Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16 — 22 июля 2018 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты различной степени интенсивности продолжаются в Сирии, Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии и Сомали. Армия Сирии завершает освобождение юго-западных провинций Дераа и Эль-Кунейтра от боевиков оппозиционных и террористических группировок. В Израиле Кнессет (парламент) принял 19 июля закон о национальном еврейском характере Государства Израиль.

Ситуация в Сирии стала одной из главных тем, состоявшихся 16 июля в Хельсинки переговоров президентов России и США В. Путина и Д. Трампа. По их итогам В. Путин заявил, что Москва и Вашингтон имеют все необходимые слагаемые для сотрудничества по сирийскому урегулированию и могут взять на себя лидерство в разрешении гуманитарного кризиса в Сирии. При этом помощь сирийским беженцам позволит смягчить миграционный кризис в Европе, что «важно не только с гуманитарной, но и с политической точки зрения». Путин напомнил, что военные РФ и США наладили взаимодействие и сумели не допустить опасных столкновений в Сирии. Президент России отметил, что после завершения разгрома террористов на юго-западе Сирии «ситуацию на Голанских высотах нужно перевести в полное соответствие с соглашением 1974г. о разъединении израильских и сирийских войск. Это позволит вернуть спокойствие на Голанах, восстановить режим прекращения огня между Сирией и Израилем, а также надежно обеспечить безопасность государства Израиль». Путин считает, что в сирийском урегулировании «мяч находится на стороне оппозиции, тех, кто их поддерживает».

Д. Трамп полагает, что сотрудничество РФ и США способно привести к спасению жизней сотен тысяч граждан Сирии. По его словам, Россия помогла США в деле противостояния и разгрома «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Сирии «в определенном отношении». Д. Трамп отметил, что ВС США и РФ хорошо ладят, в том числе с точки зрения координации действий в Сирии. Глава Белого дома подчеркнул, что США и РФ помогают Израилю обеспечить свою безопасность, в том числе предпринимая усилия по урегулированию ситуации в Сирии. В целом, по мнению Д. Трампа, США и Россия «не отстоят далеко друг от друга по Сирии».

17 июля Минобороны России заявило о готовности к взаимодействию с ВС США в Сирии в свете договоренностей в Хельсинки между президентами В. Путиным и Д. Трампом. В тоже время глава Центрального командования ВС США генерал Дж. Вотел сообщил 19 июля, что Пентагон «еще не получал никаких новых распоряжений относительно потенциального сотрудничества с ВС России в Сирии после встречи Путина и Трампа в Хельсинки».

Правительственные войска САР завершают освобождение юго-западных провинций Дераа и Эль-Кунейтра от боевиков оппозиции и террористических группировок, причем это делается главным образом путем переговоров при участии российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии. К концу минувшей недели почти вся территория этих провинций перешла под контроль властей САР. Командование ВС САР договорилось с оставшимися бандформированиями в провинции Эль-Кунейтра о прекращении огня и их выводе в северную провинцию Идлиб. Эвакуация боевиков и членов их семей началась 20 июля. В этот же день была завершена эвакуация находившихся в окружении боевиков жителей шиитских населенных пунктов Аль-Фуа и Кефрай в провинции Идлиб. По состоянию на 22 июля, в провинции Эль-Кунейтра боевики еще контролируют 10 селений у границы демилитаризованной зоны рядом с линией разделения сирийских и израильских войск на Голанах. Остается опасный очаг террористов из группировки «Джейш Халед бен Валид», связанной с ИГ, которые контролируют район на крайнем юго-западе Сирии. Эта территория подвергается постоянным ударам авиации ВКС России и ВВС Сирии. Проиранских вооруженных формирований на юге Сирии нет, заявил 19 июля посол России в САР А. Кинщак.

На минувшей неделе боевики экстремистских группировок активизировали свои действия против сирийской армии в провинциях Латакия и Идлиб, используя при этом смертников и ударные беспилотники.

