Израильские эксперты об экономических отношениях между Израилем и ЕС

В последнее десятилетие торговля между Израилем и странами ЕС активно развивается. Несмотря на политические разногласия, европейский рынок по-прежнему остается самым большим и самым важным для Израиля, как в экспорте, так и в импорте, и это доминирование отражается на израильском продовольственном рынке, в импорте автомобилей, на фармацевтическом рынке, технологическом и научном сотрудничестве. Иммиграционный кризис и террористические угрозы странам ЕС также способствовали значительному увеличению экспорта израильской продукции военного значения – в 2016 году Европа стала вторым после стран Азии направлением израильского экспорта вооружения.

Ухудшение отношений между Европой и Соединенными Штатами может быть в пользу Израиля, особенно в экспорте оружия в западную часть континента. С другой стороны, растущая политическая напряженность между ЕС и правительством Израиля, угрозы бойкота и укрепление шекеля по отношению к евро угрожают другим аспектам торговли, особенно в структуре израильского экспорта. В любом случае растущее внимание Израиля к развивающимся рынкам в Китае и Индии вряд ли скоро заменит экономическую зависимость Израиля от Европы[i].

Европа является самым важным торговым партнером Израиля с 1960-х годов. Эта тенденция только усилилась после вступления в силу Соглашения об ассоциации между Израилем и ЕС в 1995 году. Торговля Израиля с Европой в настоящее время составляет более трети от общей внешней торговли Израиля. С другой стороны, Израиль является 24-м крупнейшим торговым партнером Европы и самым важным в регионе Восточного Средиземноморья, хотя объем торговли со странами этого региона составляет около 2% от общего товарооборота с континентальной Европой. В 2016 году объем торговли Израиля со странами ЕС составил 34.4 млрд евро (по сравнению с 23.8 млрд евро в 2006 году) и с 2012 года показал среднегодовой рост на 6.5%. За последние два года рост в основном отразился на увеличении импорта товаров из Европы в Израиль в связи с усилением шекеля к евро, в то время как экспорт из Израиля в Европу снизился на 1.9% и сейчас находится на уровне 2011 года. В структуре израильского экспорта 30% товаров поступают на европейский рынок (по состоянию на 2016 год), в то время как  доля Соединенных Штатов находится на уровне 26%.

Это особенно заметно в израильской пищевой промышленности, т.к. 44% экспорта продукции направляется в ЕС. Основными направлениями израильского экспорта в Европу является Великобритания, за которой следуют с большим разрывом (в порядке убывания) Нидерланды, Бельгия (в основном алмазы), Германия и Франция. В эти страны в основном экспортируется фармацевтическая и химическая продукция (39.2%), машинное и транспортное оборудование (21.3%), компьютеры, электронное, оптическое оборудование и другая продукция (15%). В прошлом году в эти страны также увеличился экспорт военной продукции, главным образом, технологий, направленных на борьбу с незаконными проникновениями, терроризмом и на защиту границ. На экспорт пошли также новые разработки из области киберзащиты. В результате европейские страны стали вторыми после азиатских по объему израильского экспорта военной продукции, опережая североамериканские страны. Наметился значительный разрыв с Африкой и Южной Америкой, куда объем израильского экспорт значительно сократился с 2014 года, в основном из-за падения мировых цен на нефть, которая для многих из них является основным источником дохода.

Несмотря на общую тенденцию, в прошлом году произошло снижение общего объема израильского экспорта в Европу, главным образом во Францию – 17%, в то время как экспорт в Испанию вырос на 14%, в Германию на 4% и Италию на 3%. Снижение ощущалось главным образом в продукции обрабатывающей промышленности (2.7%), сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства (0.7%).

