Израильские эксперты о снижении террористической активности на Западном берегу р. Иордан в первой половине 2018 года

Палестинский «народный терроризм» в Иудее и Самарии (официальное название Западного берега р. Иордан в Израиле) пошел на спад в первой половине 2018 года, несмотря на то, что в Иерусалиме было открыто американское посольство и из сектора Газа ХАМАС постоянно призывает палестинцев к участию в насильственных «Маршах возвращения». Такие выводы делают в Информационном центре им. Меира Амита по изучению терроризма[1].

В 2018 году (по состоянию на 17 июня 2018 года) гражданскими лицами было совершено 20 терактов, из них 7 случаев наезда на людей различных транспортных средств и 7 нападений с ножами, 5 случаев стрельбы. Одно нападение было совершено с помощью мраморной плиты, сброшенной на голову солдата Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) во время работ по обеспечению безопасности, солдат позднее умер. Большинство нападений направлено против солдат ЦАХАЛа (попытки наезда на солдат на контрольно-пропускных пунктах, стрельба на армейских постах). В течение всего этого периода палестинцы продолжали бросать камни и коктейли Молотова, особенно на главных дорогах Западного берега р. Иордан, ставя под угрозу жизнь водителей и пассажиров.

Большинство нападений (17) в первой половине 2018 года пришлось на Западный берег р. Иордан, одно на Восточный Иерусалим и два были совершены на израильской территории (попытка наезда в Акко, осуществленная израильским гражданином, и нападение с ножом в Афуле). До сих пор в результате нападений погибли 5 человек, 3 из них – военнослужащие (18 человек были убиты в результате терактов в 2017 году). Для сравнения: в первой половине 2017 года произошло 47 значительных террористических нападений, а во второй половине – 35 (всего 82).

 

Во время последнего по времени нападения в Афуле серьезно была ранена 18-летняя девушка палестинцем 22 лет из Дженина, находящимся в Израиле нелегально. В ходе следствия выяснилось, что он совершил нападение в ответ на израильскую деятельность в Иерусалиме и на Храмовой горе. На странице в Facebook этот религиозный молодой палестинец призывал мусульман молиться в Иерусалимеи за «сопротивление». В его посланиях говорилось, что «Иерусалим является красной чертой». Это нападение было осуществлено при поддержке ПНА и ФАТХа.

«Народное сопротивление» – это не мирный, ненасильственный протест, как утверждает глава ПНА Махмуд Аббас. Напротив, в его рамках широко применяется насилие и терроризм. Это часть стратегии, принятой на 6-й конференции ФАТХа в августе 2009 года. На съезде Центрального совета ООП (15 января 2008 года) также прозвучал призыв к продолжению и поддержке «народного сопротивления».

«Народный терроризм» (popular terrorism, что в нарративе за пределами Израиля звучит как «народное сопротивление», «движение сопротивления» – popular resistance movement)  достиг максимума в период с октября 2015 года по март 2016 года, когда каждый месяц происходили десятки резонансных террористических атак. С марта 2016 года началась тенденция к снижению терактов. Данные за 2018 год указывают на заметное снижение масштабов и интенсивности «народного терроризма» по сравнению с 2017 годом. Кроме того, демонстрации и беспорядки на Западном берегу р. Иордан также менее интенсивны. Это бросается в глаза на фоне насильственных «Маршей возвращения» в секторе Газа, переноса американского посольства в Иерусалим и таких ежегодно отмечаемых событий, как День земли (30 марта – в память о 6 арабах, убитых в 1976 году полицейскими во время протеста против насильственного отторжения израильтянами земель), День палестинских заключенных (17 апреля – солидарность с тысячами палестинцев в израильских тюрьмах), День Накбы (15 мая – день «катастрофы», т.к. Израиль победил в первой арабо-израильской войне 1948 года, тогда как для израильтян 14 мая – День независимости), День Наксы (5 июня – день памяти о перемещенных палестинцах в результате Шестидневной войны 1967 года) и Международный День Аль-Кудс (учрежденный аятоллой Хомейни в 1979 году и отмечаемый в последнюю пятницу священного месяца рамадан). ХАМАС и другие террористические организации надеялись по случаю всех этих значимых для палестинцев дат, а также церемонии, посвященной переносу американского посольства в Иерусалим, вывести огромные массы в секторе Газа и воспламенить палестинскую улицу в Иудее и Самарии, придав «Маршам возвращения» всепалестинское измерение, но безрезультатно.

