К проблеме проведения экономических реформ в Алжире

Алжир играет стратегическую роль и обладает громадным опытом в области борьбы с терроризмом. Об этом, как передает информационное агентство Альжери Пресс Сервис (АПС), заявил в понедельник в алжирской столице координатор ЕС по вопросам борьбы с терроризмом Жиль де Кершов после встречи с министром иностранных дел Абделькадером Месахелем. Де Кершов во главе делегации чиновников из Евросоюза посетил североафриканскую страну в рамках подготовки второй сессии стратегического диалога Алжир — ЕС по вопросам безопасности и противодействию терроризму, которая состоится в октябре текущего года. «Алжир играет стратегическую, центральную роль и обладает громадным опытом в области борьбы с терроризмом», — подчеркнул координатор. По его словам, «диалог с Алжиром по вопросам безопасности является крайне важным для ЕС». На встрече с Месахелем, продолжал он, планируется обсудить «состояние двусторонних отношений, которые весьма насыщенные в разных сферах». В частности, «речь идет о кибербезопасности, предотвращении радикализма, противостоянии финансированию терроризма, обмене аналитической информацией по региональной ситуации, особенно в зоне Сахеля». С проблемой терроризма Алжир столкнулся в конце минувшего века, когда в 1992 году начался вооруженный конфликт между властями и радикальными исламистскими группировками. Поводом для него стала отмена результатов парламентских выборов, победу на которых одержали партии исламского толка. В ответ исламисты развязали террористическую войну, жертвами которой за время противостояния стали свыше 200 тысяч человек. Благодаря политике гражданского согласия, проводимой президентом Алжира Абдельазизом Бутефликой, уровень насилия в последние годы удалось заметно снизить. Одобренная на референдуме в сентябре 2005 года Хартия за мир и национальное примирение в целом положила конец кровопролитному конфликту. Это не совсем так, и ситуация с видимой стабильностью может очень быстро сменится нестабильностью.

На этом фоне, по оценке американских экспертов, экономика Алжира сейчас испытывает очевидные трудности, что вызывает соответствующее негативное отношение значительной части населения к правящей партии Фронт национального освобождения» (ФНО).   Экономические неурядицы одновременно подстегнули слабую политическую оппозицию, которая требует таких реформ, как диверсификация экономики и ослабление ограничительного регулирования иностранных инвестиций. При этом серьезные экономические реформы маловероятны при нынешнем алжирском руководстве, но даже небольшие изменения, особенно изменения в законах об иностранных инвестициях, будут очень серьезным шагом в рамках исправления  стагнирующей политической системы страны. Политическая система Алжира остается под жестким контролем правящих партий на протяжении почти двух десятилетий, но серьезные экономические трудности побудили алжирские власти прислушаться к требованиям оппозиции более серьезно, чем когда-либо прежде. Оппозиционные партии  получили возможность сейчас более эффективно формулировать реальные экономические претензии, и этот факт является серьезным стимулом для осуществления экономических реформ. Чтобы успокоить растущую оппозицию, правительство будет вынуждено провести незначительные экономические реформы в попытке сдержать волну внутренних беспорядков. И даже эти небольшие изменения сигнализируют о начале нового этапа реформирования политической и экономической системы страны. На сегодня Алжир, который имеет одну из крупнейших экономик в Северной Африке, имеет наиболее жесткое национальное законодательство в области экономики с точки зрения государственного регулирования, и это обстоятельство является одним из главным тормозов на пути необходимых реформ. В данном случае налицо очевидное противоречие. Алжир является крупнейшей страной Африки по площади  и входит в десятку крупнейших на континенте по численности населения. Это крупный региональный источник влияния, помогающий своим соседям бороться с транснациональными джихадистскими группировками боевиков и выступающий в качестве важного транзитного пункта для средиземноморского миграционного потока. Алжир также  является важным партнером Европы в рамках экспорта природного газа.  Наряду с этим  бюджет Алжира испытывает жесткий дефицит, который лишь усугубляется даже на фоне относительной стабилизации мировых цен на углеводороды. При этом незначительный объем иностранных инвестиций ( немногим более 1 млрд долларов в прошлом году; в Марокко для сравнения — под 3 млрд) является серьезным барьером  для  осуществления инфраструктурных планов, а экономика, которая принципиально зависит от экспорта нефти и природного газа, остается несбалансированной и в значительной степени жестко контролируется  государством. В последние  несколько лет правительство было вынуждено отложить  реформы по жесткой экономии, чтобы попытаться сбалансировать бюджет. Однако население Алжира, привыкшее к значительным субсидиям на топливо и воду (что особенно актуально для южных и самых неспокойных областей страны), начинает проявлять все большее недовольство. К этому прибавим, что на все эти чисто экономические моменты накладывается еще и борьба за власть на фоне явно неудовлетворительного состояния здоровья президента А.Бутефлики. На настоящий момент страной безальтернативно правят ФНО и ее  партнер по коалиции партия «Национальный движение за демократию» (НДД). Несмотря на существование парламента, в состав которого входят десятки других партий и многие организации гражданского общества, включая профсоюзы, политические партии в Алжире не обладают значительной юридической силой или сплоченностью. Ходят слухи о попытках внутреннего переворота и нестабильности в рядах ФНО и НДД. Однако оппозиционные группы так и не смогли добиться какого-либо ослабления позиций в системе исполнительной власти   армии  или разведывательных служб, и в 2018 году власть правящей партии остается такой же сильной, как и прежде. Политический класс страны в настоящее время готовится к президентской гонке 2019 года и к вероятной неизбежности пятого пятилетнего срока для больного и стареющего Бутефлика, который продолжает править, несмотря на последствия инсульта. Но в правящей элите и особенно в армии растет ощущение неопределенности в отношении способности президента справиться с растущими экономическими вызовами Алжира. На этом фоне ряд  политических оппозиционных групп все отчетливее выдвигают требования на необходимости  проведения экономических реформ и даже, в некоторых случаях, на том, чтобы президент ушел в отставку. И такие все более настойчивые требования безусловно негласно стимулируются и частью политической и военной элиты страны, которые таким образом старится оказывать давление на президентский круг.

