Сирийская и иранская тема на предстоящих переговорах президентов России и США. Часть 2

Деятельность т.н  «Южного фронта» с 2012 года координировалась Международным операционным командованием (МОК) в Аммане, где главную роль играли офицеры США, Великобритании, Франции и Иордании. По информации ливанской журналистки Шармин Нарвани, МОК предоставляло Южному фронту финансовое обеспечение, оружие и разведывательную информацию. По мнению журналистки, помощь отрядам Южного фронта была обставлена несколькими условиями. Во-первых, никогда не угрожать границам Израиля. Во-вторых, охранять оккупированные Израилем Голанские высоты. В-третьих, не предпринимать крупных наступлений и боевых действий без согласования с МОК. В-четвертых, наступать, когда приказывает МОК  и также прекращать боевые действия. Южный фронт представляет рыхлую структуру, объединяющую 54 различные группировки общей численностью 12 тысяч человек. Наиболее крупными из них являются «Джейш аль-Ярмук», «Бригада Мутазза Биллахи», «Буньян аль-Марсус», «Бригада Фаджр аль-Ислам», «Дивизия Салах ад-Дина», «Бригада Фаллуджа аль-Хауран», «Бригада Сайфуллы аль-Маслюля». Однвременно в данном регионе присутствуют вооруженные формирования «Джебхат ан-Нусры» и «Исламского государства» (запрещены в России). Последнее представлено «Армией Халида бен аль-Валида» численностью около 2 тысяч боевиков.

При этом Южный Фронт хотя бы по военным соображениям был вынужден согласовывать свои действия с более организованной и дисциплинированной «Джебхат ан-Нусрой». Один из оппозиционных активистов в Дераа объяснил, что «Многие операции проводились в союзе с «Джебхат ан-Нусрой» или самой «Джебхат ан-Нусрой», но представлялись как военные действия, проводимые Сирийской свободной армией, чтобы не раздражать Запад и Иорданию». Другой полевой командир, по словам Ш.Нарвани, сказал о том, что «многие военные действия проводились совместно с «Джебхат ан-Нусрой», но мы не говорили об этом МОК». Сотрудничество «умеренных» группировок с «Джебхат ан-Нусрой» косвенно признавали и сами американцы. В 2015 году пресс-секретарь Центрального командования США полковник Кайл Рэйнс на вопрос, каким образом американское оружие, поставляемое ССА попадает формированиям «Джебхат ан-Нусры», ответил, что МОК только тренирует и обеспечивает ССА, но не командует ею и не может знать ежедневно с кем сотрудничают повстанцы.

Окончательным признаком того, что вооруженная оппозиция в Дераа и Эль-Кунейтре оказалась брошенной своими покровителями на произвол судьбы, стал отказ Иордании и Израиля принять сирийских беженцев из этих районов на своей территории. Что касается Иордании, то об этом заявил новый премьер-министр королевства Омар ар-Раззаз во время своей инспекционной поездки по северным пограничным районам этой страны. По его словам, в Иордании уже официально находятся 850 тысяч сирийских беженцев и большего количества королевство не вынесет.

Помимо плана расстроить российско-иранское стратегическое партнерство ближневосточные предложения администрации Д.Трампа России могут иметь и еще одну цель. Ей является заручиться российской поддержкой продвигаемому президентом США плану ближневосточного урегулирования, который получил в арабских СМИ название «сделки века». Этот план предусматривает осуществление палестинско-израильского урегулирования, но на значительно худших для палестинцев условиях, чем это предусматривалось соглашениями в Осло или мирным планом саудовского короля Абдаллы 2002 года. Он предусматривает провозглашение Иерусалима безальтернативной столицей Израиля с фактическим отказом палестинцев от Восточного Иерусалима, отказ от возвращения палестинских беженцев, как это было предусмотрено соглашениями 1993 года, легализацию израильских поселений на палестинских территориях.