За последние два года наблюдался значительный (в 11.6% в год) рост импорта из Европы в Израиль, главным образом из-за усиления шекеля к евро. На страны ЕС приходится (по данным на 2016 год) 43% от общего объема импорта Израиля (не включая алмазы), что делает ЕС крупнейшим экспортером в Израиль, со значительным отрывом от США и Китая (по 13% на каждого). Эта цифра особенно заметна в области израильского импорта обработанных пищевых продуктов, 50% которого поступает из ЕС. Страны Европы, из которых Израиль импортирует (в порядке убывания) – Германия, Швейцария, Бельгия (алмазы), Великобритания, Нидерланды и Италия. Большая часть импорта состоит из машин и транспортных средств (45.4%), а также фармацевтических препаратов и продукции химической промышленности (16.2%).

Ожидается, что в ближайшие годы позитивные торговые отношения между Израилем и ЕС продолжатся и даже укрепятся. Присоединение Израиля в качестве партнера к Европейской политике соседства (ЕПС, участником которой является также Палестинская национальная администрация) способствовало реализации ряда новых соглашений, подписанных между сторонами. К ним относятся торговые соглашения по сельскохозяйственной и рыбной продукции, вступившие в силу в 2010 году; подписанное в 2013 году Соглашение об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров (ACAA), которое позволило компаниям, прошедшим процедуру регистрации и сертификации стандартов в Израиле, экспортировать свою продукцию в ЕС без необходимости получения отдельного свидетельства о соответствии стандартам ЕС, т.к. Израиль применяет те же стандарты и процедуры сертификации, что и ЕС; Договор по открытому небу (Open Sky), подписанный в 2013 году для захода европейских авиакомпаний в Израиль; и подписание в 2016 году соглашения с Европейской организацией по безопасности воздушной навигации (ЕВРОКОНТРОЛЬ) в целях регулирования движения и безопасности в воздухе.

Повторное присоединение Израиля в 2014 году к семилетней программе финансирования ЕС «Горизонт 2020» – Восьмой рамочной программе ЕС по развитию научных исследований и технологий – для поддержки и поощрения исследований в Европейском исследовательском пространстве в период с 2014 по 2020 год, также стало важным шагом на пути дальнейшего углубления отношений между Израилем и европейскими странами. Программа предоставляет исследователям, компаниям и университетам в Израиле доступ к бюджету в 77 млрд евро до 2020 года в рамках финансирования совместных научных исследований и проектов. Израиль – единственная неевропейская страна, участвующая в Европейском рамочном соглашении S&RD (ISERD), программе, которая является основным источником финансирования научных исследований в ЕС, содействия совместным израильско-европейским исследованиям и разработкам (R&D) предприятиям. В рамках программы предоставляются гранты 75% от полной стоимости с учетом накладных расходов, крупным промышленным партнерам – 50%.

Согласно данным Израильского директората по европейским исследованиям и разработкам, в рамках предыдущей программы, которая завершилась в 2013 году, 2110 израильских участников получили исследовательские гранты в размере 840 млн евро, что сделало ЕС одним из самых важных двигателей роста числа исследований в Израиле. Эта программа также стала стимулом для возвращения израильских ученых в Израиль и создания новых научных лабораторий в академических кругах, хотя, согласно данным 2015 года, баланс исследователей, возвращающихся и уезжающих из страны, по-прежнему был отрицательный. Страны, с которыми израильские организации сотрудничали больше всего (в порядке убывания) – Германия, Великобритания, Италия, Франция и Испания.

Помимо инвестиций в научно-исследовательскую сферу, ЕПС по различным каналам ежегодно выделяет около 12 млн евро неправительственным организациям, действующим в Израиле, тем самым пропагандируя разделяемые Европой цели и ценности – демократию, права человека, содействие мирному соглашению. Эта политика создает политическую напряженность между сторонами, т.к. израильское правительство против того, чтобы средства поступали организациям, деятельность которых оно считает «антиизраильской» и подрывающей суверенитет страны. Эта политическая напряженность будет сопровождать экономическое партнерство между двумя сторонами, поскольку многие предложения по улучшению статуса Израиля как предпочтительного торгового партнера ЕС обусловливаются переговорами между Израилем и палестинцами.

