Саудовская Аравия: о ходе реализации контракта на строительство серии корветов проекта AVANTE 2200

Саудовская военно-промышленная компания САМИ (SAMI, Saudi Arabia Military Industries) 20 июля распространила пресс-релиз о начале реализации осенью текущего года, проекта с испанской судостроительной компанией Navantia, в рамках которого для ВМС КСА будут построены новые военные корабли. Речь идет об испанском проекте «Аванте 2200» и последний из запланированной серии кораблей должен быть построен к 2022 году. Эти корабли являются патрульными корветами океанской зоны.

12 апреля 2018 года наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман во время своего официального визита в Испанию подписал целый пакет соглашений, Общая стоимость сделки составляет порядка 2 млрд евро. Ранее четыре подобных корвета приобрела Венесуэла, но с более слабым составом вооружения, по сути, речь, в данном случае, шла, скорее, о кораблях береговой охраны. В отличие от корветов типа Guaiquerí, заказанных для ВМС Венесуэлы, корабли модифицированного проекта AVANTE 2200 Combatant для ВМС КСА можно назвать полноценными корветами. Или, даже фрегатами, поскольку, по оснащению их можно отнести к обеим классам. Они несут более мощное вооружение, что превращает их в многофункциональные корабли океанской зоны. Последнее обстоятельство особенно актуально для КСА с учетом опыта действий против судоходства хоуситов в Красном море и проведения блокадных операций в районе порта Ходейда, где, увы, саудовские военные моряки (как, впрочем их коллеги, из ОАЭ) проявили себя не лучшим образом.

Во исполнение контракта SAMI и Navantia договорились о создании совместного предприятия в Саудовской Аравии, что «предоставит исключительную возможность расширить интегрированные системы, предлагаемые Navantia и передовые технологические решения на рынке Саудовской Аравии», — говорится в коммюнике.  Подобный подход целиком укладывается в положения доктрины развития национальной экономики «Видение 2030» (Vision of Kingdom 2030), гласящей, среди прочего, что 50% саудовских военных расходов к 2030 году должны приходится на продукцию, выпускаемую внутри страны.

Это обстоятельство следовало бы учитывать при вынашивании планов поставки королевству ряда систем вооружений российского производства, в том числе, достаточно сложных, таких, как средства противовоздушной обороны и высокоточного оружия, поскольку, оговариваемые планы по организации подобных производств за пределами современной российской экономической реальности, свидетельствуют, судя по аналогичным проектам, о массе проблем. Россия за последние четверть века не возвела за пределами страны ничего связанного с производством современных систем ПВО, а строительство заводов по выпуску боеприпасов и стрелкового оружия в Ливии мало на это похоже, т.к. велось с привлечением всех возможностей СССР и привлечением таких подрядчиков, как Финляндия, да и имело место в 1986-1988 гг.  Недавний опыт подобного производства в Венесуэле выявил множество проблем, сборка продукции из машинокомплектов, как это имеет место быть, например, по ряду контрактов с Индией, тоже не сопоставима по сложности с тем, что заявляли саудовцы и что потребует от российских компаний и уполномоченных специальных экспортеров титанических усилий. Только аспекты стандартизации и метрологии, не говоря уже о колоссальном объеме технического перевода, пуско-наладочных работ, каждый в отдельности, представляются, исходя из саудовских реалий, крайне сложно осуществимыми.  Тем более, ценен будет опыт испанцев.

Контракт предусматривает учреждение около 6000 прямых и смежных рабочих ставок (должностей) в течение пяти лет, включая 1100 прямых рабочих мест, более 1800 рабочих мест во вспомогательных отраслях промышленности и более 3000 смежных рабочих мест.

Совместное предприятие будет сфокусировано на реализации программного обеспечения, на установке и интеграции боевых систем, на инженерных и системных разработках, на аппаратном проектировании, инженерном проектировании, на разработке программного обеспечения, тестировании, на средствах контроля и проверки, на технической поддержке в течение всего срока службы кораблей.

Председатель Совета директоров Saudi Military Industries, Ахмед бен Акиль аль-Хатиб подтвердил приверженность компании натурализации производства, тому, что является ключевым элементом в концепции «Виденье 2030 года». Он отметил, что создание этого совместного предприятия с «Навантией» охватит более 60% от всего объема проекта. Это будет способствовать поддержанию цели Королевства «быть на передовых рубежах формирования военной промышленности».

