О последствиях экономической блокады Катара для деятельности национального авиаперевозчика – Qatar Airways

После введения саудовской коалицией ограничений на воздушное сообщение с Катаром и полеты самолетов Qatar Airways, показатели перевозок международного аэропорта имени шейха Хамада, в Дохе, в первой половине 2018 года продемонстрировали резкое снижения числа пассажиров.

Согласно данным, опубликованным 20 июля, администрацией международным аэропорта им. шейха Хамада, количество пассажиров, проследовавших через аэропорт за первые шесть месяцев текущего года, по данным до 30 июня 2018 года, сократилось на 13 процентов до 16,5 млн пассажиров с 19 млн в том же периоде прошлого года.

Что касается деятельности карго-терминала, то перевалка грузов через аэропорт увеличилась за тот же период на 7,6 процента, до 1,05 млн тонн, из-за резкого увеличения Катаром импорта товаров по воздуху после закрытия единственной сухопутной границы с Саудовской Аравией.

Данные по активности гражданской авиации, в целом, соответствуют прогнозам международных экспертных организаций, по оценке действий властей эмирата в текущем году и воздействию блокады на экономику Катара, несущую, несмотря на попытки Центрального банка Катара повысить ликвидность в банковском секторе, определенные потери.

В предыдущем, майском отчете Standard & Poor’s «Кредитные рейтинги» говорилось, что арабский бойкот «сильно повлиял на банковскую систему Катара, выразившись в оттоке значительного количества средств и уменьшении депозитов». К этому добавилось уменьшение операционной выручки у Qatar Airways.

Данные агентства вызвали ряд саркастических комментариев в саудовских экономических изданиях, смакующих подробности того, что «качество активов банков Катара останется заложником воздействия арабского бойкота из-за слабой способности экономики Катара преодолеть последствия решения об отмене экономических и политических отношений с эмиратом». Злорадство соседей понятно, хотя мы, ранее, не раз уже обращались к фактам, показывающим, что положение дел в катарской экономике далеко не так плачевно, как хотелось бы многим в Эр-Рияде. Кроме того, общая экономическая обстановка в регионе остается в зоне некоторой турбулентности, что также сказывается на Катаре, поэтому далеко не все из испытываемых им трудностей, стоит отнести на счет безусловного влияния санкций со стороны саудовской коалиции.

Хотя, Standard & Poor’s подтвердило общий прогресс банков стран Персидского залива в преодолении последствий падения цен на нефть, на качество банковских активов Катара, главным образом, негативно повлияло сокращение объема кредитов, являющихся одними из важнейших финансовых инструментов. Вызвано это было, в том числе, задержками или отменой выплат части клиентских платежей в Катар, что является результатом воздействия бойкота на экономику и состояние финансовой системы эмирата. Касается это и воздушного транспорта, основного для Катара.

Снижение пассажирооборота закономерно привело к росту убытков у национального авиаперевозчика. Что еще более неприятно, так это то, что конкуренты на рынке воздушных перевозок поспешили занять, освободившееся из-за политических причин место.

Национальному авиаперевозчику эмирата было запрещено использовать воздушное пространство Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Египта после того, как в июне 2017 года четыре страны ввели запрет на торговлю и поездки в Катар.

Лишившись ряда направлений для транзитных перелетов, и вынужденные отменить десятки рейсов в соседние страны, Qatar Airways, по оценке независимых экономических обозревателей в сфере воздушного транспорта, несут многомилионные убытки и, скорее всего, дотируются из бюджета. Положение дел не катастрофично, и, разумеется, наладится в преддверии чемпионата мира по футболу 2022 года, но, некоторые важные изменения в структуре регионального воздушного сообщения, пока Катар находится в вынужденной изоляции, происходят. Область эта инерционная, и изменить или отменить принимаемые сегодня решения будет не так легко. А происходит следующее.

28-29 января будущего года в Дубае пройдет первый в мире саммит руководителей авиационной промышленности.

Руководство гражданской авиации ОАЭ сообщило, что на саммит прибудут представители ведущих мировых компаний по авиаперевозкам, в сфере лизинга, обслуживания и логистических компаний для авиационного сектора, а также представители международных авиакомпаний и авиационные эксперты из 40 стран мира.

