О влиянии турецкого фактора на ситуацию в зоне деэскалации на юге Сирии

Министр иностранных дел Иордании Айман Хусейн Абдалла ас-Сафади в ходе телефонного разговора сообщил спецпосланнику генерального секретаря ООН по Сирии Стаффану де Мистуре, что королевство обсуждает с Россией и США вопросы, касающиеся сохранения зоны деэскалации на юге САР. Об этом сообщила пресс-служба МИД Иорданского Хашимитского Королевства. «Иордания, Россия и США поддерживают контакты для того, чтобы не допустить возобновления боевых действий в южных районах Сирии, а также для сохранения соглашения о зоне деэскалации, — говорится в сообщении. — Королевство привержено соглашению и продолжит работать с Соединенными Штатами и Россией, чтобы достигнуть полного прекращения боевых действий на юге САР и всеобъемлющего политического урегулирования кризиса». Кроме того, глава МИД Иордании отметил, что «необходимо приложить все возможные усилия, чтобы предотвратить боевые действия и кровопролитие», а также что «политическое решение — единственный способ остановить страдания сирийского народа и положить конец кризису». США выступают за сохранение зоны деэскалации на юго-западе Сирии и призывают Москву и Дамаск не предпринимать односторонних действий в данном районе. Об этом заявил в состоявшемся в понедельник телефонном разговоре с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым госсекретарь США Майкл Помпео. Как сообщила по итогам данной беседы начальник пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт, Лавров и Помпео обсудили различные вопросы, относящиеся к «Сирии и двусторонним отношениям», в том числе вызывающие обеспокоенность у Москвы и Вашингтона. «Помпео подчеркнул приверженность США договоренностям о прекращении огня на юго-западе [Сирии], одобренным год назад президентом [Дональдом] Трампом и президентом [Владимиром] Путиным», — рассказала Науэрт. Согласно изложенной ею информации, глава внешнеполитического ведомства США также выразил мнение, что «России и сирийскому режиму критически важно придерживаться этих договоренностей и не допускать односторонних действий в данном районе». Никаких других данных о содержании консультаций Лаврова и Помпео Науэрт не привела. Собственно она и не могла этого сделать, поскольку ни каких серьезных договоренностях, которые могли бы кардинальным образом изменить планы Москвы, Тегерана и Дамаска в отношении юга Сирии, на этих консультациях речи не шло. Россия, Иордания и США в июле 2017 года согласовали создание на юго-западе Сирии зоны деэскалации, которая включила три самых южных провинции страны: Дераа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда. В последние месяцы ситуация там осложнилась. Как указывали в МИД РФ, в районе Дераа отмечаются попытки сирийской оппозиции и запрещенных в РФ террористических организаций «Джебхат ан-Нусра» и «Исламское государство» при поддержке США создать автономию на юге Сирии, что может привести к расколу страны. В реальности же все эти консультации собственно демонстрируют нам только то, что Вашингтон и Амман стараются предотвратить любой ценой начало реально широкомасштабной военной операции по ликвидации оплотов непримиримой оппозиции на юге страны. Повторим, что сохранение таких оплотов является для США очень важным аспектом их стратегии в Сирии с точки зрения сохранения очагов  недоговороспособной оппозиции режиму Башара Асада в Центральной и Южной Сирии. Ровно по той причине, что ликвидации таких оплотов открывает путь к расширению практики локальных перемирий и соответственно создает очень мощный базис для достижения внутринационального консенсуса под эгидой Дамаска в значительной части территории Сирии. В этой ситуации рискнем предположить, что нынешние консультации с американцами и иорданцами  имеют по своей сути только одну цель: проинформировать их о намерении российской стороны в рамках зачистки Южно зоны деэскалации и достигнуть логически конечного результата. И в этой связи отметим, что США не имеют никаких реальных инструментов для влияния на эту ситуацию в необходимом для них ключе. Наносить удары по наступающим сирийских частям является маловероятной опцией действий со стороны Пентагона в силу многих причин.  Как с точки зрения чисто технической (невозможно на постоянном уровне наносить такие удары: это дорого и практически невозможно с точки зрения имеющихся сил и средств в этом регионе), а кроме того этот вариант чреват прямым столкновением с российскими силами ПВО.