Растущая политическая напряженность между Израилем и ЕС по палестинскому вопросу отражается на экономической сфере и усиливается в связи с зависимостью Израиля от стран Европы. В июле 2013 года ЕС принял рекомендации, согласно которым любое новое экономическое соглашение, подписанное с Израилем, может относиться только к компаниям и структурам в пределах «зеленой линии» (границ Израиля до Шестидневной войны 1967 года), но не к тем, которые находятся в еврейских поселениях на Западном берегу р. Иордан и в Восточном Иерусалиме. В ноябре 2015 года ЕС утвердил маркировку продукции, произведенной в еврейских поселениях и экспортированной в Европу. В Израиле это было воспринято как содействие кампаниям BDS, действующим в Европе, и как тревожный сигнал подготовки к более значительным экономическим санкциям. Среди них – предложения ограничить деятельность в Европе израильских банков, которые инвестируют в предприятия, находящиеся за пределами «зеленой линии», или отказывать в выдаче ссуд и ипотечных кредитов евреям, проживающим на Западном берегу р. Иордан. Такие действия могут нанести реальный ущерб экономике Израиля, если они будут набирать обороты, но на этом этапе влияние на экономическую ситуацию очень незначительно, и эти меры не заслуживают такого внимания израильских СМИ.

До сих пор европейские меры против товаров, произведенных в еврейских поселениях на Западном берегу р. Иордан не оказали реального влияния на израильскую промышленность и не ожидается того, что будет нанесен ущерб значительному количеству израильских предприятий. Из 1000 израильских заводов, которые были созданы в промышленных зонах и поселениях на Западном берегу р. Иордан, большая часть была ориентирована на израильский, а не европейский рынок – это мебель, изделия из металла, строительство, текстиль и обувь. Поэтому основное внимание уделяется обработке продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, но именно в области продуктов объем экспорта из Израиля в Европу в прошлом году вырос на 3.5% и этот рост выше, чем в предыдущие два года. Напротив, экспорт продукции сельского хозяйства сократился на 0.7%, но разумно предположить, что укрепление шекеля является основным фактором этой тенденции. Тем не менее, даже на фоне призывов к бойкоту в западной части ЕС прослеживается тенденция к увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции из Израиля в Восточную Европу и Азию, где она конкурирует с дешевыми производителями из Турции и других стран. Однако на этих рынках уровень цен ниже, а объем доходов, который возвращается в израильскую экономику, снижается. Поэтому максимально используя любые возможности в складывающихся политических условиях, израильский экспортер всегда будет стремиться продать свою продукцию в Западную Европу и Северную Америку.

Помимо угроз бойкота и санкций, еще одним источником напряженности между Израилем и ЕС является европейское финансирование оппозиционных и неправительственных организаций, действующих в Израиле и на палестинских территориях, которые воспринимаются как силы, подрывающие интересы государства. По данным израильской НПО Monitor, Европейская комиссия в последние годы предоставила 16.7 млн евро 42 израильским или палестинским организациям, открыто поддерживающим бойкот Израиля (о результатах исследования Monitor мы писали в предыдущей статье)[ii]. Особые разногласия возникают в результате прямого финансирования ЕС палестинского строительства в зоне С (контролируемой Израилем) на Западном берегу р. Иордан под гуманитарными предлогами, без разрешения на строительство и без согласования с правительством Израиля. Однако учитывая большие европейские инвестиции в Израиль и одностороннюю экономическую зависимость, сомнительно, что Израиль может себе позволить эффективные меры реагирования, помимо выражения кратковременного негодования и наращивания усилий на диверсификацию рынков в долгосрочной перспективе.