В ближайшее время ОАЭ намерены потратить 85 млрд дирхамов на развитие и расширение своих аэропортов, чтобы увеличить пропускную способность более 300 млн пассажиров в год, в том числе 30 млрд дирхамов предназначены для развития международного аэропорта Аль-Мактум в Дубае, 25 млрд дирхамов — для развития и расширения международного аэропорта Абу-Даби, и еще 1,5 млрд инвестируются в международный аэропорт Шарджи.

В ОАЭ имеется 14 аэропортов и посадочных площадок на которых совершается более чем 540 000 самолето-вылетов в год и присутствуют более 113 авиакомпаний.

Четыре авиакомпании ОАЭ (Emirates, Ettihad, Al-Arabiya и Fly Dubai) получают от 4 до 5 новых самолетов в месяц, и доведут к концу 2018 года общую численность флота до 525 самолетов, среди которых более 300 будут самолетами, новейших типов и недавней постройки.

Авиакомпания Dubai Aerospace Enterprise (DAE) сообщила в преддверии открытия авиасалона в Фарнборо, что она ведет переговоры о покупке 400 самолетов от Airbus и Boeing.

DAE является одной из крупнейших лизинговых компаний в мире.

«Компания, которая является частью правительства Дубая, заинтересована в покупке Airbus A320N и Boeing 737 Max», — сообщил исполнительный директор авиакомпании Файруз Тарапур (Fairuz Tarapur) в интервью агентству Reuters.

Boeing, оказавшийся в фаворитах по числу заказов на авиасалоне, отказался комментировать результаты переговоров с представителями ОАЭ, воздержались от комментариев и в Airbus.

ОАЭ не только стремятся обладать самым современным и совершенным парком пассажирских воздушных судов, бросая тем самым прямой вызов Qatar Airways, но и активно осваивают те направления, которые последние были вынуждены покинуть.

На прошлой неделе авиакомпания Egypt Airlines, официальный перевозчик Арабской Республики Египет и член Star International Alliance, объявила о расширении соглашения о совместном использовании кода с Etihad Airways, национальным перевозчиком Объединенных Арабских Эмиратов и начале его практического использования.

Переговоры об этом велись с начала года и первые опытные рейсы выполнялись с мая.

«Партнерство с успешными партнерами для расширения и нашей деятельности за пределами нашей сети направлений является одним из столпов нашего стратегического плана и реализации соглашения о совместном использовании кода с Etihad Airways, что предоставляет нашим клиентам в ряде крупных городов Австралии и Южной Кореи более гибкий и удобный доступ», — сказал президент Egypt Air Holding Сафват Мусаллам.

«Egypt Air является одной из старейших и самых опытных авиакомпаний в регионе и имеет сильное присутствие на африканском континенте», — заявил Питер Баумгартнер, главный исполнительный директор Etihad Airways. Для клиентов Etihad, открывается новые направления, поскольку мы консолидируем наши услуги на рынках, которые мы уже обслуживаем, такие как, например, Кения и Танзания, легко стыкуя рейсы через Каир в рамках африканской программы Egypt Air.

На втором этапе соглашения к нему присоединится авиакомпания Egypt Air (MS), стыкующая свои рейсы с рейсами Etihad из Абу-Даби в Сеул, Брисбен, Мельбурн и Сидней и рейсами в Китай. Etihad также размещает свой код оператора EY на рейсах Egypt Air в ряде африканских направлений, включая Нджамену в Чаде, Найроби в Кении, Хартум в Судане, Энтеббе в Уганде, Йоханнесбург в Южной Африке, Нигерии, Эритрее и Танзании через Каирский оперативный центр воздушного транспорта.

Таким образом, попавшие в региональную изоляцию Qatar Airways теряют кроме упомянутых числа рейсов и пролетов над территориями стран «антикатарской оси», еще и большое число транзитных пассажиров, ранее доставлявшихся в Египет и в ОАЭ катарскими самолетами.

52.23MB | MySQL:103 | 0,539sec