Ирак: о первых итогах деятельности властей по стабилизации положения в Басре

17 июля правительство Ирака сообщило, что срочно созданные профильные технические комитеты начнут «тесно сотрудничать с кувейтской стороной по вопросу опреснения воды для Басры», кроме того, благодаря авральным мерам, удалось, правда, далеко не везде обеспечить подачу электроэнергии на 16-20 часов в сутки. Заявления представителей МВД опровергают сообщения о репрессиях в отношении населения и свидетельствуют лишь об «ограниченном применении насилия в отношении тех протестующих, которые нападали на государственные учреждения и допускали избиение сотрудников сил безопасности».

Сразу оговоримся, что по данным независимых источников, пока что, все попытки технического решения проблем не привели к ощутимым результатам, что и понятно. Невозможно за неделю наладить то, на что десятилетиями не обращалось ни малейшего внимания. Сами по себе колонны со строительной техникой, бухтами кабеля и буровыми установками ничего не изменят, и весь прогресс, на сегодня, сводится к завозу передвижных дизель-генераторов большой мощности, которые распределяются по самым «горячим» точкам. Со всем остальным дело обстоит неважно, особенно с водой, что и объясняет обращение за помощью к Кувейту. Последний, кстати, усилил меры безопасности на границе с Ираком, развернув десятки дополнительных мобильных наблюдательных пунктов и патрулей, поскольку перспектива столкнуться с наплывом потенциальных беженцев в эмират, никого, разумеется, не вдохновляет.

Представитель иракского правительства Саад аль-Хадиси объявил, что «Кувейт продемонстрировал свою готовность встать с Ираком, чтобы сдержать кризис, вызванный демонстрациями».

С.аль-Хадиси сказал в своем заявлении порталу «Ас-Сабах аль-Джадид», что «Кувейт может помочь Ираку по вопросам обеспечения бытовых услуг и предоставить возможности на процедурных и технических уровнях для удовлетворения требований демонстрантов, обеспечения их многим необходимым и повышения уровня жизни всех иракцев».

Он отметил, что «компетентные технические комитеты между двумя странами начнут свою работу в ближайшее время, чтобы обеспечить процесс опреснения воды для питья, учитывая опыт Кувейта в этом отношении».

С.аль-Хадиси сослался на «ряд решений, принятых правительством для удовлетворения большинства требований демонстрантов и обеспечения более высокого уровня коммунальных услуг».

Речь, по всей видимости идет о организации поставок пресной питьевой и технической воды с территории эмирата наливным транспортом, либо за счет развертывания полевого водопровода, поскольку ничем другим Кувейт в этом вопросе помочь не сможет. Эмират обеспечивает большинство потребностей в воде за счет стационарных заводов — опреснителей морской воды, самый скромный из них по производительности представляет собой сложный инженерный комплекс, на возведение которого требуются месяцы, а главное, он нуждается в большом количестве…электроэнергии, которой, как мы помним, в Басре нет, точно также как и воды. Поэтому, скорее всего, Кувейт направит запасы воды автотранспортом, и это будет обычная бутилированная вода, возможно, поделится с иракской провинцией электричеством и это самое быстрое, из того что можно сделать в сложившихся обстоятельствах.

Среди прочих мер по улучшению социально-экономической обстановки в Басре, представитель правительства упомянул «увеличение ассигнований в области питьевой воды и демонтаж «узких мест» в линиях передачи электроэнергии, увеличения количества часов пользования гражданами электроэнергией и обеспечение качественных и диверсифицированных медицинских услуг.

С.аль-Хадиси отрицал, что «мирные демонстранты подверглись нападению со стороны сил безопасности». Он сказал, что «ответ в первых двух случаях был сделан, когда предпринимались попытки сознательно ворваться в общественные здания с намерением контролировать их и нарушить их работу. Это не допускается конституцией.  В другом эпизоде правоохранительные органы были вынуждены защищаться от угрозы вооруженного нападения». Это слабо корреспондируется с сообщениями с мест, свидетельствующими о десятках случаев применения полицией и прибывшими на усиление частями по борьбе с терроризмом и беспорядками, спецсредств и огнестрельного оружия. Косвенным подтверждением сохраняющейся напряженной обстановки на юге Ирака является продолжение Министерством связи практики ограничений на передачу данных в социальных сетях и т.н. «мессенджерах», вроде What’s Up и Viber. Блокируются и иракские хосты для сервиса Telegram.