В этой связи воздействовать на эту ситуацию Вашингтон пытается несколько по иному. Мы имеем ввиду сейчас заигрывания Вашингтона с Анкарой, которые имеют несколько целей. Это прежде всего уступка по Манбиджу. Курдские формирования «Силы народной самообороны» (СНС) покидают сирийский город Манбидж. Об этом заявил в понедельник президент Турции Р.Т.Эрдоган в ходе митинга в городе Орду, трансляцию его выступления ведет телеканал «Хабер тюрк». «Мы шаг за шагом имплементируем договоренности с США. Сейчас «Силы народной самообороны» и партия «Демократический союз» покидают Манбидж. Мы этого добились благодаря нашей дипломатии», — сказал он. Ранее с телеканал Эн-ти-ви со ссылкой на местные источники заявил, что контингент ВС Турции вошел в предместья сирийского города Манбидж. Канал продемонстрировал в эфире фотографию с колонной военной техники с флагами Турции, стоящей на одной из дорог на равнинной местности. Отмечается, что турецкие солдаты «вышли к окраинам города».  В отношении успехов турецкой дипломатии можно сильно спорить. В данном случае дело не в турецкой дипломатии и ее успехах, а прежде всего в трансформации позиции в самом Белом доме, основными инициаторами которой стали нынешний госсекретарь США М.Помпео и советник по национальной безопасности Дж.Болтон.  И опять же рискнем предположить, что эта уступка по Манбиджу была сделана американцами не просто в рамках своей любви к турецкому президенту. Совершено оправданно предположить, что мы пока не знаем, какие уступки Вашингтону согласилась сделать Анкара.  А то, что она это согласилась сделать, для нас является фактом, который пока не подтвержден только чисто фактически.  И стороны об этих договоренностях в полной мере не говорят просто в силу просьбы турецкой стороны, которой такие откровения накануне президентских и парламентских выборов 24 июня с.г. просто невыгодны. И опять же очень сильно опасаемся, что в эти уступки  входят и действия Анкары по блокированию попыток ликвидации оплотов боевиков на юге Сирии. Отметим в этой связи важный аспект. Практически все операции правительственных сил по ликвидации оплотов боевиков, начиная с Восточного Алеппо и заканчивая Восточной Гутой, происходили путем комбинации двух основных факторов: это силовой прессинг на боевиков и  заключение через турецкие возможности соглашений с ними об эвакуации  в Идлиб. Если такая схема даст сбой на юге Сирии, то сам процесс ликвидации зоны деэскалации там может стать очень долгим и затратным процессом. В Южной зоне де\скалации силы протурецкой Сирийской свободной  армии (ССА) и «Ахрар аш-Шам» составляют до 60 процентов от всей численности боевиков.  Пока бои идут в основном с сторонниками «Джебхпт ан-Нусры» и ИГ.  Бойцы сирийской армии сорвали в понедельник попытку террористов из группировки «Джебхат ан-Нусра» захватить стратегические позиции к востоку от города Эль-Кунейтра (40 км от Дамаска). Об этом сообщило агентство САНА. По его информации, банды террористов атаковали посты правительственных сил в районах Джабан и Телль-Курум, однако сирийские военнослужащие при поддержке отрядов Сил национальной обороны (СНО) отразили это нападение и нанесли противнику потери. Террористы отступили в район Умм-Батна, у линии разделения сирийских и израильских войск на Голанских высотах. Как утверждает САНА, раненые боевики были переправлены на оккупированную Израилем территорию Голан, где им была оказана медицинская помощь. В соседней провинции Эс-Сувейда (92 км от Дамаска) сирийские войска проводят операцию против форпоста террористов из группировки «Исламское государство». Командование ВС республики перебросило на северо-восток Эс-Сувейды подкрепления и ведет наступление на три форпоста банд ИГ в этом районе Сирийской пустыни. По сведениям телеканала «Аль-Алям», передовые части находятся в 10 км от высот Тулуль-эс-Сафа, захваченных террористами. На двух других направлениях бои идут за Хирбет-эль-Умбаши и Эль-Каср. То есть на юге начались затяжные бои, причем силы боевиков не только пребывают в глубокой обороне, но и избрали тактику активной обороны, то есть контратак. Силы ССА пока сохраняют нейтралитет, и это может свидетельствовать о том, что Анкара пока отмашки им на активные переговоры с Дамаском не дала. И собственно, как минимум, до выборов 24 июня не даст. Попытки же российских и иранских представителей провести консультации на эту тему с турками в рамках трехсторонних переговоров в Женеве пока результатов также не дают.

