Израильские эксперты о действиях России в Сирии и интересах Израиля. Часть 2

Израиль не может полагаться на обещания России относительно иранских сил на территории Сирии. Так считают представители израильского экспертного сообщества, имеющие те или иные заслуги в военной или дипломатической сфере, – Эльдад Шавит, полковник в отставке разведслужбы Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа), Цви Маген, бывший глава службы «Натив» и бывший посол Израиля на Украине и в России, Уди Декель – бригадный генерал в отставке, исполнительный директор Института исследования национальной безопасности и др[i].

По мнению израильских экспертов, встреча в верхах между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным, состоявшаяся в Хельсинки 16 июля этого года, ознаменована попытками американского президента свести к минимуму утверждения в США о том, что Россия вмешивается в президентские выборы. Саммит также продемонстрировал усилия двух лидеров наладить тесные отношения и возобновить диалог между двумя странами. Тем не менее, эксперты сомневаются в том, что на переговорах президенты достигли согласия по длинному перечню вопросов, стоящих на повестке дня.

Отмечается что относительно Сирии, В.Путин заявил, что он и Д.Трамп договорились обеспечить безопасность и границы Израиля в соответствии с Соглашением о разъединении между Израилем и Сирией от 1974 года. Однако существуют серьезные сомнения в том, что саммит поспособствует значительным изменениям в развитии сирийской ситуации, которые гарантировали бы решение стратегической задачи Израиля – удаление иранского присутствия из Сирии. Вызов, с которым столкнулся Израиль, заключается в том, что его интересы сейчас являются одним из центральных пунктов переговоров между двумя державами, успешное завершение которых на израильских условиях по-прежнему вызывает сомнение.

Официальному саммиту двух лидеров в Хельсинки предшествовали две неофициальные встречи между ними, которые произошли в кулуарах международных конференций (в Гамбурге, в июле 2017 года и Вьетнаме, в ноябре 2017 года). Израильские специалисты отмечают, что с начала президентства Д.Трампа отношения между двумя странами столкнулись с продолжающимся кризисом на фоне политических споров (которые начались во время предыдущей администрации Барака Обамы), в которых центральное место занимали международные санкции, наложенные на Россию после «аннексии Крыма», и обвинения России во вмешательстве в президентские выборы в США. Все это происходило на фоне потрясений, которые подорвали традиционные основы международного порядка после того, как президент Д.Трамп вступил в должность. К этому относится его решение отказаться от многих международных обязательств, взятых на себя предыдущими американскими администрациями, начать торговые войны и борьбу с традиционными союзниками США в Европе, которых он назвал «врагами». Д.Трамп был обвинен в ослаблении Запада перед лицом «русского врага».

С другой стороны, Д.Трамп, который признался, что ему комфортно беседовать с В.Путиным, долгое время стремился, до сих пор безуспешно, к развитию более тесных отношений, потому что, как он выразился, они оба «сильные» и «решительные» лидеры, и вместе они могут продвигать новый порядок на международной арене, через головы других лидеров. Белый дом и лично Д.Трамп заинтересованы в том, чтобы показать, что саммит достиг поставленных целей, которые будут служить ему в борьбе против тех, в основном внутри США, которые все еще утверждают, что тень проводимых расследований вмешательства России в выборы в Соединенных Штатах, мешает улучшить двусторонние отношения с Россией. Однако, похоже, что когда Д.Трамп принял аргументы президента Путина относительно невмешательства России в выборы в США, вопреки выводам американской разведки, он укрепил оппозицию, в том числе среди части республиканцев, выступающую против улучшения отношений с Россией и, таким образом, ограничил своей администрации возможности для маневра.

В любом случае, по мнению израильских экспертов, еще до саммита администрация в Вашингтоне знала, что потребует президент В.Путин в обмен на положительный ответ на требования США. Предполагается, что В.Путин хотел использовать саммит для начала процесса, который привел бы к соглашению по нескольким вопросам, включая невмешательство во внутренние дела России; ограничение на развертывание сил и проведения учений НАТО в Восточной Европе; урегулирование в Сирии, которое признает растущее влияние России в этой стране и оставление режима Асада у власти – и, таким образом, между двумя державами заключается «великая сделка». Некоторые заявления президента Трампа перед саммитом по вопросу об отношениях с Европой и НАТО были восприняты Москвой позитивно, в частности его ссылки на возможный вывод американских войск из Европы, сокращение совместных учений и многое другое. В них были намеки на «творческие решения» крымского вопроса («де-факто» признание) и постепенное смягчение санкций. Однако на самом деле, на данном этапе трудно указать на очевидные достижения России после саммита, особенно в отношении ее интересов в Восточной Европе.

Официальная повестка дня не была опубликована до начала саммита, и, похоже, эта встреча в значительной степени определялась способностью обоих лидеров решать стоящие перед ними задачи, с тем, чтобы в конечном итоге каждый мог подчеркнуть важность постоянного контакта и его вклада в национальные интересы. Рассматривается возможность того, что на встрече были затронуты несколько двусторонних и международных вопросов, в том числе некоторые, касающиеся Ближнего Востока. В то же время в своих заявлениях на совместной пресс-конференции по итогам заседания лидеры не сообщили, достигли ли они договоренностей, и основное внимание было уделено важности самой встречи.

