Надо ли России договариваться с США по Сирии

Президент США Дональд Трамп может достичь со своим российским коллегой Владимиром Путиным договоренностей, которые будут включать вывод иранских войск с территории Сирии. Такое мнение высказал в воскресенье помощник американского лидера по национальной безопасности Джон Болтон в эфире телеканала Си-би-эс.  «Посмотрим, что произойдет, когда они оба (Трамп и Путин — прим. ТАСС) встретятся. Есть возможности для проведения более масштабных переговоров по оказанию помощи в выводе иранских войск из Сирии и возвращении их обратно в Иран. Это станет значительным шагом вперед», — отметил он. Болтон допустил «возможность достижения договоренностей с Россией» в этом вопросе. По его словам, сирийский президент Башар Асад не является «стратегической проблемой». «Я думаю, что Иран — стратегическая проблема. Это не просто их продолжающаяся программа по разработке ядерного оружия, это их серьезная поддержка международного терроризма, а также их войска, оснащенные неядерными средствами ведения войны, на Ближнем Востоке» — подчеркнул помощник президента, добавив, что Трамп намерен обсудить с Путиным и ситуацию вокруг Исламской Республики, в том числе и выход США из иранской ядерной сделки. По его мнению, РФ может стать партнером в этом деле. «Россия всегда говорила нам, что хочет сотрудничать по вопросу борьбы с международным терроризмом», — подчеркнул Болтон. Он добавил, что при прошлых администрациях Москва и Вашингтон объединяли усилия против «Ирана, который является крупнейшим спонсором международного терроризма во всем мире». Встреча Трампа и Путина пройдет 16 июля в Хельсинки, сообщила в четверг пресс-служба Кремля. По словам пресс-секретаря российского лидера Дмитрия Пескова, лидеры двух стран обсудят ряд очень непростых вопросов, в том числе будет комплексно обсуждаться тема Сирии. Таким образом, советник по национальной безопасности обозначил основную тему, которая, судя по всему, и является основным побудительным мотивом Вашингтона к организации встречи на высшем уровне. Это выход иранских войск и аффилированных с ними групп ливанцев и афганцев из Сирии, или, по крайней мере, их серьезное сокращение. И этот шаг должен стать обязательным условием вывода сил международной коалиции (читай: прежде всего США) из Сирии. И рискнем предположить, что в качестве главного и принципиального момента в рамках этого вывода американцами будет предложен тезис вывода своих сил из базы в Эт-Танфе. Классический образчик  американской дипломатии, которая всегда выдает за свои «добрые намерения» очевидные шаги по попыткам выхода из затруднительного положения. Под эгидой, естественно, «стремления к улучшению двусторонних отношений с Москвой». То есть, простой способ решить свои проблемы при сохранении своего лица прежде всего внутри США. Схема проста: при помощи России вывести иранских военных и их союзников из Сирии, решить тем самым вопрос о возникновении «шиитской дуги», и, что главное, решить проблему своего присутствии в Сирии, который становится все дороже и все бесперспективнее. При этом, разменяв вопрос иранского присутствия в Сирии за счет своей локальной базы в Эт-Танфе, которая после ликвидации Южной зоны деэскалации теряет свой основной смысл, но при этом заставляет оплачивать размещенных там нескольких тысяч беженцев, Вашингтон постарается сохранить любой ценой оппозиционные Дамаску силы восточнее Евфрата. Правда, там это предполагается делать за счет турок, которым предоставят право создать буфер безопасности с распространением своего влияния на суннитские районы в Заевфратье. То есть, глобальное региональное сдерживание Москвы предполагается сделать за счет иных сил и за счет их денег. Ну и в рамках «нормализации двусторонних отношений». В этой связи возникают простые вопросы. Зачем это надо Москве? И каким образом Москва может уговорить Тегеран вывести своих советников и лояльные им силы шиитской милиции? Есть все основания говорить о том, что отношения Москвы и Тегерана не обладают такой степенью подчиненности  одной страны другой. Сирия же для Ирана является краеугольным камнем в рамках распространения своего регионального влияния. Чем собственно Россия должна это мотивировать, и чем в этом случае она будет ликвидировать дефицит в живой силе на поле боя? И что она получит взамен? В этой связи отметим, что без присутствия иранских сил в Сирии в надежной степени контролировать ситуацию  в рамках обеспечения процессов локального перемирия будет предельно сложно, если вообще возможно. Общий тренд на создание конституционной комиссии и организацию всеобщих выборов — это процесс нужный и очень долгий. И достаточным и необходимым условием  для доведения этих процессов до логического завершения является надежность их военного прикрытия. В противном случае будут обеспечен очень быстрый рецидив со стороны суннитского сопротивления. В данном случае безальтернативным процесс локальных перемирий с выходом на общенациональный консенсус пока  делает только перевес в военной силе с повстанцами. Если шире, то такие инициативы Вашингтона и, не дай бог, положительное реагирование на них со стороны Москвы,  имеют своей целью вбить клин в отношения Москвы и Тегерана, что является ключевой задачей того же Болтона. Именно этот альянс обеспечивает сейчас во многом наступательность в позиции Москвы в регионе, и разрушить его любой ценой — это генеральная задача Вашингтона. Только в этом случае все действия Вашингтона в рамках своей антииранской политики, включая выход США из СВПД, приобретут реально угрожающий стабильности режима в Тегеране характер.

56.72MB | MySQL:106 | 0,507sec