Среди прочих деталей, С.аль-Хадиси отметил, что федеральное правительство изначально выделило Басре «достаточное количество электроэнергии, но та превысила свою квоту из-за высоких температур и влажности летом». Странное заявление, если учесть, что схожая ситуация уже была в провинции в прошлом году, и аналогия с действиями российских коммунальных служб, для которых приход зимы каждый раз является полной неожиданностью, весьма уместна в отношении иракских энергетиков, по всей видимости, забывающих, что в Ираке в июле и в августе не просто жарко, а по образному местному выражению «гвозди горят в двери». Либо, что-то не так с этой самой квотой.

Как бы там ни было, добавляет чиновник, «предпринимаются усилия, чтобы дать провинции больше часов потребления электроэнергии, поскольку все, что производится там, идет на местное потребление, предпринимаются попытки восстановить иранскую линию, которая может обеспечить дополнительные 400 мегаватт энергии».

Таким образом, резюмируя действия центра, мы можем предположить, что достигнут некоторый прогресс в деле обеспечения провинция Басра электричеством, и в ближайшем будущем, несколько улучшится положение дел с пресной водой. По крайней мере, питьевой. При этом местных ресурсов не хватает, все, что направляется на юг из ресурсов еде предстоит освоить и задействовать, на это понадобятся дни и недели. Приходится обращаться к соседям, что, разумеется, не способствует имиджу состоятельности и компетентности иракского государства, тем более, что отношения и с Ираном, и с Кувейтом, как раз, главным образом, на территориях провинции Басра, были, мягко говоря, непростыми, и не раз становились ареной ожесточенных военных столкновений с применением всех средств вооруженной борьбы.

Местные власти, под угрозой поголовного увольнения, тоже не сидят сложив руки и пытаются доказать свою полезность. Член провинциального парламента, Али аль-Фарис аль-Шаддади поведал журналистам, «что местная администрация провела ряд с активистами и представителями общин и племен и обсудила первоочередные проблемы».

«Наиболее заметной из тем, стал предмет занятости местного населения и инвестиций, где было решено предоставить 10 000 рабочих вакансий и направлять в муниципальные органы все необходимые сведения, чтобы получать заявки безработных без исключения и распределять их сообразно их специальностям и профессиональной подготовке».

И, наконец, не остались в стороне и иракские силовики. Командование совместных операций во вторник, распространило коммюнике в котором говорится о том, что усилиями МВД и Федеральной полиции «была пресечена деятельность тех, кто «вмешивается в безопасность и государственные учреждения», отметив при этом свою полную приверженность всех силовых структур директивам премьер-министра Ирака, доктора Хайдера аль-Абади.

Пресс-секретарь начальника бригады быстрого реагирования, Яхья Расул заявил на пресс-конференции, состоявшейся в Багдаде, что «есть некоторые из тех, кто участвует в мирных демонстрациях, и предпринимает усилия на изменение курса демонстраций на путь не мирного противостояния».

«Вместе с тем, есть и демонстранты, прислушивающиеся к рекомендациям сил безопасности», — сказал он, добавив, что «подразделения ОМОН развертываются по всей стране и готовы противостоять терроризму».

Яхья Расул похвалил «роль средств массовой информации и ее авторитет в передаче правды», указывая одновременно на то, что у силовиков «есть расширенные возможности для влияния на поведение демонстрантов, и они не будут терпеть тех, кто нарушает общественную безопасность и мешает деятельности государственных институтов».

Я.Расул подчеркнул, «полную приверженность директивам главнокомандующего вооруженными силами приказавшего разумно общаться с демонстрантами и не стрелять по ним боевыми патронами».

Он добавил, что «директивы включали в себя неприменение огнестрельного оружия по демонстрантами», отметив, что «число жертв среди сил безопасности на демонстрациях составило 262 случая среди офицеров, сержантского состава и рядовых, из которых 6 человек находятся в критическом состоянии и 30 человек по-прежнему получают лечение в больницах».

Выход из строя за менее чем пару недель, почти батальона полицейских, по численности, примечательна сама по себе. Обстановка в Басре и в ряде других провинций Ирака продолжает оставаться напряженной. На пятницу намечено проведение акций протеста в иракской столице.

52.2MB | MySQL:103 | 0,487sec