Ряд глобальных проблем, которые напрямую не связаны с Израилем, могут положительно или отрицательно повлиять на уровень его торговых отношений с Европой. Во-первых, выход Великобритании из ЕС также создает неопределенность в отношениях Лондона с израильской стороной, поскольку неясно, как будет выглядеть новая система договоренностей между Великобританией и ее торговыми партнерами. Сегодня товарооборот между Израилем и Великобританией составляет около 5 млрд долларов, что делает британский рынок крупнейшим в Европе пунктом назначения израильского экспорта. Тем не менее, у Израиля нет торгового соглашения непосредственно с Великобританией. Правовой основой для торговли между двумя странами является Соглашение об ассоциации между Израилем и ЕС. В результате необходимо будет институционализировать и поддерживать новые и прямые торговые отношения с Великобританией, которые могут стать для израильских компаний более или менее привлекательными, чем те, которые были налажены с ЕС. Эти соглашения будут в значительной степени разработаны в соответствии с теми, которые Британия сможет заключить с ЕС. Если Брюссель затруднит Лондону выход из Евросоюза, это может серьезно навредить британскому фунту, снизить его значения по отношению к шекелю, и, следовательно, это негативно скажется на израильском экспорте в королевство. С другой стороны, есть также позитивный сценарий, согласно которому выход Великобритании из ЕС может повысить способность Израиля конкурировать за экспорт на европейский рынок. Эти вопросы прояснятся по результатам переговоров между Великобританией и ЕС и в соответствии с рыночными условиями в ближайшие годы. Точно так же, как проблема «брекзита», дистанцирование ЕС от Соединенных Штатов в результате разногласий с администрацией Трампа может положительно или отрицательно повлиять на торговые отношения с Израилем. С одной стороны, тенденция к изоляции и создание экономических барьеров администрацией Трампа побудит европейские страны углубить свои связи с другими рынками, включая Израиль. Такие заявления, как «европейцы должны теперь сами позаботиться о себе», и претензии Трампа по поводу незначительного финансирования европейцами НАТО, могут подтолкнуть страны ЕС к закупкам оружия и военной техники в Израиле и превратить Европу в основного потребителя израильского оборонного экспорта в ближайшие годы, оставив позади страны Азии и Северной Америки. С другой стороны, уход США из Европы может также привести к тому, что европейцы осмелеют и ужесточат экономические санкции против Израиля, используя их в качестве инструмента давления в урегулировании конфликта с палестинцами. В этом отношении сокращение экономических рычагов влияния США на Европу действует не в пользу Израиля.

Еще одним важным моментом является растущее значение рынков Китая и Индии как альтернативы европейскому рынку. Несмотря на тенденцию к снижению израильского экспорта на азиатский континент в прошлом году (11.8%), объем экспорта в Китай продолжает неуклонно расти, достигнув около 3.2 млрд долларов в 2016 году, что на 3% больше по сравнению с 2015 годом. Доля Китая на континенте также увеличилась, и к 2016 году она составляла 32 % от общего объема израильского экспорта товаров в Азию (по сравнению с 27 % в 2015 году). Более того, Китай является третьим по величине поставщиком импорта в Израиль после ЕС и США с общей стоимостью около 6.4 млрд долларов (не включая Гонконга). В отличие от Китая, израильский экспорт в Индию в 2016 году сократился на 13% и составил около 1.15 млрд долларов, но вероятно, это коррекция огромного – 21% – роста в 2015 году. Импорт из Индии составил всего 1.8 млрд долларов, что меньше импорта из Ирландии, Турции или Японии. Поэтому Израиль и близко не реализует огромный экономический потенциал с этими двумя странами, особенно с Индией. Для этого израильскому правительству придется продвигать более объемные соглашения о совместной торговле, а экспортному сектору Израиля придется бороться с конкурентоспособной и более дешевой средой, приносящей не такой доход, как в Европе.

Несмотря на эти проблемы, Израиль заинтересован в сокращении своей экономической зависимости от Европы и более сбалансированных отношениях, особенно в условиях, когда  ЕС использует экономические инструменты в качестве рычага политического давления на Израиль в разрешении  палестинской проблемы.

[i]               Одед Эран и Эли Рэтиг. Проблемы в экономических отношениях между ЕС и Израилем // Институт исследования национальной безопасности. Май, 2018. URL: http://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2018/05/Memo175EU-1.pdf (на иврите)

[ii]              О финансировании «левых» неправительственных организаций в Израиле // Институт Ближнего Востока. 08.06.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=44954

62.86MB | MySQL:102 | 0,794sec