Об экспорте нефти из Иракского Курдистана

Члены комитета по промышленности и энергетике парламента Иракского Курдистана пришли к выводу, что финансовая выручка от экспорта нефти из региона в соседние страны, осуществляемого посредством наливного транспорта составляет около одного 1 млрд 67 млн долларов США в год. Согласно данным, обнародованным представителем комитета, Рузой Махмудом, правительство Иракского Курдистана ежедневно отправляет на экспорт не менее двух тысяч автоцистерн с сырой нефтью, добываемой как на местных месторождениях, так и на тех, что расположены в спорных районах. Как выясняется, не все они до сих пор подведомственны Северной нефтяной компании Ирака, во всяком случае, на деле, часть нефти из них свободно добывается в интересах Эрбиля.

Данные об этих поставках появились в региональном еженедельнике «Асанс» и были переопубликованы на портале «Ас Сабах аль-Джадид». Их них следует, что примерно тысяча цистерн нефти каждый день продается в Иран, и порядка тысячи двухсот – в Турцию. 650 наливников вывозят нефть с месторождений провинции Эрбиль, около 300 цистерн загружаются нефтью из провинции Дахук, примерно сто пятьдесят машин наполняются нефтью из спорных районов, расположенных на границе с провинцией Мосул. Оставшиеся автоцистерны заправляются нефтью в Сулеймании и отправляются в Иран.

Независимые экспортные поставки нефти из Иракского Курдистана были начаты 11 лет тому назад, после принятия в 2007 году депутатами иракского парламента Закона о нефти и газе, после чего, соответствующий местный закон был проведен через парламент региона. В итоге, между федеральным и региональными центрами началось долгое противостояние, вылившееся, в конце концов, в прекращение финансирования Иракского Курдистана из федерального бюджета. Это произошло вследствие отказа местных властей передать всю добытую в Курдистане нефть в распоряжение государственного трейдера, компании SОМО (State Oil Marketing Company»). За что, в соответствии с конституцией, Эрбиль получал бы финансы на все свои текущие нужды на оговоренную долю (17%) от федерального бюджета Ирака. Правительство региона никогда не было расположено к этой идее и, в итоге, предпочло экспортировать нефть самостоятельно, время от времени, не забывая требовать от Багдада перечислений для своих бюджетников. К 2014 году вся эта схема окончательно превратилась в одну сплошную коррупционную составляющую, где самым тесным образом переплелись интересы курдской и багдадской нефтяной и финансовой бюрократий, а так же ряда политиков, представляющих обе стороны.

Председатель комитета по промышленности и энергетике, доктор Ширко Джовид полагает, что у парламента нет всей полноты картины, какая, кому именно и каким образом нефть поставляется в рамках существующей системы поставок. Причем, решительно невозможно выяснить точные значения экспортных поставок ни по земле, ни посредством трубопроводов. «Нефтяное досье Курдистана, — считает парламентарий, представляет собой один из самых закрытых документов, содержащих многие скандальные подробности и приватные данные, некоторые из них могут оказаться опасными для тех, кто попытается с ними ознакомиться».

«Мы лишь предполагаем, — продолжает Ш.Джовид, — что часть доходов от нефти идет на нужды политических партий, действующих в регионе, часть используется на выплаты нефтяным операторам и контракторам, а также на выплату обязательств по кредитам правительства». Большая часть этих средств находится в «серой зоне», особенно та, что касается официальных и неофициальных расчетов с нефтяными компаниями. Что касается коррупционных аспектов этого досье, то они не нуждаются в каких-либо дополнительных упоминаниях, здесь, как говорится нет необходимости далеко ходить за примерами. Почти все из них, предоставляя ежегодные отчеты о своей деятельности, обставляют дело таким образом, что разобраться в них не могут ни аудиторы из Министерства нефти Ирака, ни привлекаемые из за рубежа специалисты.

«Министерство природных ресурсов региона не идет на контакт с парламентариями и старается всеми силами избегать любых комментариев на эту тему. Можно сказать, что между правительством и депутатами парламента по вопросу нефтяного досье существует непреодолимая пропасть», — заключает председатель комитета.

В Иракском Курдистане имеется 57 нефтяных месторождений, на каждом из которых оборудовано от шести до пятнадцати скважин. 15 месторождений расположены в районе Кармьян, в провинции Сулеймания действует 19 нефтяных полей и еще 23 находятся на территории провинции Эрбиль. По некоторым данным, имеющимся у курдских депутатов, правительство региона продает нефть с дисконтом не менее 18 долларов на барреле от среднемировых цен. К допуску к данным по нефтяному экспорту в Иракском Курдистане допущены лишь министр природных ресурсов и Высший совет по энергетике, всем остальным в этом отказано «по соображениям национальной безопасности».

Стоимость барреля «белой» легкой нефти на внутреннем рынке региона достигает 130 тысяч динар, повсеместно ощущается нехватка керосина, дизельного топлива, а недавние драматические изменения, связанные с крахом идеи сепаратного отделения Иракского Курдистана от остального Ирака, не привели к улучшению ситуации с нефтяным экспортом в плане ее прозрачности и доступности для общественного контроля. Курдский нефтяной экспорт по-прежнему остается своеобразной «черной дырой» о масштабах которой некоторое представление дает автопарк курдских функционеров, пребывающих по делам в Багдад.

52.18MB | MySQL:103 | 0,479sec