О социальных протестах в Иордании

30 мая в Иордании развернулись широкомасштабные народные протесты, включая массовые демонстрации и забастовку, объявленную по инициативе иорданских профсоюзов. Такого накала борьбы за экономические права королевство не знало с 1989 года. Кампания протеста продолжалась до 10 июня и поставила на некоторое время вопрос о стабильности в этой относительно спокойной арабской стране, которой удалось с минимальными потерями пережить кризисы «арабской весны». Возникновение долгосрочной политической нестабильности в Иордании способно оказать серьезное дестабилизирующее воздействие на ситуацию на всем Ближнем Востоке. Одновременно нынешние волнения в Иордании, и те способы, которые избрало иорданское правительство для того, чтобы умиротворить протестующих и справиться с кризисом, поставили на повестку дня вопрос об отношениях Аммана со странами ССАГПЗ.

Поводом для массовых народных выступлений стало декларированное правительством Хани аль-Малки повышение налогов, а также снятие государственных субсидий на электроэнергию и ряд базовых товаров, в результате чего тарифы на электричество должны были вырасти на 20%, а цены на бензин на 5,5%. Учитывая, что  стоимость электроэнергии за прошлый год уже повысилась на 55%, это могло стать непосильным бременем для многих иорданских семей. Данные неолиберальные меры были приняты в соответствии с рекомендациями Международного Валютного Фонда (МВФ), анонсировавшего предоставление Иордании кредита на сумму в 723 млн долларов. Жесткие условия МВФ связаны с большим бюджетным дефицитом и совокупным долгом Иордании. Последний составляет 35 млрд долларов, то есть 90% ВВП страны. Задача, поставленная МВФ правительству королевства состояла в том, чтобы довести уровня долга до 77% ВВП. Однако меры жесткой экономии в небогатой стране, где безработица по официальным данным составляет 18%, а 20% населения живет за чертой бедности, вызвало социальный взрыв. Неслучайно на плакатах демонстрантов был изображен премьер-министр, в уста которого были вложены следующие слова: «Вместо того, чтобы бороться с бедностью, мы будем бороться с бедняками».

Можно провести параллель между нынешними массовыми протестами и выступлениями, развернувшимися в Хашимитском королевстве в 1989 году. В то время поводом для демонстраций стало повышение цен на горючее. Однако в 1989 году очагом сопротивления был только город Маан, в то время как в 2018 году митинги и демонстрации охватили все 12 мухафаз (провинций) королевства. В 1989 году итогом выступлений протеста стала отставка правительства по инициативе короля Хусейна и проведение в 1990 году парламентских выборов на многопартийной основе (до этого политические партии в Иордании были запрещены), в результате чего относительную победу на выборах одержало движение «Братья-мусульмане». В нынешнем году король Абдалла II  пошел на менее радикальные меры. 5 июня был издан королевский указ об отмене повышения налогов, а 6 июня правительство Хани аль-Малки было отправлено в отставку. Новым премьер-министром страны стал Омар ар-Раззаз, известный иорданский экономист, в прошлом занимавший высокие посты во Всемирном банке. В правительстве Х.аль-Малки он был министром образования. Кроме того, О.ар-Раззаз пользуется репутацией безукоризненно честного человека, не замешанного в коррупционных скандалах.

Можно отметить еще два отличительных момента нынешних протестов в Иордании. Во-первых, в них впервые участвовали не только представители беднейших слоев, но и среднего класса этой страны. В нынешних выступлениях и забастовках участвовали как бедняки, так и иорданские врачи, учителя, инженеры, крестьяне. Как представители бедуинских племен, так и подданные палестинского происхождения. Вторым моментом является стихийность данных митингов и отсутствие руководства со стороны  крупных политических партий Иордании. Главные силы протестующих сплачивались вокруг профсоюзов. Стоит подчеркнуть и ненасильственный характер протестов. В первые дни имели столкновения манифестантов с полицией и их задержания, но позже начались «братания» с военнослужащими и полицейскими. Стало ясно, что силовые структуры не будут подавлять манифестации.