Есть все основания полагать, что американцы сейчас делают ставку именно на соответствующую позицию Анкары, поскольку такой вариант является наименее затратным и рискованным для США. Новая тактика Вашингтона по отношению к Анкаре преследует несколько целей, начиная от ее дистанцирования из российской орбиты и разрушения таким образом Астанинского формата и заканчивая ротацией своего контингента в значительной части на севере Сирии на протурецкие силы. Таким образом, решается и задача сохранения Анкары в зоне сильного влияния НАТО. Позиция Белого дома заключается сейчас прежде всего в том, что необходимо найти в самый короткий период времени выход из сирийского тупика. Там для Вашингтона в принципе складывается патовая ситуация: пребывание американского контингента и снабжение сирийских союзников  обходится дорого. Но самое главное — опора на курдов не дает возможности полностью и уверенно контролировать Заевфратье  по причине традиционного курдско-арабского  противостояния. В этой ситуации практически невозможно усидеть на двух стульях и одновременно дружить в полной мере с курдами как с главным своим союзником, и в то же время получить поддержку у местных арабских суннитских племен. В этой связи выбран, судя по  всему, промежуточный вариант постепенного вовлечения Анкары в свой проект путем поэтапной передачи под контроль смешанных мониторинговых групп частей сирийско-турецкой границы. При  этом планируется, что Анкара сможет обеспечить суннитское единство в этом регионе и оставить этот конгломерат племен в скрытой или явной оппозиции Дамаску. Ну и соответственно таким образом самым серьезным образом затормозить и усиление в этом регионе иранского влияния. То есть противостоять на этой площадке с российской и иранской сторонами американцы хотят теперь, используя турецкий фактор.   Если еще более схематично, то Вашингтон решил использовать в Сирии именно своего партнера по НАТО, что в принципе надо было делать с самого начала, сделав при этом соответствующие уступки Анкаре по ряду вопросов. Но далеко не по всем направлениям. Например, помимо темы Ф.Гюлена этот план может нарушить покупка Анкарой российских С-400, что вызывает серьезную озабоченность в Вашингтоне. Опять же рискнем предположить, что в случае реальности действий США в формате этих уступок и успешных для Р.Т.Эрдогана итогов голосования на предстоящих выборах эта сделка будет аннулирована. Но только после того, как президент Турции убедится в том, что действия США реально носят характер долгосрочной стратегии.  А пока турецкая сторона откровенно блефует и торгуется, заявляя о суверенном праве Турции самой выбирать партнеров по ВТС. А также даже о том, что Москва и Анкара будут совместно производить С-500 на турецкой территории. Весь этот блеф в принципе имеет своей целью только одно: получить от США максимум возможного: начиная от возобновления массированных поставок вооружения, включая самолеты F-35, и заканчивая  завершения своей операции по строительству санитарного барьера на сирийско-турецкой границе. Насколько далеко готовы американцы идти в этой свое новой политике, пока неизвестно. Многое будет зависеть и от позиции Конгресса США в его обновленном после промежуточных выборов составе. Но пока, если внимательно посмотреть, то легко убедиться в том, что именно тема С-400 остается единственным камнем преткновения в потеплении отношений между Анкарой и Вашингтоном применительно к сирийскому направлению. И пока Анкара держит это аргумент в качестве козыря, но легко откажется от него, если увидит, что она сорвала основной выигрыш. А это, повторим, возобновление экспорта оружия и санитарный барьер на границе.

52.26MB | MySQL:103 | 0,496sec