О вступлении ПНА в Организацию по запрещению химического оружия

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) сообщила, что 17 мая 2018 года Палестинская национальная администрация (ПНА) представила документ о присоединении к Конвенции по химическому оружию (КХО), которая для Палестины вступила в силу 16 июня 2018 года.

Решение руководства ПНА о вступлении в ОЗХО является реализацией его намерений, озвученных в конце декабря 2017 года. Тогда в Рамалле сообщили, что в ответ на решение администрации США о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе из Тель-Авива в Иерусалим американского посольства ПНА активизирует деятельность на международной арене. Было заявлено о том, что Государство Палестина присоединится к 22 конвенциям, среди которых – Международная конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма, Барселонская конвенции о защите Средиземного моря от загрязнения и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми[i].

Присоединение ПНА к Организации по запрещению химического оружия граничит с абсурдом, считает подполковник (в отставке) д-р Рафаэль Офек, научный сотрудник Центра стратегических исследований Бегин-Садат, эксперт в области ядерной физики и технологий, бывший старший аналитик израильского разведывательного сообщества. У ПНА нет доступа к технологиям производства химического оружия, и никто не угрожает применить против них химоружие.

Палестинцы так и не осудили газовую атаку на Халабаджу на территории Иракского Курдистана в марте 1988, осуществленную режимом Саддама Хусейна против гражданского населения во время ирано-иракской войны. Курды предпринимают попытки на международной арене добиться признания как геноцида той газовой атаки, в результате которой погибло по разным оценкам до 7 000 человек.

Израильский эксперт напоминает о том, что власти ПНА не осудили также «многочисленные случаи применения химического оружия против гражданского населения режимом Башара Асада во время сирийской гражданской войны». По его мнению, присоединение ПНА к ОЗХО является еще одним шагом в рамках палестинской кампании по завоеванию международного признания Государства Палестина, в том числе со стороны международных организаций, которые в последующем могут служить дополнительной площадкой для осуждения Израиля. Следующим шагом может стать попытка ПНА стать членом международных ядерных организаций и конвенций[ii].

Появились сообщения о том, что США рассматривают вопрос о сокращении финансирования ОЗХО, а также нескольких других агентств ООН, к которым присоединились палестинцы. Неназванный представитель США сказал агентству AFP: «Последовательная позиция Соединенных Штатов заключается в том, что попытки палестинцев присоединиться к международным организациям преждевременны и контрпродуктивны».

ОЗХО, штаб-квартира которой находится в Гааге, является исполнительным органом Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КХО), вступившей в силу в 1997 году. Организация не является агентством ООН, но сотрудничает с ней, координируя свою политику и деятельность.

КХО подписали 165 государств еще до вступления конвенции в силу в 1997 году, что позволило им затем ратифицировать этот документ. После вступления Конвенции в силу, она была закрыта для подписания, и единственным способом неприсоединившихся государств стать одним из участников – процедура вступления. КХО насчитывает 193 государства-члена, включая ПНА. К ним относятся великие державы, страны ЕС, арабские государства и Иран, а также Андорра, Чад, Эритрея, Коморские острова, Самоа, Маврикий, Фиджи и Восточный Тимор. Израиль подписал КХО, но не ратифицировал его. Египет, КНДР, Южный Судан – не подписывали и не присоединялись к Конвенции, как, например, Тайвань, который, не подписал, но заявил о выполнении требований КХО.

Нынешний генеральный директор ОЗХО Ахмет Узумчу, турецкий карьерный дипломат, являлся в период с 1999 по 2002 год (до Р.Т.Эрдогана) послом Турции в Израиле. Хотя ПНА присоединяется к ОЗХО незадолго до того, как полномочия Узумчу истекают 25 июля, нет никаких признаков того, что он лично участвовал в присоединении палестинцев к этой организации.

По мнению Р.Офека, решение ОЗХО принять ПНА в качестве государства-члена, хотя и смешное, на самом деле не удивительное. Эксперт приводит одно известное высказывание министра иностранных дел Израиля Абба Эбана по поводу проведения голосования в Генеральной Ассамблее ООН: «Если Алжир представит резолюцию, в которой говорится, что земля плоская и что ее сделал плоской Израиль, то она будет принята 164 голосами против 13 при 26 воздержавшихся».

Помимо ОЗХО ПНА присоединилась 23 ноября 2011 года к ЮНЕСКО, учреждению ООН по вопросам образования, науки и культуры. При этом ЮНЕСКО отличается последовательным, односторонним подходом к Израилю, примером чему стало решение от 13 октября 2016 года, отрицающее любую еврейскую связь с Храмовой горой и Стеной плача в Иерусалиме и признавшее этот район святым местом исключительно для мусульман.

