Несмотря на антииранские санкции США Китай и Россия будут взаимодействовать с Ираном в нефтяной сфере

США ожидают, что Китай увеличит закупки нефти у Ирана, даже несмотря на то, что Вашингтон грозит санкциями государствам, которые не откажутся от такого импорта. Об этом сообщила во вторник в электронной версии газета «Уолл-стрит джорнэл». По данным ее источников, некоторые члены администрации США полагают, что Китай воспользуется тем, что многие страны отказываются от закупки у Тегерана нефти, опасаясь санкционных мер, и лишь увеличит импорт иранского черного золота. Такая ситуация может сблизить ИРИ и КНР в то время, когда отношения между Пекином и Вашингтоном напряжены из-за торговых споров, пишет издание. Увеличение импорта иранской нефти в Китай также может подорвать эффективность санкций в отношении Тегерана, которые Вашингтон обещал возобновить после своего выхода из ядерного соглашения с ИРИ, отмечается в материале газеты. Это также повлияет на цены на нефть, которые выросли после объявления США о выходе из сделки по атому. Как сообщает «Уолл-стрит джорнэл», в свете возобновления санкций многие энергетические компании уже уходят из Ирана, а крупные международные банки отказываются осуществлять транзакции, которые связаны с нефтяными сделками, имеющими отношение к республике. Однако Китай, который и так является одним из крупнейших импортеров иранской нефти, намерен увеличивать закупки, отмечает газета со ссылкой на осведомленных лиц. По их данным, Тегеран ведет соответствующие переговоры с Пекином, который неоднократно выступал против возобновления санкций США. В Вашингтоне заявляли, что они предпримут меры против китайских компаний, если те нарушат связанные с Ираном санкции. Как сообщили изданию источники, КНР, чтобы попытаться обойти ограничительные меры, скорее всего, будет проводить закупки через один из своих банков, который входит в структуру Китайской национальной нефтегазовой корпорации и практически не связан с мировой финансовой системой. Этот банк уже использовался Китаем при заключении сделок с находившимся под санкциями Ираном ранее, утверждают источники газеты. Как заявили ранее в Госдепартаменте США, первая часть санкций в отношении Ирана будет восстановлена 6 августа, она охватит автомобилестроительный сектор и торговлю золотом. Остальные ограничительные меры вступят в силу 4 ноября и затронут энергетическую отрасль страны. В Вашингтоне также заявляли, что нацелены «до нуля» сократить доходы Тегерана от продажи нефти. Сразу поясним, что собственно такая позиция КНР была в общем-то объективно понятна сразу же после того, как США заявили о своем выходе из СВПД.  Китай продолжит импортировать нефть из Ирана, несмотря на обострение отношений между Вашингтоном с Тегераном и усиление в отношении последнего санкционного давления со стороны Соединенных Штатов. Об этом заявил в четверг 17 мая на регулярном брифинге официальный представитель МИД КНР Лу Кан. «Китай поддерживает с Ираном регулярные торгово-экономические контакты, в том числе это касается сферы, о которой вы говорите [поставки нефти], — отметил дипломат, отвечая на вопрос российских журналистов. — КНР продолжит взаимодействие с Ираном в этом направлении, соблюдая возложенные на него международные обязательства». При этом возможности санкций против китайских компаний  и вообще бизнеса у США в значительной степени серьезно лимитированы. Прежде всего по причине самой серьезной экономической взаимозавязанности между США и КНР. И если китайцы в силу своей системы практически государственного контроля над бизнесом смогут взять паузу и пережить такой катаклизм за счет внутренних резервов, то вот администрация Д.Трампа вряд ли.   Нынешний всплеск торговой войны между этим странами в принципе это доказывает, поскольку введение китайцами ответных пошлин на продукцию сельского хозяйства США уже начинает создавать серьезные электоральные риски для американской администрации. Если совсем схематично, то американцы не смогут накладывать бесконечно санкции на китайский бизнес просто как в силу собственных серьезных экономических рисков, так и по причине того, что такие шаги снова способны самым серьезным образом обострить отношения Вашингтона с его европейскими партнерами, которые самым серьезным образом завязаны на китайский рынок. Выдавливание европейского бизнеса с иранского рынка ЕС еще может быть и переживет, но вот рестрикции за свои контакты с китайским бизнесом точно вызовет очень жесткую негативную реакцию. И это простая арифметика — объем торговли той же ФРГ с КНР на сегодня превышает объем торговли с США. Это основной момент, когда мы говорим о том, что в настоящее время определяет политику того или иного государства — экономические или политические резоны. И в качестве преимущества последнего фактора некоторые политологи указывают на введение санкций под давлением своих правительств против России или нынешний уход европейцев с иранского рынка. Но в данном случае забывается главный момент — Россия и Иран никогда не были главными торговыми партнерами ЕС. Таковыми для ЕС были США и чуть позднее КНР. Ровно этим фактором и определялась в том числе так называемая «атлантическая солидарность». Теперь же с учетом того, что американцы вознамерились воевать в торговом плане со всеми сразу и без исключений, все эти мотивы для Брюсселя сильно ослабевают. И в данном случае США не спасут никакие проамериканские европейские политики, тем более, что их значительная часть ориентируется на демократов, которые являются заклятыми антагонистами Трампа и сделают все возможное для того, чтобы максимально дискредитировать его политику в глазах тех же европейцев. В этой связи в случае каких-то серьезных санкций против китайских компаний американцы фактически объявляют войну европейским компаниям, которые ведут с ними бизнес. В этой ситуации можно только гадать, что предпочтут делать европейцы: либо ждать развития этой ситуации с китайскими компаниями, и уже тогда открыто оппонировать американцам уже на серьезном экономическом  уровне, а не только на уровне деклараций. Либо в ноябре уже открыто идти на конфликт с США, имея ввиду тот факт, что Пекин, Москва и ряд азиатских стран будут продолжать свои трейдерские сделки с иранской нефтью. При этом собственно каких-то надежд Брюссель на исключение из правил для своих компаний в связи с иранским рынком уже не питает.  США отклонили все просьбы Франции, Германии и Великобритании о снятии ограничений на торговлю их компаний с Ираном. Об этом сообщило во вторник агентство Франс Пресс со ссылкой на источник во французском Министерстве экономики и финансов. В начале июня главы МИД и министерств экономики трех стран направили обращение госсекретарю США Майклу Помпео и американскому министру финансов Стивену Мнучину с просьбой отказаться от санкций против компаний Франции, Германии и Великобритании в Иране. По словам источника, Вашингтон «не согласился ни с одной из просьб, которые были сформулированы в письме».

