О законе об «особом статусе» высших офицеров ВС АРЕ

В начале июля 2018 года парламент Египта принял закон, согласно которому отдельным высшим офицерам Вооруженных сил АРЕ может быть предоставлен так называемый «особый статус». Закон был одобрен подавляющим большинством депутатов парламента (из 596 депутатов только 8 проголосовали против)[i] и вступит в силу после его подписания президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси.

Новая норма будет предусматривать, что, «по представлению президента республики, отдельные высшие офицеры Вооруженных сил АРЕ могут быть наделены особым статусом как внутри страны, так и за ее пределами». Глава государства вправе определить высшему офицеру бессрочную воинскую службу, но в то же время он (офицер, подпадающий под действие нового закона) «может занимать государственные должности, например, министра, или быть привлечен для работы по дипломатической линии за рубежом»[ii]. Это, ко всему прочему, обеспечивает защиту широких экономических интересов египетской армии. Небезынтересно, что несколькими днями ранее в Каире также  был утвержден проект закона, увеличивающий пенсии военных на 15%.

В законе об «особом статусе» высших офицеров ВС АРЕ говорится также, что в отношении отдельных высших чинов египетской армии «не разрешается инициировать никакое судебное расследование или предпринимать иные судебные действия, а только по решению по данному поводу Высшего совета Вооруженных сил Египта». В принятом парламентом акте также не оговаривается, на высших офицеров каких званий распространяется объявленный «особый статус». Как пояснил представитель парламентской комиссии по обороне и безопасности, «определение рангов и званий офицеров, к которым может применяться особый статус, будет определяться лично президентом Египта»[iii].

Что характерно, этот закон был принят в канун годовщины «революции 30 июля», или же «военного переворота», как его до сих пор называют многие западные СМИ, в результате которого был свергнут избранный президент и сторонник «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси, а к власти пришла египетская армия во главе с министром обороны А.Ф.ас-Сиси как «исполнителя воли египетского народа». Этот закон вызвал неоднозначную  реакцию в египетском обществе. Официальные СМИ, разумеется, поддержали его, превознося эту новую норму как «выражающую благодарность за верную службу Родине египетским военным», и считая его достойной наградой или «поощрением» их патриотизма[iv]. Именно под тем лозунгом, что «мы должны быть благодарны египетской армии и ас-Сиси в частности за то, что избавил нас от «Братьев-мусульман» и вывел Египет из политического кризиса», газеты позитивно характеризуют новый законопроект.   Но те, кто до сих пор являются сторонниками Мурси, просто считают, что военная элита откровенно «выгораживает» тех, кто должен был быть привлечен к ответственности за кровавые события, которые последовали сразу же после отстранения «Братьев-мусульман» от власти. По словам одного из депутатов египетского парламента, Хайсама аль-Харири, проголосовавшего против нового законопроекта, «этот закон обеспечит полную безопасность и неприкосновенность тем высшим военным офицерам, которые несут прямую ответственность за то, что происходило в Египте в период с 2012 по 2013 годы»[v] (имеются в виду подавление протестов против военного переворота и отстранения М.Мурси от власти и множество арестов, кровавых столкновений между армией и сторонниками «Братьев-мусульман» и преследования последних). В  «Ю-Тьюбе» (YouTube) под  видео о новом законопроекте множество комментариев, свидетельствующих о недовольстве им многих простых египтян. Так, например, пишут, что «ас-Сиси как кукловод для парламента, он дергает за веревочки, а они послушно соглашаются». С негодованием отмечают, что, «и вот, египетский народ опять же должен, как всегда, смолчать и все послушно проглотить»[vi].

Вообще, в стране престиж и влияние военных очень высоки[vii]. Они пользуются рядом неоспоримых преимуществ и льгот, например, для высших офицеров ВС АРЕ строятся специальные жилые комплексы, существуют спортивные клубы и дома отдыха, которые для них предоставляют весь спектр услуг со скидкой 50% и более.  Бизнес армейской элиты, который годами выстраивался в ее интересах, также хорошо защищен и, кстати, освобожден от налогов.  [viii]. В руках военных находятся важные промышленные предприятия, причем не только те, которые обеспечивают потребности армии, но и те, кто работает на продажу товаров гражданскому населению[ix]. Армейская бизнес-империя включает в себя производство потребительских товаров, продуктов, минеральной воды, строительство, горно-рудные работы, возведение инфраструктурных объектов, туризм и мелиорацию. Многие бизнесмены жалуются, что А.Ф.ас-Сиси предоставляет армии слишком большие экономические привилегии, вытесняя частные предприятия в ущерб развитию египетской экономики. Армейские казармы являются своего рода «инвестиционными предприятиями», но сведения о финансах военной элиты считаются сверхсекретными, и верховное руководство Египта делает все возможное, чтобы такая информация никогда не всплыла на поверхность. Согласно приблизительным  оценкам аналитиков, сектора экономики, контролируемые армией, составляют от 8% до 50% ВВП (по мнению автора, эти цифры сейчас уже выше). Но поскольку все счета, принадлежащие армии, засекречены, точно оценить объем активов Вооруженных сил АРЕ практически невозможно.