Почему ХАМАСу не удалось продублировать на Западном берегу р. Иордан «марши» и сопровождающие их насилие и терроризм? Почему население на Западном берегу р. Иордан с такой апатией отнеслось к массовым демонстрациям жителей сектора Газа, где события привели к такому большому числу жертв? Почему перенос американского посольства не привел к массовому народному протесту в Иерусалиме и по всему Западному берегу р. Иордан? Почему события на Западном берегу р. Иордан и Иерусалиме не побуждают молодых палестинцев совершать теракты и придать новый импульс «народному терроризму»? Такими вопросами задаются эксперты Информационного центра изучения терроризма им. Меира Амита – израильской неправительственной организации, созданной в 2002 году в рамках негосударственной организации «Центр наследия и памяти сотрудников разведки Израиля».

Эффективность израильских сил безопасности и успешная деятельность палестинских органов безопасности объясняет ситуацию лишь отчасти. Ответом может быть понимание палестинцами, проживающими на Западном берегу р. Иордан того, что за эскалацию им придется заплатить высокую цену, особенно высокую экономическую цену, которую, по крайней мере, в настоящее время, они не заинтересованы платить. Возможно также, что какая-то часть палестинцев испытывает отвращение к протестам и террористическим атакам в связи с тем, что подобные действия считаются поддержкой ХАМАСа, враждебного отношения ХАМАСа к Палестинской национальной администрации (ПНА). Одновременно, опросы общественного мнения показывают, что на уровне держится враждебность по отношению к Махмуду Аббасу и его окружению, которая снижает мотивацию широкой общественности и препятствует их участию в демонстрациях, которые считаются поддержкой политики ПНА в отношении США и Израиля.

В последние годы исследование реакций палестинской общественности показывает, что религиозные проблемы могут людей объединить, заставить выйти на улицы и повысить мотивацию к совершению терактов. Об этом свидетельствуют события на Храмовой горе, которые начались 14 июня 2017 года, и последовавшее за ними решение израильской полиции установить металлодетекторы на входах в комплекс Храмовой горы, в результате чего десятки тысяч палестинцев вышли на улицы, чтобы выразить протест против израильских сил безопасности. С другой стороны, политические события, даже те, которые непосредственно касаются Иерусалима, не привели к значительным беспорядкам, увеличению числа или масштаба террористических нападений.

Прошлый опыт в Иудее и Самарии показал, что существуют пусковые механизмы, которые быстро могут изменить ситуацию с безопасностью и привести к вспышке негативных настроений, которые накапливаются на протяжении долгого времени. Среди них солидарность с жертвами жителей сектора Газа, продолжающееся влияние массовых террористических акций в анклаве и нарастание негативных эмоций, вызванных американской политикой (как перенос посольства, анонсируемая Д.Трампом «сделка века»).

Президент США Дональд Трамп 6 декабря 2017 года объявил, что Соединенные Штаты признают Иерусалим столицей Израиля и намерены перенести свое посольство в Иерусалим. Это заявление привело руководство ПНА и ФАТХ обратиться к палестинскому народу с призывом провести массовые демонстрации протеста. Руководители ХАМАСа и «Исламского джихада» выразили готовность возобновить вооруженную борьбу против Израиля. Хотя эти подстрекательства и привели к демонстрациям и беспорядкам на Западном берегу р. Иордан, секторе Газа и Восточном Иерусалиме, реакция палестинцев была относительно умеренной. Лишь несколько тысяч человек ежедневно проявляли активность в десятках мест, а столкновения с израильскими силами безопасности характеризовались низкой интенсивностью (частично благодаря деятельности палестинских сил безопасности, что помогло не допустить того, чтобы события вышли из-под контроля).

По словам главы ШАБАКа (Службы общей безопасности Израиля) Надава Аргамана, в первой половине 2018 года было предотвращено около 250 значительных террористических атак. Было задержано более 400 палестинцев, т.н. «одиноких волков» («народный терроризм»), которые планировали нападения. Среди предотвращенных атак были нападения террористов-смертников, похищения и стрельба (данные, представленные Надавом Аргаманом на международном форуме по борьбе с терроризмом, проведенном израильским Министерством внутренней безопасности в Иерусалиме, о которой мы писали в предыдущих публикациях)[2].

В декабре 2017 года Н.Аргаман сообщал о том, что в течение 2017 года ШАБАК предотвратила около 400 терактов, в том числе 13 терактов-смертников, 8 похищений и 94 нападения.

Различие между высоким уровнем насилия в секторе Газа, которым была отмечена первая половина 2018 года, и относительно низкой интенсивностью протестов и беспорядков на Западном берегу р. Иордан, было особенно заметно 14 мая 2018 года. В этот день в честь годовщины образования Государства Израиль прошла церемония по случаю переноса американского посольства в Иерусалим; в мероприятии приняли участие высокопоставленные американские и израильские официальные лица. Если в секторе Газа активизировались беспорядки, в ходе которых были предприняты массовые попытки проникновения на территорию Израиля, в результате чего погибли более 60 палестинцев, то палестинцы  на Западном берегу р. Иордан слабо откликнулись на призывы ХАМАСа присоединиться к демонстрациям и протестам даже после драматических событий в секторе Газа.

