Оценки китайских специалистов возможности и перспектив возвращении ВМФ РФ в Красное море

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное вооружение» отмечают, что с начала 1960-х гг. военно-политическое руководство СССР активно поддерживало экономику и ВС Арабской Республики Египет и Сомали. Официальная Москва предоставляла кредиты на развитие национальных ВС и поддержку экономических систем  государств, берега которых омывает Красное море. Именно благодаря помощи советских специалистов в двух указанных государствах африканского континента бурно развивалась военная и гражданская портовая инфраструктура. Возведенные объекты позволяли кораблям и подводным лодкам ВМФ СССР выполнять задачи в Красном море, Аденском заливе и западной части Индийского океана. Кроме того, высокая интенсивность действий советских военных моряков южнее Суэцкого канала была обеспечена за счет новых аэродромов с взлетно-посадочными полосами длиной более 4000 м.

В 80-е гг. прошлого столетия ВМФ СССР располагали двумя пунктами базирования в акватории Красного моря, которые позволяли советским военным морякам достаточно активно действовать вдоль побережья Восточной Африки. После распада СССР и резкого ухудшения экономической ситуации Командование ВМФ РФ было вынуждено оставить зарубежные военные базы и пункты дислокации.

Спустя 26 лет после распада СССР у официальной Москвы появилась возможность вернуть военно-морской флаг в Красное море. Китайские специалисты связывают это с прошедшим в ноябре 2017 г. визитом президента Судана Омара аль-Башира в Российскую Федерацию.

По данным китайского специализированного издания, в ходе встречи руководителя восточноафриканского государства с президентом РФ В.В.Путины были затронуты вопросы расширения военно-технического сотрудничества России и Судана. Известно, что военно-политическое руководство Судана заинтересовано в приобретении партии многофункциональных истребителей поколения 4++ Су-30СМ и Су-35С, а также зенитно-ракетных систем С-300, для повышения обороноспособности государства в условиях растущей военной мощи Арабской Республики Египет и Королевства Саудовская Аравия. Некоторые китайские специалисты отмечают, что поставки такого вооружения будет неоднозначно воспринята в официальном Каире и Эр-Рияде, поскольку руководители АРЕ и КСА считают Красное море «своим внутренним водоемом».

Также руководители РФ и Судана обсудили возможности и перспективы воссоздания военно-морской базы (ВМБ) ВМФ РФ на побережье Красного моря. Китайские обозреватели провели анализ вероятного возвращения ВМФ РФ , на случай если официальная Москва примет такое решение.

По оценкам китайских специалистов, для обеспечения «начального» военного присутствия ВМФ РФ будет необходимо дислоцировать малые ракетные корабли (МРК) проектов 21631 или 22800. Очевидно, что размещение таких малоразмерных надводных кораблей может показаться недостаточным для обеспечения демонстрации военно-морского флага.

К настоящему моменту, ВМФ РФ не способны выделить более крупные корабли для размещения в Судане, поскольку большая часть больших противолодочных кораблей и крейсеров нуждается в капитальном ремонте и модернизации, а современных фрегатов проектов 11356 достаточно только для выполнения задач Черноморским флотом в акватории Средиземного моря, что связано с проводимой операцией в Сирии.

Китайские специалисты понимают, что благодаря крылатым ракетам типа «Калибр-НК» указанные МРК будут способны нанести поражение любому надводному кораблю вероятного противника на дальности до 300 км, тогда как дальность пуска по наземной цели составляет 1500 км (в модификации со специальной боевой частью дальность пуска может достигать 2600 км.). Реальные возможности рассматриваемых ракет были подтверждены в ходе неоднократных пусков из акваторий Каспийского и Средиземного морей по объектам террористических группировок в Сирийской Арабской Республике.

Именно благодаря «Калибрам» указанные выше МРК двух проектов смогут полностью контролировать обстановку в акватории Красного моря даже без выхода из пункта базирования.

Для охраны перспективного пункта постоянного базирования ВМФ РФ будет необходимо передислоцировать два противодиверсионных катера проекта 21980 «Граченок» и три-четыре высокоскоростных патрульных катера проекта 03160 «Раптор», которые могут быть оснащены всем необходимым вооружением для противодействия боевым пловцам и малоразмерным катерам исламистов. В перспективе ВМФ РФ могут перебросить два минных тральщика, которые позволят проводить более широкий спектр мероприятий безопасности ВМБ.