С приходом же к власти Абдель Фаттаха ас-Сиси, влияние военных достигло небывалого уровня. Достаточно вспомнить, что, придя к власти, он обратился именно к армии за помощью в решении экономических проблем. Это ей было поручено расширить Суэцкий канал, что стало одним из крупнейших проектов современного Египта. Также президент позволил военным вытеснить гражданские предприятия, которые должны были освоить земельные участки вдоль канала и построить там промышленную и портовую зоны. Вместо них контракты получили военные, и, хотя запланированные зоны пока так и не построены, правительство постоянно утверждает, что пытается ускорить реализацию проекта. Руководит им теперь, как и администрацией Суэцкого канала, адмирал Мохаб Мамиш[x]. Правительство А.Ф.ас-Сиси также изменило регулирование отраслей, чтобы армии было легче вести бизнес. Оно расширило возможности военных заключать сделки с недвижимостью и позволило им создавать фармацевтические компании. Когда в 2016 году из-за валютного кризиса в Египте возник дефицит сахара и других продуктов питания, армия начала продавать его по сниженным ценам прямо с грузовиков. Военные поставляли детское питание со скидками через аптеки и представили это как победу над частными «жадными монополиями и компаниями, работающими в молочной отрасли»[xi]. Но заметнее всего власть военных над экономикой АРЕ видна на примере многочисленных государственных строительных проектов. По словам экспертов, новые регулирующие нормы позволили связанным с военными подрядчикам фактически монополизировать эти проекты[xii]. Ярким примером является «Новый Каир», то есть строительство новой столицы в пустыне в восточной части страны. Все подрядчики там контролируются армией. Египетский миллиардер Нагиб Савирис, которому пришлось отказаться от некоторых проектов в Египте из-за государственного вмешательства, заметил, что «военные (в АРЕ –авт.) могут заблокировать любой проект и имеют собственные компании. Это нехорошая ситуация»[xiii]. Иными словами, египетскую армию можно охарактеризовать как некое «государство», действующее внутри еще одного государства[xiv].

Закон об «особом статусе» египетских военных – это еще одна гарантия их «безграничных» возможностей. Египетские военные сохраняют огромные льготы и привилегии в экономической сфере, определенные преимущества при распределении бюджетных средств, а также должностей в государственном аппарате (например, большинство губернаторов в Египте – это отставные военные), и в то же время сохраняют свою независимость и остаются серьезным центром политического влияния в Египте.

[i] www.middleeastobserver.org

[ii] https://arabic.rt.com/middle_east/954746-مصر-قانون-جديد-لكبار-قادة-القوات-المسلحة-يمنحهم-سلطات-خاصة/

[iii] https://www.youtube.com/watch?v=70pIJX3HmaE  البرلمان المصري يوافق على منح امتيازات خاصة لقادة الجيش

[iv] http://english.ahram.org.eg/

[v] http://egyptianstreets.com

[vi] https://www.youtube.com/watch?v=70pIJX3HmaE , комментарии

[vii] http://militaryarticle.ru/zarubezhnoe-voennoe-obozrenie/2007-zvo/7457-vooruzhennye-sily-egipta

[viii] https://www.vestifinance.ru/articles/68969

[ix] http://www.svoboda.nom.al (интервью с Е.Супониной)

[x] https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/05/22/770356-voennie-ekonomiku-egipta-kontrol

[xi] https://www.reuters.com/investigates/special-report/egypt-economy-military/

[xii] https://www.counterpunch.org/2013/07/04/egyptian-military-a-state-within-a-state/

[xiii] https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/05/22/770356-voennie-ekonomiku-egipta-kontrol

[xiv] http://ohrana.ru/articles/51807/

52.21MB | MySQL:103 | 0,468sec