14 мая 2018 года на Западном берегу р. Иордан в традиционных местах прошло несколько демонстраций. Самая крупная – возле КПП «Каландия», к северо-западу от Иерусалима. В этой акции приняли участие около 1800 демонстрантов, некоторые из которых атаковали израильские силы безопасности. Демонстрации также прошли в Рамалле, недалеко от Гробницы Рахили (в Вифлееме) и в Шуафате. Кроме того, акции протеста, проведенные по случаю Дня Накбы, Дня Наксы, Дня Земли и на протяжении всего месяца рамадан, также не отличились масштабностью и интенсивностью.

В течение 2018 года ХАМАС принял концепцию «народного сопротивления» («народного терроризма») в качестве основного способа действия в рамках своей стратегии. Это связано с тем, что ХАМАС заинтересован в использовании насилия в отношении Израиля, не будучи втянутым во всеобъемлющую военную конфронтацию, особенно с учетом сложной экономической ситуации в секторе Газа, провала примирения с ФАТХом и ПНА и ненадежных отношений ХАМАСа с ключевыми арабскими странами. «Народное сопротивление» в секторе Газа проявилось в «Маршах возвращения», организованных и проводимых ХАМАСом с 30 марта 2018 года по сей день (без установленной окончательной даты). Демонстрации сопровождаются беспорядками и актами терроризма, хотя они и заявлены как ненасильственные. К актам насилия относится стрельба, использование самодельных взрывных устройств, запуски огненных воздушных змеев на израильскую территорию, а иногда и террористические атаки, совершаемые под прикрытием демонстраций. Было три очереди ракетных и минометных обстрелов на западе Негева с беспрецедентным масштабом со времен военной операции ЦАХАЛа в секторе Газа «Нерушимая скала».

Есть существенное различие между «народным сопротивлением» на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. На Западном берегу р. Иордан беспорядки и «народный терроризм» в основном осуществляются гражданами, хотя они и поддерживаются ФАТХом и ПНА. «Народный терроризм» организовывают палестинцы, которые по разным причинам принимают личные решения без руководства или практической поддержки со стороны ХАМАСа или других террористических организаций. В то время как в секторе Газа терроризм не является «народным» (хотя именно так его представляют), т.к. это политика ХАМАСа, проводимая с участием его боевиков, с материально-технической поддержкой исламистского движения, и в случае возникновения необходимости, с ведением огня его подразделений (непосредственно ими, либо другими организациями, но с их позволения).

ХАМАС и другие организации, участвующие в проведении «маршей», предприняли немалые пропагандистские усилия, чтобы оказать влияние на палестинцев на Западном берегу р. Иордан для их вовлечение в акции протеста. ХАМАС (и другие) неоднократно призывали жителей Западного берега р. Иордан (а также израильских арабов) провести демонстрации одновременно с теми, которые проводятся в секторе Газа. Их призывы остались без ответа, и жители Западного берега р. Иордан оставались довольно равнодушными к событиям в секторе Газа. Эскалация протестов с применением ракетного и минометного обстрела и израильским ответом также не побудила палестинцев на Западном берегу р. Иордан откликнуться на события. Даже большое количество убитых в результате нескольких инцидентов в рамках «маршей возвращения» не вывело палестинцев на улицы для демонстраций или совершения террористических атак.

Аналитики из Информационного центра им. Меира Амита по изучению терроризма не смогли дать однозначный ответ на ими же поставленные вопросы. Представляется, что помимо различной экономической ситуации и успешной работы служб безопасности, низкая интенсивность демонстраций, беспорядков и уменьшение за последние полгода масштабов «народного терроризма» на Западном берегу р. Иордан объясняется отсутствием сильного, харизматичного и пользующегося народным доверием лидера.

[1]Палестинский народный терроризм в Иудее и Самарии сократился в первой половине 2018 года…// Информационный центр Меира Амита по изучению терроризма. 18.06.2018.  URL: https://www.terrorism-info.org.il/en/palestinian-popular-terrorism-judea-samaria-declined-first-half-2018-despite-relocation-american-embassy-jerusalem-hamas-continuous-inciting-palestinians/ (на англ.яз.)

[2] О Международном форуме по борьбе с террором, подстрекательством и кибер-угрозами в Израиле // Институт Ближнего Востока. 16.06.2018. URL:  http://www.iimes.ru/?p=45220

52.28MB | MySQL:103 | 0,551sec