О социальных протестах в южных провинциях Ирака

Больше недели продолжаются массовые протесты в самой южной и наиболее богатой нефтяными ресурсами иракской провинции Басра и других южных провинциях Ирака. В городе и его окрестностях проходят массовые демонстрации. Требованиями демонстрантов являются обеспечение доступа жителей региона к электроэнергии и чистой питьевой воде. Они также выдвинули требования к транснациональным компаниям, оперирующим в районе Басры создавать рабочие места для местных жителей. Одновременно были выдвинуты требования строительства в Басре силами ТНК электростанции и завода по опреснению воды. Беспорядки привели к блокаде месторождений «Западной Курны» и эвакуации на вертолетах штата сотрудников компаний «Лукойл», Exxon Mobil и PetroChina. В ходе выступлений силами безопасности были убиты два демонстранта и десятки ранены.

13 июля премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади после возвращения из Брюсселя, где он принимал участие во встрече глав государств, участвующих в деятельности антитеррористической коалиции, ведущей военные действия против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) посетил Басру и провел переговоры с протестующими. Кстати, прибытие премьер-министра было требованием участников протеста. Перед отъездом в Брюссель премьер-министр назначил Специальный комитет, состоящий из пяти министров (после 21 июня – временно исполняющих обязанности) для рассмотрения нужд ее жителей. Министр нефти Ирака Джаббар Али аль-Луэйби при этом заявил: «Иракское правительство хочет повысить уровень услуг для жителей Басры и повысить доходы от сельского хозяйства и промышленности в регионе. По словам Луэйби, стратегия развития региона будет состоять из трех планов: «Срочный план, который будет выполнен в течение двух месяцев, предусматривает нормальное обеспечение питьевой водой и электроэнергией, а также улучшение здравоохранения. План, рассчитанный на шесть месяцев, предусматривает инвестиции в создание рабочих мест в регионе». В свою очередь Хайдер аль-Абади пообещал выделение 2 млрд долларов на обеспечения жителей питьевой водой и направление дополнительной электроэнергии, выделенной первоначально для Мосула.

Тем не менее, такие «успокоительные» меры не смогли приглушить протесты, перекинувшиеся на другие шиитские провинции Ирака. 15 июля протестующие штурмовали правительственные здания в Басре, Кербеле, Неджефе и Насирии, а также международный аэропорт Неджефа. Правительству Х.аль-Абади пришлось направить специальные антитеррористические силы для охраны нефтяных месторождений. Были отмечены случаи, когда протестующие жгли портреты Али Хаменеи и Имама Хомейни, а также несли лозунги с протестами против иранского вмешательства во внутренние дела Ирака. Кстати, антииранский настрой демонстрантов кое в чем оправдан. Одной из причин отключений электроэнергии в Басре стало то, что иранцы, поставляющие в провинцию 1200 МВТ электроэнергии, сократили подачу. Причиной стали регулярные задержки платежей с иракской стороны. В  связи с этим партия «Да’ава» распространила заявление о том, что за протестами в Басре стоит «Исламское государство». Это заключение попахивает абсурдом, так как абсолютное большинство Басры, а также других южных провинций Ирака составляют шииты, а ИГ известна как радикальная суннитская группировка. Некоторые иракские эксперты выдвигают мнение о том, что за протестами стоит Саудовская Аравия. Может быть, какое-то вмешательство государств ССАГПЗ в нынешние события в Ираке и имеет место, но их причины лежат гораздо глубже.