Американцы при этом делают вывод о том, что нынешний уровень влияния политической оппозиции совершенно недостаточен для того, чтобы насильственным путем свернуть нынешнего президента. Для него и его брата основной опасностью является заговор внутри ФНО и армии. При этом единственным стимулом для усиления влияния оппозиции является только серьезный кризис в экономике. Алжирская политическая оппозиция, как бы слаба она ни была, переживает новый этап своего становления на фоне  экономического стресса, который испытывает население  после нескольких лет сокращения бюджета, высокого уровня безработицы и мер жесткой экономии. Ярким проявлением такой тенденции стали массовые внутренние беспорядки (особенно на юге), вызванные ухудшением экономической ситуации, которые помогли зарождающейся политической оппозиции страны приобрести новые мотивации.  Протесты и демонстрации по всей стране помогли фактически структурировать  небольшие оппозиционные группы, такие как движение «Баракат» («Достаточно»), и движение «Муватана» («Гражданская демократия»), которые возникли только в этом году и которые во главу угла своей программы ставят необходимость изменений в экономическую систему страны. В открытом интернет-письме, которое, кстати, распространялось в блогосфере с помощью довольно эффективной вирусной программы, которое подписали несколько десятков известных алжирских политиков,  интеллектуалов и общественных активистов, «Муватана» потребовала от правительства провести экономические реформы, работая в рамках нынешней политической системы, а также отставки А.Бутефлики в случае неспособности его провести такие   изменения. Те же самые требования выдвигают и основные профсоюзы страны. При этом отметим, что все эти группы выдвигают требования исключительно в экономической сфере, и не требуют кардинальной политической перестройки. Это знаково, и свидетельствует о том, что на этой площадке определенно играют в своих интересах серьезные и влиятельные силы во самой власти. Исламистские политические партии являются еще одним источником некоторой оппозиционной активности, но при этом при этом эта активность строго лимитируется властями. В том числе и крупнейшего движения «Движение общества за мир» (MSP). При этом в алжирском обществе по-прежнему действуют полулегальные низовые ячейки различных исламских групп, что в перспективе может сыграть свою роль в рамках повторения сценария начала 1990-х годов, когда исламисты пришли к власти совершенно легальным путем в результате выборов и были затем запрещены в связи с военным переворотом и аннулированием итогов этих выборов. В этой связи ряд экспертов четко указывают на то, что в этой ситуации правительство скорее всего пойдет в ближайшее время на очень аккуратные реформы, и в первую очередь в сфере «Положения об иностранных инвестициях».

Все это, тем не менее, не означает, что оппозиция сможет бросить реальный вызов правящей партии, как все это не означает и проведения каких-то резких экономических реформ. Наиболее реальный сценарий на среднесрочную перспективу  — это полумеры в рамках реформирования в отдельных отраслях с сохранением при этом жесткого контроля над экономикой со стороны государства. Нынешнее положение в экономике, борьба за власть и активность оппозиции приведет не к глобальной экономической перестройке, а скорее к медленным реформам. При этом  инвестиционный потенциал страны и будущий экономический рост будут оставаться заторможенными в течение следующих нескольких лет. Но, в конечном счете, все эти моменты будут способствовать корректировке законов об иностранных инвестициях.

52.24MB | MySQL:103 | 0,616sec