Обсуждении ситуации в Афганистане на саммите НАТО

11-12 июля 2018 г. в Брюсселе состоялся саммит НАТО, в котором приняли участие 29 стран-членов, а также государства-партнеры. Среди прочего одной из основных его тем стал многолетний конфликт в Афганистане и участие воинского контингента Североатлантического альянса. Руководство НАТО и страны-участники приняли решение и одобрили продление финансирование афганских сил безопасности — полиции и армии – до 2024 года. «Союзники увеличивают свои обязательства по поддержке властей Афганистана в финансировании. НАТО приняла решение о продлении миссии «Решительная поддержка» в Афганистане до 2024 года. Мы направим в нашу миссию дополнительно еще около 3 тысяч инструкторов», — сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Примечательно, что один из заместителей генсека Роуз Геттемюллер (США)  подчеркнула, что это решение было непростым. «Одним из решений на саммите стало решение о продление миссии НАТО «Решительная поддержка» до 2024 года. Не всем союзникам НАТО было просто принять это решение из-за проблем с бюджетом и внутренними вопросами. Однако в конечном счете все члены альянса выразили свою приверженность поддержке миссии до 2024 года», — заявила она. При этом в декларации, принятой на саммите, подчеркивается, что пока правительство Афганистана будет продолжать свою деятельность, направленную на обеспечение мира и примирения, союзники продолжат оказывать содействие стране «путем предоставления финансового обеспечения афганским силам безопасности и решения проблемы нехватки персонала, особенно в приоритетных областях». Напомним, что финансирование НАТО афганских сил безопасности равняется около 1 млрд долларов в год. По итогам саммита была принята декларация НАТО. Что касается афганской проблематики, то в ней было отмечено, что прошедший год был «успешным». Й.Столтенберг употребил фразу, что альянс находится «на верном пути» по разрешению афганского конфликта. Было также сказано, что силы безопасности НАТО должны сосредоточиться на содействии афганским силам, в том числе консультировании и подготовке местных силовиков. Кроме того, за прошедший год численность афганской армии и полиции сократилась на 35 тысяч человек. Данная проблема является одной из основных для американского руководства, и для ее решения необходимы как финансовые, так и людские ресурсы. Кроме того, в декларации НАТО был крайне любопытный и примечательный пункт. В документе была подчеркнута необходимость участия в разрешении афганского конфликта региональных государств, среди которых были названы Россия, Иран и Пакистан. Важно подчеркнуть, что Россия была названо в этом списке первой. «Мы призываем их к более тесному сотрудничеству в деле борьбы с терроризмом, улучшению условий для экономического развития, поддержке усилий афганского правительства по миру и примирению, а также предотвращения любого вида поддержки повстанцев», – сказано в документе.

После окончания саммита Й.Столтенберг дал пресс-конференцию, на которой в очередной раз заявил об отсутствии военного решения афганского конфликта. По словам генсека, присутствие войск НАТО в Афганистане необходимо для того, чтобы движение «Талибан» сложило оружие и село за стол переговоров. «Я не говорю о том, что ситуация в Афганистане проста. Существует насилие, существует терроризм, неопределенность и множество вызовов, а иногда – множество разочарований», — подытожил Столтенберг. Отметим, что решение продлить операцию «Решительная поддержка» стало логичным и ожидаемым. Война в Афганистане стал первым случаем в истории, когда НАТО обратилось к самой важной статье основополагающего Вашингтонского договора. В V статье говориться о коллективной обороне: «Ели нападению подвергся один из членов альянса в Северной Америке или Европе, то другие будут расценивать это как нападение на всех». Таким образом, афганская кампания имеет не столько военное, но политико-агитационное значение для евро-атлантической солидарности. Несмотря на поддержку, которую НАТО предоставило США, Вашингтон практически всегда предпочитал действовать в Афганистане самостоятельно или, по крайней мере, в союзе со своим англосаксонским союзников – Великобританией. Так, наиболее жесткие боевые действия в 2007 году, которые проходили в провинции Гильменд, осуществлялись военнослужащими США и Великобритании. Однако с ухудшением военной ситуации на афганской территории, Вашингтон все чаще начал поднимать тему о необходимости членов альянса увеличить свой вклад в афганскую кампанию. США надеялись на молниеносную победу в Афганистане и не видели необходимости в кооперации с союзниками. Более того, иракская кампания съела львиную долю ресурсов, энергии и внимания американцев. Именно поэтому руководство США стало все активнее вовлекать НАТО в 2004-2010 годах. Сегодня ситуация несколько изменилась. Президент США Дональд Трамп представил новую стратегию по Афганистану, в которой основной акцент делался на военную составляющую. Сегодня в Афганистане находится около 16 600 военнослужащих, из которых около 14 тысяч являются американцами. Для того, чтобы понять вклад США и других членов НАТО достаточно обратиться к численности остальных контингентов. Второй по численности контингент принадлежит Германии – 1300 человек. Далее идут Италия и Грузия – по 800-900 солдат. Одним словом, чисто военный вклад НАТО в афганскую операцию крайне низкий. Участие альянса в афганской кампании нужно США для политических целей сплачивания и поддержки евро-атлантической солидарности.

В свою очередь, афганскую сторону в Брюсселе представляла солидная делегация, состоящая из президента Ашрафа Гани и премьер-министра и главы исполнительной власти Абдуллы Абдуллы. В отличие от прошлого, в настоящее время существует «реальный» и «конструктивный» диалог по установлению мира в Афганистане, и эти усилия основаны на взаимном доверии. Об этом заявил президент Гани на саммите НАТО в Брюсселе. Выступая на мероприятии НАТО-Engages, организованном Атлантическим советом, он заявил, что «стратегия США дает результаты». «Афганистан является предметом консенсуса НАТО, а не предметом расхождений», — заявил он. Однако, пожалуй, активность на саммите Абдуллы Абдуллы никак не уступала, а может быть, и превосходила количество встреч Гани. За короткие два дня Абдуллы успел встретиться с лидерами Еврокомиссии, Германии (совместно с Гани), Польши, Франции. Как и ожидалось, в основном его заявления сосредоточились на тезисе о необходимости борьбы с терроризмом и экстремизмом в Афганистане.

52.22MB | MySQL:103 | 0,775sec