по южной зоне деэскалации с США, Израилем, Иорданией, Ираном и сторонами в Сирии — властями и оппозицией, сообщили в российском МИДе. Военные из Турции и США согласовали план действий по вопросам вывода курдских формирований из сирийского города Манбидж, заявили 14 июня в Генштабе ВС Турции.

Россия «не вмешивается во внутренние дела Дамаска» и взаимодействует с Сирией «как с дружественным государством», заявил 13 июня президент САР Б. Асад. Вместе с тем он указал, что «между любыми партнерами случаются расхождения во взглядах тактического плана», что, по мнению сирийского президента, «вполне естественно, и для их преодоления существует диалог. Поэтому мы часто встречаемся, чтобы прийти к согласию». По словам Асада, «реалии международной обстановки и взаимная выгода требуют консолидации трехстороннего союза России, Сирии и Ирана».

15 июня президент России В. Путин и премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху в ходе телефонного разговора обсудили ситуацию в Сирии «в контексте совместных усилий по обеспечению безопасности в районе сирийско-израильской границы». При этом «с обеих сторон выражена готовность к наращиванию координации на сирийском направлении, в том числе по вопросам противодействия международному терроризму». Б. Нетаньяху сообщил 17 июня, что сказал президенту РФ В. Путину и госсекретарю США М. Помпео, что еврейское государство будет предпринимать действия против военного присутствия Ирана на всей территории Сирии.

Зарин и хлор с высокой вероятностью использовались в качестве химического оружия в двух отдельных инцидентах в Сирии 24 и 25 марта 2017 г. к югу от города Эль-Латамна, сообщили 13 июня в Организации по запрещению химического оружия. Миссия Организации  также пришла к выводу, что хлор использовался в качестве химоружия при обстреле госпиталя того же города и окружающих районов 25 марта 2017 г. При этом кто конкретно мог применить хлор и зарин, не уточняется. Доклад миссии ОЗХО по предполагаемым случаям применения химического оружия в провинции Хама в Сирии 24 и 25. марта 2017 г. не соответствует критериям по сбору и анализу информации и вызывает вопросы, заявили в МИД России.

Проблема соглашения по ядерной программе Ирана по-прежнему активно обсуждается в мире. Президент США Д. Трамп заявил 12 июня, что ожидает, что власти ИРИ примут решение вернуться к переговорам о национальной ядерной программе. Ведение переговоров с Ираном является главным необходимым условием продвижения по вопросу реализации Совместного всеобъемлющего плана действия (СВПД) по иранскому атому, заявила глава дипломатии Евросоюза Ф. Могерини. Она считает, что развал договоренностей с Ираном по атому «привел бы к спирали ядерного распространения в регионе и риску скатывания в конфликт». Встреча президента ИРИ Х. Роухани с Д. Трампом невозможна и не состоится, несмотря на прошедший саммит Трампа с Ким Чен Ыном, — США сами разорвали отношения с Ираном, «они вышли из ядерного соглашения, и они опять наложили санкции на Тегеран», считают в иранском руководстве. Президент Франции Э. Макрон обсудил с Х. Роухани ситуацию вокруг СВПД и напомнил ему о желании Франции, Великобритании, ФРГ, РФ и КНР «продолжать реализовывать венское соглашение по иранскому атому во всех его измерениях». Тегеран пока удовлетворен позициями и заявлениями европейских лидеров о намерении сохранять СВПД, однако они должны быть подкрепленными практическими шагами, заявил в ответ Х. Роухани. Иран возобновит работы по обогащению урана на своём комбинате «Фордо» в случае срыва СВПД, заявил 13 июня представитель Организации по атомной энергии ИРИ.

Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ взяли на себя обязательства выделить Иордании пакет помощи на сумму 2,5 млрд долларов, а Катар окажет поддержку Хашимитскому королевству в размере 500 млн долларов.

14 июня премьер-министр Иордании О. Раззаз отозвал из парламента законопроект о подоходном налоге. Ранее он заявлял о существовании консенсуса в иорданском обществе относительно необходимости пересмотра этого законопроекта, вызвавшего массовую волну протестов в стране. Напомним, что ушедший в отставку кабинет министров планировал повысить подоходный налог до 40% для бизнеса и как минимум на 5% для физических лиц.