Представляется, что нынешнюю нестабильность в Иордании надо анализировать не только в экономическом, но и в широком политическом срезе. Хашимитское королевство является уникальным государственным образованием на Ближнем Востоке. Оно было создано достаточно искусственно, на территории, не имеющей природных ресурсов, в качестве буфера между Израилем, Сирией, Египтом и Саудовской Аравией. Стабильность в этой стране постоянно поддерживалась США и Великобританией, она была важна для предотвращения прямой схватки между антагонистами в регионе. Последние двадцать пять лет иорданское руководство не только шло в русле американских региональных инициатив, но и часто первым их оглашало. Это касалось как заключения мирно договора с Израилем, так и объявления королем Абдаллой II в 2004 году тревоги в связи с «образованием шиитского полумесяца, угрожающего арабским государствам». В этом случае он выступил застрельщиком образования антииранской арабской коалиции. После прихода к власти в Саудовской Аравии наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, взявшего курс на нормализацию отношений с Израилем и создания альянса с ним для противодействия Ирану надобность в Иордании как посреднике между Израилем и арабским миром отпала. Иорданский оппозиционер Ляйс Шубейлат выразился об этом таким образом: «Раньше Иордания была израильским союзником в ранге бригадного генерала, но сейчас Саудия стала генералом, а нас понизили до рядового».

В этой связи нельзя обойти вниманием сложный комплекс иорданско-саудовских отношений. За последние годы степень экономической зависимости Иордании от КСА усилилась. 450 тысяч иорданцев работают в Саудовской Аравии, а их денежные переводы составляют, по некоторым данным, до 10% ВВП. КСА поставляет в Иорданию электроэнергию по льготным ценам, используя недавно построенные ЛЭП. После начала «арабской весны» в 2011 году Саудовская Аравия по инициативе покойного короля Абдаллы бен Абдель Азиза предоставила соседу экономическую помощь в размере 1,7 млрд долларов. Было также решено в течение последующих пяти лет ежегодно выплачивать Амману 5 млрд долларов, причем эта сумма была поровну (по 1,25 млрд) разделена между четырьмя государствами (КСА, ОАЭ, Кувейтом и Катаром). Это объясняет, почему, несмотря на различие в национальных интересах двух стран и историческое соперничество между семьями Хашимитов и Аль Саудов, между двумя государствами сохранялись тесные отношения.

Однако в 2017 году выплата субсидий странами Залива фактически прекратилась. В том году Амман получил из стран ССАГПЗ всего 328 млн долларов, что заставило иорданское правительство обратиться за помощью к МВФ. 10 июня по инициативе Саудовской Аравии в Мекке прошел саммит государств Залива, на котором рассматривались вопросы экономической помощи Иордании. По мнению журналиста Абдельбари Атвана, Эр-Рияд на это подвигли несколько факторов. Во-первых, монархи стран Залива опасались, что протесты в Иордании не ограничатся экономическими требованиями, а перейдут к политическим, ч то приведет к смене режима в этой стране (в том числе с перспективой прихода к власти «Братьев-мусульман». Во-вторых, что мирные протесты окажутся заразительными и могут перекинуться в страны Залива, особенно Саудовскую Аравию, где Мухаммед бен Сальман также проводит неолиберальную экономическую программу в связи с уменьшением доходов королевства от добычи нефти. В-третьих, саудовцы стали опасаться, что в случае дальнейшего пренебрежения иорданскими делами новым  спонсором королевства может стать Катар либо Иран.

Однако последующие результаты экономических переговоров короля Абдаллы II стали довольно неожиданными. Эр-Рияд, вначале анонсировавший помощь Иордании в размере 2,5 млрд долларов ограничился тем, что предложил вместе с ОАЭ пакет помощи в размер 1,5 млр долларов. Кувейт предложил иорданскому правительству миллиард. Зато Катар, уровень отношений с которым Амман снизил после блокадой, начатой «аравийской четверкой», предложил 500 млн долларов безвозмездной помощи и одновременно создание в Иордании 10 тысяч рабочих мест.

Коллизии вокруг предоставления экономической помощи Иордании способны оказать значительное влияние на политическое будущее всего ближневосточного региона. В случае краха политической системы Иордании на территории этого королевства может возникнуть очередной исламистский анклав с непредсказуемыми последствиями. В то же время, если Катар вытеснит Саудовскую Аравию из основных экономических спонсоров Иордании, то это будет означать изменение геополитической конфигурации в регионе. В этом случае, учитывая естественные экономические интересы Иордании не исключено ее сближение с Сирией и Ираном и прежний инициатор антииранской коалиции может стать лучшим другом шиитов среди «умеренных» арабских государств.

52.21MB | MySQL:103 | 0,542sec