О перспективах политического процесса в Турции. Часть 14

Продолжаем обсуждение перспектив политического процесса в Турции после досрочных президентских и парламентских выборов 24 июня с.г., на которых Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) стали победителями, показав, невзирая на трудности в экономике, привычный для себя результат.

Напомним, что в предыдущей статье мы разбирались с дебютантами турецкой политической арены — Хорошей партией, которая, согласно большинству прогнозов, должна была выступить заметно лучше, чем это получилось на самом деле. Это касается не только парламентских, но и президентских выборов, где глава партии М.Акшенер несколько процентных позиций явно не добрала.

По оценкам наблюдателей, задача Хорошей партии, невзирая на молодость движения и ряд проблем организационного свойства, облегчалась тем, что: а) от националистической по сути Партии справедливости и развития избиратели начали уставать, б) оппозиционная по форме Партия националистического движения к 24 июня по сути оппозицией не является, в) в Турции есть спрос именно на партии националистического уклона и, следовательно, у молодого политического движения есть шанс быстро занять образующуюся нишу.

Тем более, что Партия националистического движения и её лидер Д.Бахчели в глаза многих представали в образе того, что по-английски характеризуется как dead man walking, то есть «ходячих мертвецов». Да ещё и утратили собственное лицо и самостоятельность, раз за разом выступая в роли «отмычки», которая позволяла Партии справедливости и развития набирать в Меджлисе квалифицированное большинство для проведения разного рода масштабных преобразований.

В частности, именно, благодаря договоренностям между ПСР и ПНД Турция стала из парламентской президентской республикой. К выборам 24 июня с.г. ПНД подошла, по крайней мере, чисто визуально в довольно «разобранном» состоянии. После отделения от неё ХП, ПНД и вовсе начала рассматриваться как скамейка запасных для ПСР и в Турции пошли разговоры о том, что произойдет объединение партий, а точнее случится «поглощение» обескровленных националистов со стороны правящей партии. Для националистов, дескать, теперь самое главное – обеспечить себе наилучший «запасной аэродром».

В общем, только большие оптимисты давали ПНД до выборов больше 5-6%. Однако, в итоге, если можно так выразиться, «хорваты обыграли англичан» — Партия получила 5565331 голосов или 11,10% поддержки избирателей. Это позволило ПНД провести в Великое национальное собрание (Меджлис) Турции 49 депутатов. Тогда как отколовшаяся от них Хорошая партия получила 43 депутатских кресла.

И, получается так, что именно националисты держат теперь в своей руке ключи от Меджлиса. Если раньше они помогали ПСР набирать квалифицированное большинство голосов, то теперь у ПСР до простого большинства не хватает шести голосов (есть 295 голосов в 600-местном Меджлисе – В.К.) и дать их может только ПНД (на эту роль совершенно не годятся ни Народно-республиканская партия, ни Хорошая партия, ни Партия демократии народов, а независимых депутатов в ВНСТ нет – В.К.).

Иными словами, ситуация для ПНД повернулась резко на 180 градусов. Так что, уместно ещё раз посмотреть на результаты выступления партии в прошедших выборах:

2002 год:              8,35% голосов и не попадание в ВНСТ.

2007 год:              14,27% и 71 депутат.

2011 год:              13,01% и 53 депутата.

2015 год (июнь):  16,3% и 80 депутатов.

2015 год (ноябрь):         11,9% и 40 депутатов.

2018 год:              11,1% и 49 депутатов (число депутатов увеличено с 550 до 600 – В.К.).

То есть, никакого отклонения от привычных для себя результатов Партия националистического движения, невзирая на неблагоприятную для себя конъюнктуру, 24 июня с.г. не продемонстрировала. Напротив, партия подтвердила свою состоятельность в качестве политического движения, которому не нужна коалиция ни с кем для того, чтобы преодолевать 10%-й избирательный барьер в ВНСТ.

Впрочем, не может укрыться от внимания тот факт, что в один прекрасный момент в отношениях между Р.Т.Эрдоганом и Д.Бахчели от резкого неприятия случился резкий разворот в сторону сближения и ПНД в один момент стала самой верной сторонницей ПСР. При желании, можно даже определить точку перехода и порассуждать о первопричинах, но сейчас просто возьмем в качестве рабочей гипотезы – у ПСР есть средства удерживать ПНД в орбите своих интересов. И сейчас, как никогда, ПНД там должна оставаться.

Итак, что же заявил Д.Бахчели после состоявшихся выборов?  29 июня состоялась его встреча в президентском дворце с Р.Т.Эрдоганом в присутствии Б.Йылдырыма. Его главным посланием было, цитируем Девлета Бахчели дословно: «Мы обеспечим всяческую поддержку». На вопрос Эрдогана, который приводит влиятельное турецкое издание Haber Turk: «Как мы продолжим двигаться дальше?» якобы был получен ответ «Ответственность по управлению страной – за вами. Вы определяйте (курс страны – В.К.) – мы будем ему следовать». Отметим бросающуюся в глаза пассивность этих фраз Д.Бахчели как лидера политического движения, которое буквально только что, к немалому удивлению наблюдателей, «вернулось с того света» и доказало свой потенциал на ближайшие годы.

52.23MB | MySQL:103 | 0,468sec