 

Приложение

О некоторых особенностях саудовско-египетских отношений

Состояние и характер отношений между двумя крупнейшими государствами Арабского Востока – Королевством Саудовская Аравия и Арабской Республикой Египет во многом влияют на общую ситуацию на Ближнем Востоке, в арабском и исламском мире. Саудовцы полагают, что «безопасность арабского региона зависит от мира и стабильности в Египте». В Каире считают, что АРЕ и КСА являются «полюсами арабской региональной системы международных отношений» и именно «на них лежит большая часть ответственности за реализацию арабской солидарности». При этом отношения между двумя государствами всегда носили сложный, неоднозначный характер, колеблясь от открытой вражды до тесного сотрудничества. Каир и Эр-Рияд постоянно соперничали за влияние и лидерство на арабской и ближневосточной политической арене.

Без преувеличения огромное влияние на двусторонние отношения оказали радикальные политические изменения, произошедшие в Египте после падения режима президента Х. Мубарака в 2011 г., что вызвало в Эр-Рияде «осуждение и неприятие». С нескрываемым опасением в КСА отнеслись к победе на парламентских выборах в Египте сторонников ассоциации «Братьев-мусульман» и избранию летом 2012г. президентом АРЕ М. Мурси — кандидата от этой ассоциации. В то же время, учитывая политическую значимость Египта, в Эр-Рияде посчитали необходимым поддерживать контакты с новыми руководителями в Каире. Со своей стороны, исламисты, ставшие во главе Египта, в условиях обострявшегося кризиса национальной экономике были крайне заинтересованы в получении крупной зарубежной финансовой помощи, в том числе от КСА. В целом же саудовско-египетские отношения в период президентства М. Мурси оставались прохладными.

В июле 2013 г. саудовское руководство однозначно и твердо поддержало действия командования египетской армии по смещению М. Мурси с поста президента, оказав новым властям АРЕ политическую поддержку. Каиру была оказана и солидная финансово-экономическая я помощь в размере 12 млрд долларов со стороны КСА, ОАЭ и Кувейта. При этом саудовская доля составила 5 млрд долларов. Общая саудовская финансовая помощь АРЕ после переворота 2013 г. составила 27 миллиардов долларов, включая кредиты, гранты и безвозмездные субсидии. Эр-Рияд выступил на стороне новых египетских властей, жестко подавивших массовые протестные выступления сторонников «Братьев-мусульман и М. Мурси летом 2013 г. Саудовцы оказали новым руководителям Египта и столь необходимую им внешнеполитическую поддержку, что было «принципиально важно в условиях, когда Египет подвергся жесткому давлению западных стран». КСА осудило позицию США и стран Евросоюза по введению ограничений и приостановке помощи Египту. Эр-Рияд призвал Запад «не давить» на Египет и поддержать его в борьбе с терроризмом.

Столь позитивное отношение КСА к политическим переменам в Египте, произошедшим летом 2013г., обусловлено целым рядом причин. Так, очень существенным для Эр-Рияда стало «приобретение такой геополитически важной и сильной в военном плане страны, как АРЕ, в свои союзники в борьбе с серьезнейшей угрозой в регионе – терроризмом». Кроме того, для саудовцев «представилась возможность способствовать формированию стабильной и лояльной Эр-Рияду политической власти в Египте».

Таким образом, после прихода к власти в АРЕ военных саудовско-египетские отношения получили поступательное развитие в различных сферах. В марте 2015 г. Египет вошел в созданную КСА арабскую коалицию, которая ведет войну против шиитских мятежников-хоуситов в Йемене, выделив в ее состав подразделения ВВС и боевые корабли, но отказался направить в Йемен сухопутные части. АРЕ также вошла в состав военной коалиции из 30 мусульманских стран во главе с КСА, однако этот проект не получил дальнейшего развития.

В июле 2015 г. в ходе визита в Каир наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана две страны приняли «Каирскую декларацию». Документ предусматривает развитие сотрудничества в сферах обороны, инвестиционной деятельности, энергетики, «достижение экономической интеграции обеих стран», реализацию совместных проектов, «углубление политического, культурного и информационного сотрудничества», демаркацию морских границ между обоими государствами. Мухаммед  бен Сальман отметил важную роль Египта в деле «защиты позиции КСА и безопасности Залива».

