О последствиях решения ФАТФ в отношении Пакистана и Ирана

Группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) в конце июня с.г. включила  Пакистан в «серый список»  за неспособность лучше бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма; в то же время международная организация приостановила контрмеры в отношении Ирана, с учетом проводимых Тегераном сейчас реформ в этой области. В этой связи эксперты отмечают, что это решение безусловно усилит финансовые риски Пакистана и автоматически увеличит зависимость Исламабада от Китая, как кредитора последней инстанции. При этом разногласия внутри иранской элиты по поводу того, как далеко Иран должен пойти в рамках формирования своей финансовой системы, чтобы соответствовать руководящим принципам ФАТФ, будут осложнять стремление Тегерана к проведению глубинных реформ своей финансовой системы на фоне усиливающихся экономических санкций со стороны США. Напомним, что ФАТФ является межправительственной организацией, состоящей из 37 членов и занимающейся разработкой глобальных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Штаб-квартира находится в Париже, ФАТФ проводит три пленарных заседания в год — в феврале, июне и октябре. Во время своей последнего по времени заседания, которое проходило 24-29 июня, ФАТФ добавила Пакистан в свой «серый список», но при этом сохранила период заморозки введения контрмер против Ирана. В этой связи эксперты отмечают, что отношения Ирана и Пакистана с США переживают сейчас период обострения, что безусловно повлияло на последние по времени решения ФАТФ. При этом однако совершенно очевидно, что европейские участники этой группы не поддались стремлению Вашингтона кардинально ужесточить финансовые санкции в отношении Тегерана. В случае с Пакистаном дело обстоит иначе, и этом случае американцам удалось проявить свое решение без особой оппозиции со стороны европейцев. Соединенные Штаты по – прежнему рассматривают тыловую поддержку афганских талибов со стороны Исламабада, как ключевое препятствие на пути продвижения мирных переговоров в Афганистане, и стремятся использовать тактику давления – в том числе и через ФАТФ — для изменения нынешней позиции пакистанцев в первую очередь на афганском направлении. В случае с Ираном возможные рестрикции ФАТФ, которые пытается продавить Вашингтон, должны фактически заблокировать финансовую систему Ирана, что на фоне «обнуления» нефтяного экспорта» должно вызвать окончательный коллапс экономики страны. И в данном случае европейцы поставили, пусть пока и промежуточный, но барьер на пути реализации этих планов. И это логично: с учетом европейских гарантий продолжения торговли с Ираном, в том числе и в рамках покупки иранской нефти, которые ЕС дал Тегерану в начале этого месяца, а также использования в рамках этих мероприятий возможностей ЕБРР и мелких европейских банков, такие решения ФАТФ по сути открывали для Тегерана прямой путь по выходу из СВПД.
Пакистан безуспешно пытался избежать включения в «серый список» ФАТФ, который юридически именуется еще «юрисдикцией стратегических недостатков», прежде всего по причине того, что это автоматически включает повышенный контроль стран-участниц за международными банковскими операциями. Что касается Пакистана, то этот момент увеличит его профиль рисков в то время, когда макроэкономические проблемы страны потребуют внешнего финансирования. Валютные резервы страны сейчас сократились до $ 9,7 млрд, покрывая только два месяца импорта, в то время как дефицит текущего валютного счета достигнет в самое ближайшее время 4,6 процента валового внутреннего продукта по сравнению со средним показателем 1,5 процента с 2014 по 2016 год. Эти обстоятельства уже негативно сказались на оценках международных рейтинговых агентств. Так, рейтинговое агентство Moody’s понизило свой прогноз по Пакистану со стабильного на отрицательный. «Мы должны будем обеспечить осуществление плана действий … пока будем находиться в «сером списке» ФАТФ. Если надлежащие меры будут приняты, мы будем исключены из «серого списка»», — заявил представитель пакистанского МИД Мохаммад Фейсал. Он добавил, что в противном случае, Пакистан «столкнется с проблемами». Как сообщает пакистанская газета Dawn, попадание в «серый список» означает, что финансовая система Пакистана создает угрозу международной финансовой системе. В частности, в ФАТФ нашли «стратегические недостатки» в отношении способностей пакистанской системы предотвращать финансирование терроризма и отмывание денег. Пакистан числился в «сером списке» ФАТФ с 2012 по 2015 год. Ранее Фейсал сообщал, что в июне Пакистан будет помещен в «серый список», заявив, что информация о том, что страну переместят в «черный список» не соответствует действительности. Дипломат подтвердил, что его страна продолжит устранять недостатки, на которых акцентировали внимание эксперты ФАТФ. Несомненно, Пакистан предпринял ряд шагов в последнее время для устранения озабоченности ФАТФ по поводу финансирования терроризма и отмывания денег. В феврале президент страны Мамнун Хусейн подписал постановление, расширяющее действие Закона о борьбе с терроризмом 1997 года и включающее отдельных лиц и организации, подпадающие под санкции Совета Безопасности ООН. В результате должностные лица под расследование официальных властей попали четыре структуры – «Джамаат-уд-Дава», «Фалах-и-Инсаниат», «Аль-Ахтар Траст» и «Аль-Рашид Траст». Затем 20 июня пакистанская Комиссия по ценным бумагам и биржам объединила свои ранее выдвинутые отдельные положения, направленные на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, в единый пул. Но этих шагов было недостаточно для ФАТФ.