На береговой части российским военным необходимо будет создать второй рубеж обороны, который может быть составлен из ракетных комплексов К-300Р «Бастион» и 3К60 «Бал». В отношении берегового ракетного комплекса «Бастион» китайским специалистам известно, что он укомплектован сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П800«Оникс/Яхонт», которые позволяют поражать надводные цели на дальности 120 км при выполнении полета на минимальной высоте и на дальности до 300 км при полете на малых и больших высотах. Именно высокая скорость, малая высота подлета к цели и возможность выполнения энергичных маневров делают эту ракету самым опасным противником для любого надводного боевого корабля.

По данным китайских источников, рассматриваемые ПКР обладают высокой точностью – коэффициент вероятного отклонения составляет всего 4 метра, что стало возможным благодаря применению нескольких систем наведения в одной ракете. Достоверно известно, что российские военные применяли ракеты П800 по сухопутным целям в ходе вооруженного конфликта в Сирии.

Как уже было упомянуто выше, в дополнение к БРК «Бастион» российские военные также будут дислоцировать другую ракетную систему – 3К60 «Бал», которая предназначена для применения более легких ПКР Х-35 и Х-35У, позволяющих поражать надводные цели на дальности 120 и 260 км  соответственно. Основное преимущество Х-35 и Х-35У состоит в их стоимости, которая значительно меньше, чем у П800.

Составление системы береговой ракетной обороны из сверхзвуковых и дозвуковых ПКР – это классический подход, который позволяет выполнять задачи разной сложности при оптимальных расходах военного бюджета. Последнее обстоятельство является одним из ключевых для официальной Москвы в условиях продолжающихся экономических санкций Запада и низкой стоимости нефти на мировом рынке.

Кроме противокорабельной обороны, российским военным придется создать два рубежа противовоздушной обороны, которые будут основаны на зенитных ракетно-пушечных комплексах «Панцирь-С1» и зенитно-ракетных комплексах «Бук-М3», что позволит перехватывать большой спектр воздушных целей на дальности до 70 км и на высотах от 1500 м и выше.

Китайские специалисты выделяют несколько проблемных моментов возвращения ВМФ РФ в Красное море.

Во-первых, российские военные испытывают самую серьезную нехватку грузовых судов, возможностей которых недостаточно для снабжения группировки ВС РФ в САР и поддержки правительственных сил в борьбе с незаконными вооруженными формированиями и террористическими группировками исламистов. Китайские специалисты отмечают, что даже в рамках судостроительного сектора ОПК СССР только украинские специалисты имели опыт проектирования и строительства крупнотоннажных судов-складов. Один из таких кораблей был выкуплен американскими предпринимателями и передан ВМС США – присвоен бортовой номер 3016 наименование «Рой Уэйт». В настоящее время данное судно перевозит грузы в интересах Государственного департамента США.

Во-вторых, российским специалистам придется построить полноценный аэродром в непосредственной близости от ВМБ, который должен обеспечить полеты истребителей, противолодочных, разведывательных и транспортных самолетов, а также стратегических бомбардировщиков. Кроме того на аэродроме должны быт построены отдельные взлетно-посадочные площадки для вертолетов Ка-52 и Ка-52К. Китайские специалисты отмечают, что в ближайшие три-четыре года предприятия ОПК РФ не смогут произвести дополнительное количество таких вертолетов, поскольку загружены заказами для ВС иностранных государств.

В-третьих, для создания полноценной военно-морской базы российским военным необходимо будет установить подъемные механизмы (краны) соответствующей грузоподъемности, однако в настоящий момент российская промышленность не выпускает необходимую технику. Кроме того, потребуется определенное время для строительства складов горюче-смазочных материалов, вооружения и сменно-запасных частей. По оценкам китайских специалистов, российская сторона будет вынуждена нанимать местные строительные организации для выполнения основного объема работ в условиях жесткой экономии военного бюджета.

В-четвертых, для функционирования подобного объекта необходимо значительное количество электрической энергии, которое невозможно получить от национальной электросети Судана. Самым простым и эффективным решением вопроса может стать размещение плавучей атомной электростанции проекта 20870, которая представляет собой сочетание корпуса ледокола и двух судовых водо-водяных реакторов КЛТ-40С, которые вырабатывают 70 МВТ электрической энергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для снабжения города с населением 200 тысяч человек. Благодаря опреснительной установке, российские специалисты смогут обеспечить подачу 240 тыс. куб. м питьевой воды для перспективной базы и близлежащих населенных пунктов ежедневно.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что  возвращение ВМФ РФ в равно степени зависит как от технических моментов, так и от стоимости на нефть и газ, а также от платежеспособности Судана, которая в настоящее время ограничена.

 

62.84MB | MySQL:102 | 0,760sec