По итогам визита саудовского короля Сальмана в Египет в апреле 2016 г. стороны подписали ряд важных экономических соглашений, в том числе о финансировании нефтяного сектора АРЕ на сумму 20 млрд долларов в течение пяти лет и создании совместного инвестиционного фонда с уставным капиталом 16 млрд долларов. Также было объявлено о согласии Египта на передачу королевству двух островов – Тиран и Санафир, расположенных у входа в залив Акаба, что вызвало резко негативную реакцию в АРЕ.

В Каире понимают, что внутренняя стабильность в стране во многом зависит от денежных вливаний из стран-членов ССАГПЗ, прежде всего КСА, и поэтому вынуждены считаться с этим. Хотя осознают, что данное обстоятельство используется КСА как рычаг давления на АРЕ и сковывает ее политическую инициативу. Как отметил президент Египта А. Ф. ас-Сиси, «трудно жить в зависимости от помощи других». Но согласился, что без такой финансовой поддержки Египту было бы сейчас очень нелегко. Тем не менее, вопреки ожиданиям Саудовской Аравии, «полагавшей, что Египет в обмен на финансовую помощь будет проводить свою внешнеполитическую стратегию исключительно с оглядкой на Эр-Рияд, ситуация стала развиваться несколько иначе. В Каире резонно посчитали, что национальные интересы страны не всегда совпадают с саудовскими «рекомендациями». Обозначились различия в подходах к решению главных региональных проблем — борьбе с терроризмом, конфликтам в Сирии и Йемене, отношениям с Ираном. Так, если Эр-Рияд считает Иран своим главным региональным противником, то Каир, несмотря на непростые отношения с Тегераном, заявлял о более гибкой прагматичной позиции. Отличались и позиции двух стран в отношении Сирии. Каир с самого начала выступал за диалог с режимом президента САР Б. Асада, не требовал его немедленного ухода из власти, поддержал начало антитеррористической операции ВКС России в Сирии. Для КСА же главным было и остается свержение режима Асада и прямая поддержка его противников, преимущественно из числа радикальных исламистских группировок. Египет, кроме того, был недоволен улучшением саудовско-турецких отношений и серьезно обеспокоен благожелательными изменениями позиции руководства КСА по отношению к «Братьям-мусульманам».

В октябре 2016 г. отношения между КСА и АРЕ резко ухудшились. Формальным поводом для этого стало голосование Египта в СБ ООН за российский проект резолюции по Сирии, что вызвало гнев Эр-Рияда. В отношении Каира незамедлительно последовали карательные меры: были приостановлены ежемесячные бесплатные поставки АРЕ 700 тыс. т саудовских нефтепродуктов (40% египетского месячного потребления). Этот шаг вынудил Каир срочно искать альтернативных поставщиков. Кроме того, Эр-Рияд отказался от переводов финансовых траншей Каиру, а также предложил Эфиопии помощь в реализации проекта плотины «Возрождение» на Голубом Ниле, причем последний вопрос является крайне болезненным для Каира. Со своей стороны, Египет начал укреплять отношения с ОАЭ и договорился о кредитах с МВФ.

Однако период охлаждения двусторонних отношений длился недолго. Заинтересованность КСА и АРЕ в сохранении партнерских отношений, наличие общих важных интересов в регионе превысили имеющиеся разногласия. В марте 2017 г. король Сальман и президент А. Ф. ас-Сиси встретились на полях саммита ЛАГ, а вскоре были возобновлены поставки саудовской нефти в Египет. В июне 2017г. Египет вместе с КСА, ОАЭ и Бахрейном обвинили Катар в поддержке терроризма и вмешательстве во внутренние дела арабских стран. Каир вместе с ними разорвал дипотношения с Дохой и присоединился к транспортной и экономической блокаде Катара. В марте 2018 г. Египет окончательно решил вопрос о передаче КСА островов Тиран и Санафир. А. Ф. ас-Сиси дал понять, что в случае войны между КСА и Ираном его страна «поддержит наших саудовских братьев». В ходе визита короля Сальмана в Каир в марте 2018 г. две страны договорились о продолжении политического взаимодействия в регионе. При этом А. Ф. ас-Сиси вновь заявил, что безопасность аравийских государств «является неотъемлемой частью национальной безопасности Египта». Были достигнуты договоренности о существенном расширении инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества.

И все же, несмотря на нынешнее очередное улучшение двусторонних отношений, «глобальные противоречия» между Египтом и Саудовской Аравией сохраняются, что не исключает в будущее нового витка обострения между Эр-Риядом и Каиром.

62.89MB | MySQL:102 | 0,702sec