Нынешние социальные протесты в южных провинциях Ирака поразительно напоминают события лета-осени 1991 года, когда в шиитских провинциях Ирака вспыхнуло стихийное восстание против режима Саддама Хусейна. Восстание охватило 11 провинций Ирака и было жестоко подавлено в октябре-ноябре того же года (по некоторым данным, погибло более 60 тысяч человек). Восстание тогда подняли солдаты иракской армии-шииты, возвращавшиеся после неудачной кампании в Кувейте. Его главной причиной была не политика, а разочарование рядовых иракцев режимом, ради которого они терпели тяготы и погибали на фронтах ирано-иракской войны, а позже в Кувейте. Нынешние протесты в лояльных шиитских провинциях поднялись на волне разочарования рядовыми шиитами, принимавшими в рядах «Аль-Хашед аш-Шааби» участие в боях против ИГ, багдадским правительством, неспособным удовлетворить основные нужды иракцев. При этом причиной здесь является не столько война, сколько коррупция статусных политиков в Багдаде.

Можно выделить две основных причины нынешних протестов в Басре и других южных провинциях Ирака. Во-первых, долговременный экономический упадок и разрушение инфраструктуры этой провинции. До 1980-х годов Басра была преуспевающим торговым центром на юге Ирака. Негативное влияние ирано-иракской войны проявилось во временном захвате города иранскими войсками в 1986 году и серьезных разрушениях. После этого были война в Кувейте и продолжительный период американских санкций. После американской оккупации 20003 года Басра превратилась в арену борьбы между различными шиитскими милициями. В 2008 году здесь происходили столкновения между «Армией Махди» Муктады ас-Садра с одной стороны и американскими войсками и поддерживавшим их вооруженными формированиями Высшего совета исламской революции Ирака с другой. При этом ни одно иракское правительство не уделяло внимание развитию города. Обстановка стала немногим лучше после освоения здесь западными и российскими ТНК огромных месторождений нефти. В этом плане Басру можно сравнить с регионом дельты Нигера в Нигерии: огромные природные богатства, выкачиваемые из этого региона, не приносят пользу и дохода  местному населению.

Во-вторых, племенной структурой местного общества. В условиях неверия многих иракцев в государственные институты и усталости от коррумпированности статусных политических партий (в последних политических выборах приняли участие только 44,2% избирателей) функции регуляторов социальных отношений взяли на себя племенные шейхи. Лидерами нынешних протестов являются шейхи Дергам аль-Малики (шейх племени Бани-Малик) и Музахим ат-Тамими (шейх племени Бани-Тамим), двух крупнейших шиитских племен региона. При этом Музахим ат-Тамими опубликовал на своей странице в Фейсбуке требования митингующих. У этого шейха примечательная биография. В последние годы правления Саддама Хусейна он был командующим ВМС Ирака в звании вице-адмирала, После американской оккупации переехал в ОАЭ, где был военным советником этой монархии. Имеет тесные, в том числе родственные связи с правящим кланом эмирата Шарджа.

Социальные протесты в южных провинциях Ирака проходят на фоне продолжающегося правительственного кризиса, так как новый кабинет министров в Ираке после прошедших 12 мая выборов так и не сформирован. 12 июня лидер победившего на выборах блока «Ас-Саирун» Муктада ас-Садр объявил о том, что будет формировать правительственные коалицию вместе с блоком «Аль-Фатх» Хади аль-Амири, которым руководят полевые командиры «Аль-Хашед аш-Шааби» (47 мест в парламенте). При этом у многих наблюдателей вызвал удивление его альянс с теми лидерами, которых он до этого яростно критиковал. 23 июня было объявлено о создании коалиции между «Ас-Саирун» и предвыборным блоком премьер-министра Х.аль-Абади «Наср» (41 депутат). Учитывая прошлые договоренности с суннитской коалицией «Аль-Иракийя» А.Алауи и возможным присоединением одной из курдских партий, Муктада ас-Садр с союзниками с легкостью набирают 130 депутатов, необходимых для формирования правительства. Тем не менее, кабинет министров пока не сформирован.  Основной причиной этого является американо-иранское противоборство в Ираке. В этих условиях престиж центрально багдадского правительства и основных политических партий еще больше падает, а умножающиеся острые социально-политические проблемы жду своего решения.

62.83MB | MySQL:102 | 0,505sec