В этой связи главным остается вопрос о том, сможет ли Вашингтон реально обнулить весь объем экспорта иранских углеводородов и соответственно заменить его мировом рынке за счет иных игроков. Касаясь второго момента, мы уже сообщали о том, что возможности в этом ключе Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта лимитируются техническими и логистическими возможностями. Как и американских сланцевиков. Помимо этих причин существует еще и закономерные опасения такими своим действиями обвалить рынок нефтяных цен и тем самым похоронить все позитивные итоги сделки ОПЕК+. И рискнем предположить, что несмотря не весь свой ярый антагонизм к Тегерану, в конечном счете для Эр-Рияда станет главным мотив сохранения своего бездефицитного бюджета. Что же касается темы абсолютного прекращения нефтяного экспорта Ирана, то эта опция пока находится в области теории. Даже после введения всех санкций в ноябре, по оценкам экспертов, объем иранского нефтяного экспорта сократится вдвое и составит чуть больше 1 млн баррелей в сутки. И последние неутешительные выводы американских экспертов о перспективах ухода Китая с иранского рынка (а также добавим — скорее всего Индии, Пакистана, Малайзии)  эти оценки подтверждают. В значительно меньшей степени иранский экспорт будет поддерживать и Россия. Прежде всего в рамках существующей программы «нефть в обмен на товары». В марте этого года министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане заявил, что объемы поставок нефти в Россию по программе «нефть в обмен на товары» составляют 3 млн баррелей в месяц.  «Поставки нефти в Россию уже осуществляются по программе «нефть в обмен на товары». Ежемесячный объем экспорта нефти из Ирана в РФ составляет 3 млн. баррелей», — приводит агентство слова министра. Он отметил, что расчеты в рамках данной программы производятся в евро. Иран и Россия в мае 2017 года договорились начать поставки нефти по программе, созданной еще в 2014 году, когда против Ирана действовали санкции. Объем сделки обозначили в 100 тыс. баррелей в сутки. Как пояснил ранее глава российского Минэнерго Александр Новак, «нефть в обмен на товары» — это механизм развития торгового оборота между двумя странами, так как выручка от реализации нефти в основном идет на покупку российских товаров и услуг. По словам Новака, нефть в основном будет направляться на переработку в те страны, которые эту нефть покупают. Оператором сделки выступает ФГУП «Промсырьеимпорт». Россия продолжает интересоваться сделкой «нефть в обмен на товары» с Ираном, несмотря на заявления США о возможности наложить санкции на страны, покупающие иранскую нефть. Об этом журналистам сказал министр энергетики РФ Александр Новак 15 июля.»Мы заинтересованы в том, чтобы Иран имел возможность покупать российские товары, работы и услуги, чтобы увеличить торгово-экономический оборот и развивать отношения», — сказал он, отвечая на вопрос будет ли Россия отказываться от сделки из-за заявления США. Он пояснил, что программа «нефть в обмен на товар» не подразумевает прямой покупки Россией нефти у Ирана. «Идет покупка не Россией и не российскими предприятиям», — добавил он. Отметим в этой связи осень аккуратную позицию российского Минэнерго, что свидетельствует о том, что Москва взвешивает все риски для своего углеводородного сектора в этой связи. И рискнем предположить, что слишком усердствовать в этом направлении для поддержки национальных интересов Ирана не будет. Как мы и сообщали ранее (пусть и цинично), но развал СВПД и попытки США убрать иранскую нефть с рынка выгодны для российских долгосрочных экономических и национальных интересов. Вкупе с кризисом в Венесуэле и сложной ситуации в Ливии этот факт дает Москве перспективу сохранения устойчивого спроса на свое основное экспортное сырье. И сам распад СВПД автоматически толкает Тегеран в более плотную орбиту влияния  Москвы и гарантирует сохранение регионального альянса между РФ и Ираном, как минимум, на среднесрочную перспективу.

62.85MB | MySQL:102 | 0,700sec