Какое влияние окажет нынешнее решение ФАТФ на общую политику Исламабада на индийском и афганском направлениях? По оценке тех же американцев, фактически никакого. Поскольку использование фактора именно партизанских форм сопротивления для противодействия противнику является ключевым звеном стратегии Исламабада по асимметричному военному сдерживанию мощной в военном отношении Индии и формированию лояльного постконфликтного правительства в Афганистане, Исламабад откажется коренным образом изменить эту политику, стираясь нивелировать негативные воздействия путем проведения соответствующих промежуточных реформ. То есть, сохранять за счет этих мер существующий «статус-кво», не меняя свою стратегию в корне. Пакистан уже согласился осуществить совместно с ФАТФ план действий по устранению недостатков в течение следующих 15 месяцев. Повторим, что включение Пакистана в «серый список» в конечном счете увеличит зависимость страны от Китая в качестве кредитора последней инстанции – Пекин уже предоставил Исламабаду более 5 млрд долларов в течение финансового года, закончившегося в июне, – но это не повлияет на уровень его постоянной материально-технической поддержки талибов в Афганистане.
Иранское правительство, хотя и разделилось по вопросу глубины и необходимости проведения требуемых ФАТФ реформ, сейчас основной акцент делает все-таки на шагах по окончательному удалению Тегерана из «черного списка» ФАТФ. В июне 2016 года Иран объявил, что он будет стремиться к пересмотру стандартов для поддержки финансирования контртеррористической деятельности и борьбы с отмыванием денег. В этой связи и с учетом СВПД ФАТФ тогда введение контрмер в отношении Ирана приостановил, что однако не означало исключение из «черного списка». За это время Иран добился определенного прогресса, включая установление режима декларирования наличных средств и разработку некоторых законов в соответствии с руководящими принципами ФАТФ. Это обстоятельство, кстати, позволило европейцам и России в основном купировать требования США по введению полного пакета санкций в рамках контроля над банковской сферой ИРИ. Это собственно и будет оставаться основой действий Москвы (и очень возможно при поддержке ЕС) в рамках оттягивания момента снятия с Ирана соответствующего моратория со стороны ФАТФ. В мае с.г. замдиректора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России Дмитрий Феоктистов фактически ее сформулировал. «Действительно, в январе истекал срок, который был согласован между ФАТФ и Ираном о выполнении плана действий… Но иранцы не успели полностью завершить, потому что больно много перед ними стояло задач. И план этот действительно очень масштабный. Но главное, что все убедились в добрых намерениях Ирана, в том, что есть политическая приверженность выполнению этого плана и продолжения сотрудничества с ФАТФ… И сейчас продолжает Иран работу внутри страны, чтобы последние озабоченности международного сообщества снять», — сказал он на полях 18-й сессии Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом.
Отсутствие таких мер со стороны ФАТФ — по крайней мере, до октябрьской встречи – дает Ирану возможность осуществить некоторые структурные банковские реформы, которые могли бы снять угрозу введения полного пакета ограничений. При президенте Хасане Роухани правительство Ирана пытается работать над столь необходимыми реформами банковского и финансового сектора в течение последних нескольких лет. Но вопрос о том, насколько полно эти сектора должны подчиняться руководящим принципам ФАТФ, вызвал значительную дискуссию среди различных политических фракций в Иране, что потенциально угрожает срывом ряда из этих реформ. Сторонники жесткой линии и религиозные группировки, имеющие более тесные связи с военными, не одобряют того, в какой степени более умеренное правительство Роухани пытается соответствовать международным ожиданиям ФАТФ, рассматривая его как иностранное средство контроля за финансовой политикой Ирана и серьезно осложняющую финансирование шиитских групп в Ливане, Сирии, Ираке и Афганистане. А это уже угроза основному компоненту региональной стратегии Тегерана.
Сейчас Иран получил некоторую передышку от ФАТФ до октября, что означает, что он может продолжать проводить некоторые глобальные финансовые операции без давления. «Но пока общее настроение такое, что Иран на верном пути, и если он еще не успел что-то доделать, то он обязательно с этим справится», — сказал Феоктистов, отметив, что сейчас жесткой привязки к срокам нет. Вот именно в последнем аспекте и есть корень российской и европейской позиции по этому вопросу.
Однако наиболее сложной частью продвижения Ирана по пути разработки рекомендованного ФАТФ плана действий является соблюдение требований организации по криминализации финансирования терроризма. В этой связи Ирану необходимо внести поправки в свой собственный закон «О борьбе с финансированием терроризма» с учетом поправок ФАТФ, что наталкивается на жесткую оппозицию в иранском парламенте. В последние месяцы иранский парламент несколько раз откладывал рассмотрение этого законопроекта. По оценке ряда экспертов, это собственно является очень важным индикатором того, что в конечном счете Тегерана не пойдет на полное согласование своего закона с существующими требованиями ФАТФ, ограничиваясь полумерами.

62.85MB | MySQL:102 | 0,549sec