По сообщению главного редактора газеты «Рай аль-Йаум» Абдельбари Атвана, подобная сделка невозможна без участия таких игроков как Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет. В  связи с этим с началом прихода администрации Трампа к власти в Вашингтоне идет планомерная работа по сближению позиций Эр-Рияда и Абу-Даби с Израилем на предмет заключения общей антииранской коалиции. Что касается Каира, то, по некоторым признакам, египетское руководство уже подключилось к обеспечению «сделки века». В двадцатых числах мая высокопоставленная делегация движения ХАМАС во главе с Исмаилом Ханией прилетела в Каир на специальном самолете, направленном президентом АРЕ. Целью переговоров президента Абдель Фаттаха ас-Сиси с руководством ХАМАС было убедить его в необходимости прекращения «Маршей возвращения» и урегулирования отношений с Израилем. Для достижения этой цели было направлено и беспрецедентное решение Египта открыть КПП Рафах на период месяца рамадан. По информации газеты «Рай аль-«Йаум», «сделкой века» предусматривается расширение территории Газы на 720 квадратных километров за счет египетских территорий на Синайском полуострове, включая города Аль-Ариш и Шейх Зувейда. Здесь планируется построить порт и аэропорт для Газы за счет американского финансирования, а также мощную электростанцию, которая избавила бы газу от энергетических проблем. Сюда же относится и американская поддержка саудовских планов по строительству супергорода Неом на севере КСА. Этот проект должен быть осуществлен с привлечением египетской рабочей силы, что позволит решить часть экономических проблем АРЕ.  Таким образом, Вашингтон, пытаясь убедить палестинцев признать статус-кво (отказ от Иерусалима и признание поселений) использует как кнут, так и пряник (обещания крупной экономической помощи).

При рассмотрении каких-либо российско-американских сделок или  соглашений по Сирии нужно принимать во внимание, что же конкретно США могут предложить России. Выясняется, что совсем немного, если не совсем ничего. Обозреватель газеты Washington Post Дэвид Игнатиус, считающийся среди американских журналистов неофициальным «спикером ЦРУ», выразил в одной из своих последних статей озабоченностей тем, что «Трамп отдает Сирию русским». В то же время известный американский ученый-арабист, профессор Мичиганского университета Хуан Коул отмечает, что отдавать-то собственно и нечего. У США в Сирии нет другой опоры кроме курдских вооруженных формирований СДС на севере и северо-востоке страны. Здесь же на довольно небольшой территории и сосредоточены две тысячи американских военнослужащих. Кроме того американцы эксплуатируют военную базу Эт-Танф на сирийско-иракской границе. Именно с этой базы осуществляется помощь немоногочисленным сирийским вооруженным формированиям «Магавир ас-саура» («Спецназ революции»), в рядах которых, по некоторым данным, немало выходцев из ИГ. База контролирует территорию в радиусе 50 километров, но при этом достаточно уязвима для возможных ударов иракских шиитских вооруженных отрядов «Аль-Хашед аш-Шааби», особенно иракской «Хизбаллы» и «Харакат ан-Нуджаба». Полевые командиры этих вооруженных формирований не раз угрожали американскому присутствию. Неслучайно поэтому, что 23 июня с.г. состоялась бомбардировка позиций «Аль-Хашед аш-Шааби» ни сирийско-иракской границе, в результате чего погибли 22 бойца этих отрядов. Официально Вашингтон отрицает свое участие в данной бомбардировке, н косвенно все указывает на американское участие.

Кажется, что реалистический взгляд на возможные американские предложения присутствует и у руководителей российской дипломатии. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров на пресс-конференции 4 июля с.г. отметил: «Мы видим, как западные СМИ обсуждают тему Ирана в очень упрощенной манере для нетребовательной аудитории: «Иран должен уйти и все станет на свои места». Это прилагается не только к Сирии, но и ко всему региону в целом. Подразумевается, что Иран должен уйти, остаться в своих границах и все будет чудесно. Это абсолютно нереалистично».

Таким образом, предлагаемая Вашингтоном сделка «Сирия в обмен на Иран» может оказаться «данайским даром». Попытки же убрать Иран из Сирии российскими руками все равно не приведут к ликвидации иранского присутствия в этой стране, но способны породить глубокие противоречия в российско-иранских отношениях и снизить эффективность Астанинского формата переговоров. Разумеется, интересы России и Ирана в Сирии не совпадают полностью, но после ликвидации анклавов вооруженного сопротивления в САР наиболее актуальной задачей в Сирии будет политическое урегулирование с созданием справедливой архитектуры власти  и полноправного вовлечения в этот процесс суннитского большинства с тем, чтобы не повторить печальный опыт «революции» 2011 года. Без сотрудничества с Ираном и Турцией эту задачу будет решить трудно. К тому же пока непонятно, сумеет ли Трамп провести свое решение и полностью убрать американское военное присутствие из Сирии, учитывая явное противодействие таким планам со стороны Пентагона, ЦРУ и Израиля.    Учитывая позиции Пентагона, американцы все равно постараются сохранить базу в Эт-Танфе, а, может быть, и базы в курдских кантонах Сирии.

52.21MB | MySQL:103 | 0,463sec