19 июля президент РФ В. Путин заявил: «В Сирии при решающей роли России нанесен сокрушительный удар по международному терроризму, по ИГИЛ и другим экстремистским группировкам. Это позволило сохранить сирийскую государственность, создать условия для восстановления экономики и возвращения беженцев». В. Путин призвал мировое сообщество активнее решать гуманитарные проблемы в Сирии.

Россия по согласованию с властями САР создала на территории республики Центр приема, распределения и размещения беженцев, который будет заниматься организацией доставки в страну гуманитарной помощи и обустройством беженцев. Центр подготовил более 336 тыс. мест для приема и размещения вынужденных переселенцев в различных городах страны. Межведомственный координационный штаб по возвращению беженцев в Сирию создан по решению главы Минобороны России С. Шойгу. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев готово работать с РФ и САР в решении вопросов, касающихся возвращения беженцев и перемещенных лиц. Россия предложила США создать совместную группу по восстановлению инфраструктуры Сирии и организовать работы по возвращению беженцев в САР. Россия и Франция 21 июля впервые совместно доставили гуманитарную помощь в Сирию.

20 июля президент РФ В. Путин и премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху в ходе телефонного разговора обсудили Ситуацию в Сирии. В этот же день министры обороны двух стран С. Шойгу и А. Либерман договорились в ходе телефонного разговора о более тесной координации между военными двух стран в Сирии и обсудили ситуацию в районе Голанских высот.

Курдские формирования «Сил народной самообороны» и партии «Демократический союз» покинули территории в районе Манбидж на севере Сирии, «где проводятся американо-турецкие патрульные миссии», сообщили 20 июля в МИД Турции.

Россия не обладает ни желанием, ни возможностями повлиять на действия Ирана в Сирии. С таким утверждением выступил 19 июля директор Национальной разведки США Д. Коутс.

Израиль эвакуировал из Сирии в Иорданию активистов организации «Белые каски» вместе с их семьями (всего 800 человек). Это сделано по просьбе руководителей США и Канады.

ВВС Израиля вечером 22 июля нанесли удар по военному объекту в городе Масьяф к востоку от Тартуса.

Израильский Кнессет отменил 17 июля принятую 30 апреля поправку к Основному закону о правительстве, позволявшую премьер-министру и министру обороны принимать в экстренных случаях решение об объявлении войны без согласования с военно-политическим кабинетом и парламентом. Теперь объявление войны или начало масштабной военной операции должно утверждаться только военно-политическим кабинетом, в который входят ключевые министры правительства, как это и было до принятия поправки.

Россия, США и Израиль запустили активный процесс трехсторонних переговоров, затрагивающих Сирию и обеспечение безопасности еврейского государства, утверждал 19 июля президент США Д. Трамп.

19 июля Кнессет принял закон о национальном еврейском характере государства Израиль. Согласно документу, Израиль является «национальным домом евреев» и признает этот народ единственным, имеющим право на национальное самоопределение в пределах страны. При этом официальным языком остается только иврит, а арабский получает особый статус. Столицей государства объявляется «единый Иерусалим», а национальным приоритетом — создание исключительно еврейских поселений. Более того, нормы традиционного еврейского права и основные принципы традиций этого народа становятся источником права для судебной системы. Представители арабского меньшинства усмотрели в документе признаки расизма и дискриминации. Закон осудили Египет, Саудовская Аравия, Сирия, палестинцы и ЛАГ.

Очередное обострение обстановки произошло в зоне палестино-израильского конфликта. В ответ на убийство израильского солдата самолеты и танки ЦАХАЛ за несколько часов 20 и 21 июля поразили до 70 объектов радикального палестинского движения ХАМАС в секторе Газа. После этого при посредничестве Египта стороны достигли очередного прекращения огня.