По поводу Сирии В.Путин заявил, что он и президент Д.Трамп договорились обеспечить безопасность Израиля, настаивая на осуществлении Соглашения о разъединении между Израилем и Сирией от 1974 года. Однако до сих пор не было достигнуто никакого конкретного соглашения или договоренности об удалении иранских сил и военного потенциала с сирийской территории. До саммита прошло сообщение о том, что администрация США в основном заинтересована в получении гарантий того, что Россия будет работать над ограничением присутствия Ирана в Сирии, а взамен Вашингтон готов фактически признать режим Асада и возможно, также, активизировать вывод американских войск из Сирии. Россия со своей стороны действительно выразила большую готовность к достижению согласия по многим важным для США вопросам, в том числе иранской проблеме. Эксперты объясняют это тем, что Путин понимает, что, не достигнув соглашения по этому вопросу, Россия, и так застрявшая в Сирии на три года, скорее всего, погрязнет еще глубже, если не сможет использовать свое участие в сирийском конфликте для достижения успехов на международной арене.

Несмотря на заинтересованность России в принципе в удалении иранских сил из Сирии, эта цель должна быть сопоставлена ​​с краткосрочными интересами Москвы и, конечно же, президента Б.Асада и иранцев, которые заключаются в продолжении укрепления контроля режима над территорией всей страны, в том числе на юге, и в долгосрочной перспективе – сохранении растущего влияния России в Сирии. На этом фоне в настоящее время трудно предметно определить желание России или ее способность предотвратить развертывание Ирана и подконтрольных ему сил на юге Сирии. Иран, осознавая факт ведения Израилем кампании против него и имеющихся нестыковок между Иерусалимом и Москвой по этому вопросу, по-видимому, не намерен отказываться от своих усилий по расширению военного присутствия в Сирии. В этом контексте поступают сообщения о внедрении шиитских ополчений в структуру сирийской армии и о сирийских ополчениях, подчиненных режиму Асада, которые возвращаются в район Голанских высот. Возможные соглашения в отношении южной Сирии ни в коем случае не дают достаточного ответа на продолжающиеся усилия Ирана по развертыванию сил внутри Сирии и размещению там современных систем вооружений. Более того, в общем оценив американские действия, направленные против Ирана, президент Путин подчеркнул, что Россия будет продолжать придерживаться Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и работать вместе с Европой и Китаем для поддержания ядерного соглашения с Ираном. Однако и здесь Россия, скорее всего, будет гибкой, в обмен на американские уступки в отношении санкций и признание статуса Крыма.

Поскольку невелика вероятность того, что саммит Д.Трампа с В.Путиным значительным образом изменит ситуацию в Сирии, к тому же израильские эксперты очень сомневаются в том, что встреча поможет решению стратегической задачи Израиля вывести иранцев из Сирии, постольку Израиль должен продолжать маневрировать в отношениях с Россией, но, возможно, также с США, особенно в  вопросе своей заинтересованности в отсрочке скорого вывода американских войск из Сирии без гарантий удаления иранского присутствия.

Отмечается, что Россия неоднократно проваливала выполнение своих обязательств в Сирии, и поэтому было бы ошибкой для США выводить свои силы и полагаться на Россию до ликвидации всех форпостов «Исламского государства» (запрещенного в России) в Сирии и получения четких доказательств того, что иранские войска и подконтрольные им группировки покинули страну и демонтировали свою военную инфраструктуру, а также системы ракетной и противовоздушной обороны.

Соглашение о разъединении между Израилем и Сирией, упомянутое президентом В.Путиным и премьер-министром Б.Нетаньяху, определяет ограничения на военный персонал, танки, артиллерию и ракеты класса «земля-воздух» в пределах 10, 20 и 25 км от израильской границы на Голанских высотах. Эти диапазоны невелики по сравнению с теми, которые фигурировали в некоторых требованиях Израиля и Соединенных Штатов относительно иранских сил и проиранских формирований – в 60-80 км от израильской границы, а имеющееся у них вооружение не включает некоторые из основных систем оружия, которые беспокоят Израиль. В любом случае, нанесения воздушных ударов, которыми Израиль может в наибольшей степени задержать и вмешаться в процесс закрепления Ирана в Сирии, а также давления со стороны России, недостаточно для полного устранения присутствия и возможностей Ирана из Сирии.

Тем временем, издание Ynet приводит слова Левана Джагаряна, российского посла в Иране, о том, что  диалог между Москвой и Тегераном по выводу иранских войск с территории Сирии не ведется. «Только сирийское правительство уполномочено решать вопрос о присутствии Ирана на своей территории» – отметил посол, добавив, что Россия «прилагает большие усилия, чтобы предотвратить конфронтацию между Израилем и Ираном в Сирии»[ii].

Израильские эксперты опасаются, что все договоренности между Соединенными Штатами и Россией о присутствии Ирана в Сирии и будущем урегулировании сирийского конфликта, включая последствия для Израиля, теперь будут в центре далеко идущей попытки Москвы добиться заключению «великой сделки» между двумя державами. Если «сделка» провалится, Россия сможет заявить, что взятые ею обязательства в рамках соглашения с США, утратили свое значение.

Эти опасения имеют право на существование, хотя, к сожалению, эксперты не расшифровывают какие именно обязательства в контексте конфликта в Сирии Москва «регулярно не выполняет». Тем временем, в Израиле держат руку на пульсе относительно любых подвижек в вопросе росийско-иранского взаимодействия.

[i] Саммит «Трамп-Путин»: акцент на диалог, а не на результат // Институт исследования национальной безопасности. 18.07.2018.  URL: http://www.inss.org.il/publication/trump-putin-summit-emphasis-dialogue-not-outcome/ (на англ. яз.)

[ii]  Россия: нет диалога между Москвой и Тегераном о выводе иранских войск из Сирии // Ynet. 20.07.2018. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5313518,00.html (на иврите)

55.74MB | MySQL:116 | 0,521sec