«SAMI будет продолжать изучать пути сотрудничества и изучения возможностей в этой области и извлекать выгоду из партнерских отношений, которые отвечают нашим ключевым обязательствам по освоению и натурализации технологий военной промышленности и разместить более половины всех военных расходов, в перспективе, в Королевстве, — подчеркнул А.аль-Хатиб.

«Navantia рада подписанию этого контракта, который является для нее отправной точкой для сотрудничества с Саудовской Аравией», — заявил председатель совета правления компании, Эстебан Гарсия Вилья Санчес. «Навантия» солидарна с доктриной «Виденье 2030», и «мы сделаем все, что в наших силах, чтобы поддержать страну в этом начинании.  Совместное предприятие между SAUDI Military Industries и Navantia — это шанс развивать наши возможности и совместно изучать их будущие перспективы».

Что касается контракта на строительство пяти судов проекта AVANTE 2200, то совместное предприятие будет отвечать, прежде всего, за установку боевых систем. Стапельное строительство и достройка на плаву четвертого и пятого судов будут завершены непосредственно в Саудовской Аравии. Совместное предприятие будет устанавливать и полностью тестировать системы вооружений.

Совместное предприятие будет способствовать расширению возможностей ВМС для противодействия потенциальным угрозам и поддержания готовности военно-морских сил Саудовской Аравии. Кроме того, соглашение предусматривает создание около 1000 высококвалифицированных рабочих мест и обучение саудовских инженеров испанскими специалистами в Королевстве, упор делается на расширение участия молодежи в промышленном секторе, да еще и таком передовом, как военное судостроение.

Дизайн кораблей AVANTE 2200 адаптирован к требованиям ВМС КСА «для обеспечения высокого качества работы, включая отличную навигацию, более продолжительный срок службы и более высокую эксплуатационную мощность при более высоких температурах в регионе, все это будет обеспечено в пределах оптимального уровня операционных затрат в течение всего жизненного цикла судов».

Полное водоизмещение будущих саудовских корветов составит 2470 тонн, длина – 98,9 метра, ширина – 13,6 метра, осадка – 3,8 метра. Экипаж — до 111 человек.

Корабли будут нести развитое электронное и информационное оборудование, в том числе, новейший комплекс средств связи, боевую информационно-управляющую систему «Гермес» (HERMESYS), систему управления огнем «Минерва».

Вооружение будет представлено противокорабельными и зенитными ракетами, артиллерийскими установками и пулеметами. В частности, на сайте компании Navantia указывается, что корабли будут вооружены 4 противокорабельными ракетами Boeing Harpoon Block II (2 сдвоенных установки 2х2) и 8 зенитными управляемыми ракетами Raytheon ESSM, размещенными в вертикальных пусковых установках.

Артиллерийское вооружение корабля состоит из одной 76-мм универсальной артиллерийской установкой, скорее всего, выбрана будет 76 mm/62 Super Rapid производства итальянского концерна Leonardo, и одной 30-мм автоматической артиллерийской установкой. Кроме этого, на борту будет установлено 4 крупнокалиберных пулемета калибра 12,7 мм, а также два трехтрубных торпедных аппарата и средства отстрела противорадиолокационных и инфракрасных помех.

Корабли получат двухвальную дизельную энергетическую установку, состоящую из 4 дизельных двигателей мощностью 4 х 4440 кВт и четырех дизельных генераторов – 4х570 кВт. Будут установлены редукторы нового, облегченного образца. Силовая установка обеспечит корвету максимальную скорость хода – в 25 узлов (46,3 км/ч). Дальность плавания – 4500 морских миль (8334 км). Корветы проекта AVANTE 2200 могут успешно действовать в любых географических условиях как в прибрежных водах, так и в открытом море, за исключением арктических поясов.

На борту базового проекта корвета AVANTE 2200 Combatant имеется вертолетный ангар и полетная палуба, и корвет может принимать на борту средние морские вертолеты массой до 10 тонн, таких как NHI NH90, Agusta-Bell AB.212, Agusta-Bell AB.412 и Eurocopter AS-565 Panther.

Для саудовской военной промышленности проект такого рода станет первым опытом строительства и оснащения современных боевых кораблей, а сами корветы заметно усилят возможности ВМС КСА на его традиционных морских театрах, а также проведении блокадных или миротворческих операций. С учетом того, что много проблем существует и в зоне Персидского залива, и в Красном море, в ближайшее время следует ожидать качественного и количественного усиления морской компоненты Вооруженных сил КСА.

52.23MB | MySQL:103 | 0,482sec