О перспективах политического процесса в Турции. Часть 13

Продолжаем обсуждение перспектив политического процесса в Турции после досрочных президентских и парламентских выборов 24 июня с.г., на которых Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) стали победителями, показав, невзирая на трудности в экономике, привычный для себя результат.

Напомним, что предыдущий материал мы закончили на вновь образованной Хорошей партии Турции под руководством М.Акшенер и оценкой первого выступления их на выборах.

Одним из важных итогов стала переоценка со стороны президента Р.Т.Эрдогана и ПСР опасности ХП как оппозиционного правого движения. Внесением изменений в избирательное законодательство альянс ПСР и ПНД (Партия националистического движения – В.К.), разрешивших формирование коалиций, они, по сути, сами же и провели ХП в Меджлис страны. Напомним, что Партия чуть-чуть недобрала до 10%-го избирательного барьера (9,96%) и без альянса с Народно-республиканской партией просто осталась бы за бортом Великого национального собрания (Меджлиса) Турции, отдав свои депутатские места, в том числе, и ПСР. Теперь же в Турции уже пять парламентских движений, тогда как в 2002 году их было всего два.

Достаточно интересным образом, «железная ханым» выборов М.Акшенер выступила на президентских выборах ниже уровня своей же собственной партии, получив лишь 7,29% голосов избирателей. И это – тревожный для политика «звоночек», который говорит о том, что она, по тем или иным причинам, не добрала голосов своих собственных избирателей. По идее, она должна была набирать столько же или больше, чем получила её Хорошая партия. То есть, «больше или равно» 9,96%. Партии в этом смысле предстоит разбор полётов на предмет того, является ли М.Акшенер наилучшим кандидатом в президенты от Партии. Поскольку, помимо всего прочего, недобор М.Акшенер даже своих собственных своих голосов привел к тому, что столь ожидаемый в Турции второй раунд президентских выборов так и не состоялся.

Третьим знаковым итогом выступления на выборах ХП стала достаточно интересная ситуация, что отделение её от ПНД, не привело, как можно было бы ожидать, к ослаблению «материнской партии». Напротив, складывается некоторое ощущение того, что ПНД обрели «второе дыхание», показав достойный для себя результат в 11,10% голосов (5 565 331 голос – В.К.). И этом при том, что накануне их потенциал оценивался обозревателями в среднем на уровне 5%. Вообще, как наглядно показали выборы, в Турции подросли националистические настроения с привычных 60% до 65%.

С другой стороны можно услышать и голоса в защиту ХП, говорящие о том, что, на самом деле, выступление партии стало успешным. Перечислим доводы в защиту этого тезиса:

  1. Партия приняла в первый раз участие в выборах. Поэтому критерий успешности или неуспешности участия является неопределенным. Но, как бы то ни было, партия вплотную приблизилась к критической отметке в 10% голосов.
  2. Партия была создана только в октябре прошлого года и, не закончив решения ряда организационных вопросов, была застигнута врасплох досрочными выборами. В результате, ХП была одним из наименее подготовленных к выборам политических движений, да ещё и с минимальным опытом политической борьбы.
  3. Финансовые возможности партии, на фоне её конкурентов, были весьма ограниченными. В то время, как большие партии пользуются поддержкой Казначейства страны, ХП её не получала и была вынуждена изыскивать собственные резервы.
  4. Вынужденный альянс с Народно-республиканской партией страны, имеющей более мягкий и иногда альтернативный националистам взгляд на курдский вопрос и прокурдскую Партию демократии народов, привел к тому, что часть правого электората перешла под знамена куда более категорично настроенных ПСР-ПНД.
  5. И, наконец, партия, по сути, на протяжении всей своей кампании игнорировалась центральными СМИ. М.Акшенер и её митинги крайне скудно освещались, если показывались вообще.

Как ни оценивать выступление М.Акшенер и ХП на выборах 24 июня, дебют состоялся. 9-месячная партия доказала свое право на существование и теперь перед ней стоит целый ряд важнейших вопросов. Предположим, какими они могли бы быть:

Первый из них – необходимо завершить все организационные мероприятия, в частности, создание партийных ячеек в турецких провинциях.

Во-вторых, нужно предпринять усилия по повышению своей медийности – поскольку отсутствие партии на телеэкранах приравнивается к её полному отсутствию.

В-третьих, следует определиться с лицом партии и с тем, насколько М.Акшенер с этой ролью справляется. Недобор ею своих кандидатов должен наводить на определенные сомнения.

И, наконец, после прохождения Хорошей партии в Меджлис она начнет получать средства от Казначейства. Однако, на фоне своих конкурентов её финансовые возможности пока, все равно, остаются достаточно ограниченными и вопрос поиска «корпоративных спонсоров» должен быть оперативно решен. В конце концов, в ноябре месяце состоятся выборы в местные органы власти и к ним партии надо готовиться «уже вчера».

52.24MB | MySQL:103 | 0,423sec