После получения полного членства в ЮНЕСКО, ПНА стремилась войти во Всемирную организацию здравоохранения, а также в 15 других учреждений ООН.

29 ноября 2012 года ГА ООН предоставила ПНА статус государства-наблюдателя ООН. В настоящее время руководство ПНА стремится к тому, чтобы стать полноправным членом ООН.

1 апреля 2015 года ПНА стала членом Международного уголовного суда (МУС) в Гааге, который палестинцы пытаются использовать для судебного преследования израильских политиков и военных за предполагаемые военные преступления.

Отметим, что глава ПНА Махмуд Аббас подписал Римский статут 31 декабря 2014 года, поэтому МУС не может расследовать подозрения в преступлениях против палестинцев, совершенные до января 2015 года. К тому же Израиль не признает юрисдикцию МУС, не является членом суда и вообще не считает Палестину государством. Но это не помешало министру иностранных дел ПНА Рияду аль-Малики прибыть в Гаагу 22 мая этого года и передать главному прокурору суда просьбу начать расследование действий Израиля как «оккупационной силы» задолго до последних событий в секторе Газа[iii].

Рияд аль-Малики в настоящее время является главной движущей силой утверждения ПНА на международной арене через вступление в различные организации. В прошлом эту деятельность возглавлял главный переговорщик Организации освобождения Палестины (ООП) Саиб Эрекат. Действия руководства ПНА в Израиле расценивают, как стремление палестинцев закрепиться в международных организациях, но основной их целью считают продвижение повестки дня ПНА, использование различных международных площадок для разоблачения и делегитимизации Израиля.

Странный прием ПНА в ОЗХО заставляет в Израиле задуматься над тем, что палестинцы могут предпринять в дальнейшем. К примеру, они могут попытаться вступить в организации, занимающиеся ядерной энергией и технологиями.

Джибриль Раджуб, считающийся в Израиле террористом, за что сидел в тюрьме, а в настоящее время является «умеренным» высокопоставленным должностным лицом ООП/ПНА, 13 мая 2013 года в интервью ливанскому телевидению заявил, что если бы у палестинцев было ядерное оружие, то они бы уничтожили Израиль «этим утром». А пока у палестинцев нет доступа к ядерным технологиям (помимо возможного медицинского применения радиоактивных материалов), ПНА могла бы предпринять усилия стать членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и присоединиться к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также присоединиться к таким актам, как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). По-видимому, многие государства-члены этих организаций, не колеблясь, поддержали бы вступление Государства Палестина.

Помимо того очевидного факта, что палестинское руководство вступлением в различные международные организации старается использовать любую возможность для продвижения своей линии в палестино-израильском противостоянии, мотивом присоединения к ОЗХО могла стать потенциально политически выигрышная позиция члена этой организации в условиях принятия в ней решений путем голосования. Так, в состав главного органа ОЗХО – Конференцию государств-участников – входят все члены организации. В состав Исполнительного совета, исполнительного органа ОЗХО, имеет право входить каждое государство-участник. В свете последних событий, связанных с обвинениями России и Сирии в применении химического оружия, а также того факта, что США, Франция и Великобритания намерены наделить ОЗХО полномочиями выносить обвинительные вердикты государствам и их руководству, то решения организации имеют особенно важное политическое значение. Вот что действительно может показаться сомнительным в присоединении ПНА к ОЗХО, учитывая ее экономическое  положение, так это тот факт, что членство в этой организации платное.  А «член Исполнительного совета, за которым числится задолженность по уплате Организации финансовых взносов, лишается права голоса в Совете, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года…». По крайней мере, финансовое положение ПНА позволяет платить взносы в международные организации, что может вызвать вопрос о приоритетах палестинского руководства.

[i] ОЗХО: «Государство Палестина» присоединилось к конвенции по химоружию // NEWSru.co.il. 23.05.2018.

URL: http://newsru.co.il/mideast/23may2018/ozho_202.html

[ii] Палестинский орган присоединился к Конвенции о химическом оружии // Центр стратегических исследований Бегин-Садат. 12.06.2018. URL: https://besacenter.org/perspectives-papers/palestinians-chemical-weapons-convention/ (на англ. яз.)

[iii] Главный прокурор МУС: «Иск ПНА к Израилю не будет рассмотрен в экстренном порядке» // NEWSru.co.il. 23.05.2018. URL:  http://newsru.co.il/mideast/23may2018/mus_203.html

52.2MB | MySQL:103 | 0,634sec