О влиянии водного кризиса на политическую и экономическую ситуацию в Ираке

Жители южных провинций Ирака, протестующие против безработицы и низкого уровня жизни, выдвинули ультиматум правительству и дали на его выполнение 72 часа. Об этом сообщил в среду новостной портал «Шафак ньюс». По его данным, перечень из 12 пунктов лидеры демонстрантов передали духовному лидеру мусульман-шиитов аятолле Али ас-Систани. Согласно документу, кабинет министров должен «упразднить провинциальные советы, антикоррупционный комитет и все филиалы в стране, сократить на четверть число депутатов в парламенте». В списке обязательных условий для прекращения протестов числится «лишение депутатов и министров, их замов и других чиновников, как действующих, так и ушедших в отставку, пенсионных выплат и бонусов». Кроме того, члены кабинета должны «санкционировать создание народных судов, куда войдут представители народа и религиозных лидеров, для рассмотрения дел коррупционеров». Также правительство «обязано обеспечить справедливое распределение доходов от продажи нефти». Стихийные демонстрации, начавшиеся в Басре, за минувшие дни прошли в крупных городах южных провинций Ирака: Ди-Каре, Майсане, Эн-Наджафе, Кербеле, Бабиле, Эль-Мутанне. Недовольные условиями жизни иракцы требуют от властей решить вопрос с безработицей и обеспечить базовыми нуждами: водой и электричеством. В ряде случаев мирные акции выливались в беспорядки, жертвами стали восемь человек, пострадали свыше 300. По данным властей, в настоящий момент манифестации носят исключительно мирный характер. В ответ на требования премьер-министр Хейдар аль-Абади уже распорядился выделить 3 млрд долларов, а также принял комплекс мер по урегулированию водного и энергетического кризиса. При этом отметим, что массовые протесты в шиитских регионах, которые начинались исключительно под предлогом экономических сложностей, плавно перерастают в чисто политическое русло. И такое положение дел совершенно естественным образом совпадает по времени с началом процедуры пересчета голосов в ряде провинций, что может привести в конечном счете к изменению расстановки сил тех же шиитских партий в новом парламенте. Если мы проанализируем новые ультимативные требования протестующих, то отметим, что они носят уже совершенно четкий политический подтекст, что безусловно указывает на то,  что в шиитской элите ожесточается внутренняя борьба. И в данном случае уже традиционные  сезонные сложности с водоснабжением и дефицита электроэнергии используются именно в интересах этой         внутриполитической борьбы.

В этой связи ряд экспертов отмечает, что в течение всего летнего сезона  Ирак будет испытывать нехватку воды, что приведет к сокращению сельскохозяйственного производства и повышению рисков  социальных беспорядков в южной части страны. Политический тупик в Багдаде в рамках попытки выстроить дееспособную парламентскую коалицию будет препятствовать прогрессу в вопросе эффективного управления водными ресурсами, в то время как борьба за воду на провинциальном уровне будет влиять на расстановку сил на федеральном уровне. При этом Турция будет сосредоточена на сохранении и продвижении своих планов в рамках собственной водной стратегии со слабым учетом интересов Багдада  в формате игнорирования его требований по  внесению каких-либо существенных изменений в совместное  водопользование». В этой связи американские эксперты сходятся во мнении, что нынешний водный кризис в Ираке еще раз продемонстрировал более слабые политические позиции Багдада по отношению к Турции и Ирану в рамках явно стагнирующей экономики. Будущее водоснабжения Ирака выглядит мрачным. Традиционные проблемы водной и ирригационной инфраструктуры  усугубляются острой засухой и неопределенностью по вопросу формирования нового правительства. Это может привести, по оценкам американских экспертов, к полномасштабному политическому  и экономическому кризису. Дефицит воды в данном случае лишь стал спусковым крючком в рамках обнажения всех структурных экономических проблем, прежде всего таких, как высокий уровень безработицы и недостаток водных и энергетических ресурсов, что вызвало массовые протесты на юге Ирака. Запреты со стороны федеральных властей в Багдаде на посевы сельскохозяйственных культур в ряде районов на юге под предлогом нехватки воды  и предстоящее заполнение водохранилища в Турции будут усугублять это патовое положение, и некоторое облегчение для власти наступит только после окончания летнего сезона. Но это совершенно не означает, что такой кризис не  повторится  на следующий год. При этом нынешняя засуха уже сейчас вынуждает значительную часть сельского населения покидать свои места традиционного проживания и перебираться в города. И соответственно создавать там критическую массу социального недовольства. Учитывая сохраняющиеся проблемы в области безопасности и политическую нестабильность, Ирак не сможет самостоятельно решить нынешний водный кризис, а его соседи в лице прежде всего Турции постараются использовать этот момент в своих интересах. В связи с последним выводом надо напомнить, что, несмотря на то, что Ирак находится в колыбели цивилизации между реками Тигр и Евфрат, он является страной с ограниченными водными ресурсами. Ровно по той причине, что  почти две трети его поверхностных вод берут начало за пределами его границ, что делает Ирак уязвимым для действий соседних с  ним Турции и Ирана с точки зрения реализации их ирригационных проектов.   На сегодня между этими странами отсутствует какой-либо фундаментальный договор в отношении  совместного использования водных ресурсов. Все отношения в этой области эти три страны сейчас пытаются регулировать с помощью многочисленных  неофициальных или двусторонних соглашений. Если взять все эти формы договоренности вкупе, то по итогу Ирак вроде бы должен получать ежегодно 9 млрд куб. м воды из Тигра и Евфрата. Но это обстоятельство, которое не имеет какого-то вразумительного международно-легитимного обоснования, сейчас начинает конфликтовать с агрессивной политикой Турции  в области ирригации и водной энергетики, которую Анкара осуществляет без всякой оглядки на реакцию основных международных игроков.  В течение последнего полувека Турция активно работала над проектами водной энергетики в верховьях Тигра и Евфрата, строя плотины и гидроэлектростанции, несмотря на международную обструкцию таким проектам.   Правда, весьма условную.  Последний по времени из этих проектов, плотина Илису, будет иметь потенциал для производства около 2 процентов электроэнергии в Турции по завершении строительства, и его водохранилище будет содержать 11 млрд куб. м воды, что составляет примерно половину ежегодного водосброса реки Тигр из Турции в Ирак. Обеспокоенность в связи с воздействием плотины на окружающую среду и  археологические памятники неоднократно приводила к задержкам в строительстве за последние два десятилетия. Тем не менее, в прошлом месяце проект достиг критической стадии развития. Единственное, что остановило правительство Турции (хотя и временно) от продвижения вперед, чтобы заполнить водохранилище плотины, на самом деле, был протест из Ирака по поводу количества воды, которое Анкара могла бы удержать от перетока вниз по течению в самую засушливую часть года. Но с наступлением осенне-зимнего сезона эксперты ожидают завершение этого проекта, что приведет автоматически к сокращению  водосброса в иракские южные провинции. При этом такое положение делает  Багдад фактическим заложником Анкары, которая за счет регулирования водосброса сможет фактически регулировать степень социального напряжения в шиитских провинциях Ирака. Такое положение дел автоматически вызывает стремление сельскохозяйственного населения искать альтернативные источники воды путем бурения артезианских скважин, что уже привело в результате чрезмерного употребления и загрязнения к истощению водных пластов,  образованию искусственных солончаков и падению качества грунтовых вод. В результате доступ к грунтовым водам становится все более сложным и дорогостоящим. Годы нерационального управления и ухудшения состояния инфраструктуры еще больше способствовали ухудшению качества и доступности воды по всей стране. Кроме того, южная часть страны переживает многолетнюю засуху, что вынуждает правительство запретить посадку нескольких летних культур, в том числе янтарного риса, хлопка и бобов-маш. А это, в последнем случае, является основой пищевого рациона местного населения.  Это не первый случай, когда Багдад ограничил посадку из-за засухи, и, вероятно, он не будет последним.

Ограничения, связанные с засухой, усугубляют социальную и политическую нагрузку на правительство в Ираке. Экономика страны, основой которой является экспорт углеводородов, находится в тяжелом положении в силу волатильности мировых цен и внутренних катаклизмов, которые связаны с курдским сепаратизмом и суннитским восстанием. Как следствие, по данным Всемирного банка, за последнее десятилетие увеличилось число иракцев, живущих за чертой бедности,  в то время как темпы миграции населения внутри страны усилились, что связано в основном с возникновением «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Нынешние ожесточенные протесты по поводу непоследовательного предоставления основных социальных услуг в большинстве шиитских южных районов, включая Басру, третью по численности населения провинцию Ирака, где добывается львиная доля иракской нефти и природного газа, стали фактически кульминацией этих структурных проблем. До сих пор реакция правительства на эти вызовы была фрагментарной и тусклой.

По оценкам американских экспертов, в случае продолжения этих протестов, они безусловно усугубят политическую напряженность на федеральном уровне. Шииты Ирака, как доминирующая религиозная группа страны, сегодня обладают значительной политической властью в стране, но при этом фрагментированы внутриусобной борьбой. В результате высшие шиитские лидеры, включая Муктаду ас-Садра, в настоящее время больше озабочены внутренней борьбой в рамках получения постов в будущем кабинете министров, а не формированием   реально эффективного правительства, не говоря уже о проведении продуктивной политики по минимизации негативного воздействия экономических проблем. Нынешние беспорядки на юге Ирака будут лишь способствовать усилению междоусобиц между шиитскими политиками в Багдаде, учитывая споры между различными южными шиитскими провинциями: каждая шиитская сила опирается на электорат в разных провинциях. В то время как лидеры шиитов в Майсане, например, настаивают на том, что их единоверцы в соседней провинции Васит берут больше воды из Тигра, чем этой провинции полагается, чиновники в Мутанне, Ди-Каре и Кадисии требуют более жестких квот друг от друга на использование воды из Евфрата. И каждая из провинций возлагает большую часть вины за нехватку воды непосредственно на федеральное правительство.

Спустя два месяца после парламентских выборов в мае иракское правительство  не в состоянии эффективно реагировать на эти вызовы. Причина — неопределенность в распределении тех или иных министерских постов между различными шиитскими фракциями. Обвинения в фальсификации результатов голосования привели к ручному пересчету бюллетеней, который может занять несколько недель. Кроме того, результаты пересчета могут изменить распределение власти между политическими коалициями страны.  Эти факторы еще больше замедлят процесс создания коалиции и не позволят выработать согласованную политику, особенно в отношении сложного вопроса международного управления водными ресурсами. По мере того, как политический переходный процесс в Багдаде затягивается, политический паралич и недавние предвыборные обещания новых правительственных чиновников будут подталкивать представителей шиитского населения к выдвижению все новых требований в рамках предоставления им социальных услуг. По оценке экспертов, эти протесты не достигнут своих целей. Не имея в своем распоряжении простого решения, федеральное правительство попытается переложить вину на местных лидеров и страны, расположенные выше по течению Тигра и Евфрата,  что сделает вопрос повторения таких сезонных  общественных беспорядков фактически однозначным.

62.85MB | MySQL:102 | 0,544sec