С 18 июля в Турции прекратил действовать режим чрезвычайного положения, введенный властями страны 20 июля 2016г. после неудавшегося государственного переворота. Сообщая об отмене режима, турецкие власти подчеркнули, что «борьба с терроризмом продолжится, и будут приняты необходимые законы». В связи с этим в парламент страны на обсуждение уже передан проект мер на период после снятия режима ЧП. Проект, в частности, предоставляет местным властям полномочия по ограничению допуска отдельных граждан в ряд мест турецких провинций, если возникнет подозрение, что эти граждане могут «нарушить общественный порядок». Кроме того, расширен список обоснований для запрета демонстраций. Сообщается, что за два года действия режима ЧП в Турции были арестованы более 228 тыс. человек по подозрению в причастности к попытке госпереворота, уволены более 134 тыс. госслужащих, заведены дела в отношении свыше 17 тыс. пользователей социальных сетей по обвинению в пропаганде террористических организаций или разжигании ненависти, закрыты 174 СМИ, 1414 некоммерческие организации, 145 фондов, 15 университетов и 19 профсоюзов.

16 июля на встрече в Хельсинки президент США Д. Трамп заявил президенту России В. Путину, что Вашингтон будет и дальше оказывать давление на Иран, чтобы ограничить ядерные амбиции Тегерана. Со своей стороны В. Путин сообщил, что обсудил с Д. Трампом обеспокоенности России выходом США из ядерной сделки с Ираном.

Иран 16 июля обратился в Международный суд ООН с требованием приостановить действие односторонних американских санкций в качестве временной меры на период проведения разбирательства между двумя странами. По мнению Тегерана, США нарушили и продолжают нарушать многие положения двустороннего Соглашения о дружбе, экономических отношениях и консульских правах путем введения 8 мая односторонних санкций, которые были сняты после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий  (СВПД) в 2015 г. Международный суд ООН принял иранский иск.

17 июля в Вашингтоне сообщили, что США отклонили все просьбы Франции, Германии и Великобритании о снятии ограничений на торговлю их фирм с Ираном. К октябрю Япония полностью прекратит поставки нефти из Ирана, а в качестве альтернативных источников импорта сырья в Токио рассматривают КСА и ОАЭ. В Пекине же заявили, что Китай будет наращивать сотрудничество с Ираном, несмотря на санкции США против Тегерана.

В Иране открылся завод по производству роторов для новейших центрифуг, необходимых для обогащения урана, сообщил 18 июля глава Организации по атомной энергии ИРИ А. А. Салехи. Запасы урана в Иране после достижения СВПД превысили 900 т, увеличившись на 400 т. заявил Салехи.

В. Путин заявил 19 июля, что считает важным сохранить международные договоренности по иранской ядерной программе. При этом СВПД «играет важнейшую роль для глобального режима нераспространения».

Продолжается процесс нормализации отношений между Эритреей и Эфиопией. На минувшей неделе Эритрея вновь открыла дипломатическое представительство в Аддис-Абебе, а Эфиопия назначила своего посла в Асмэре. Сообщается, что эритрейские войска отводятся от эфиопской границы.

Парламент Эфиопии 20 июля одобрил законопроект об амнистии политзаключенных. Согласно закону, право на амнистию могут получить отдельные лица и группы людей, которые находятся под следствием или осуждены за государственную измену, преступления против конституционного строя и вооруженное сопротивление представителям власти.

Основная угроза для Египта как государства кроется в попытках подорвать страну изнутри, посеять хаос и вселить чувство неуверенности в египтян, заявил 22 июля президент АРЕ А. Ф. ас-Сиси.

 

Приложение

О вооруженных формированиях ливанской «Хизбаллы»

(часть I)

Со времени своего создания в 1982 г. «Хизбалла» и ее вооруженные формирования эволюционировали из «относительно небольшой группы революционно ориентированных конспираторов в бесспорно наиболее мощную и многочисленную организацию в Ливане». Зарубежные военные эксперты оценивают военную составляющую шиитских исламистов как «наиболее мощного не государственного актора» в мире», сопоставимого по своей численности с «армией среднего размера», причем более сильную, чем правительственные войска Ливана, а также как «гибридную силу», «имеющую мощные конвенциональные и не конвенциональные возможности». Стратегия организации представляет собой комбинацию «экстремистской риторики, тактической осторожности и долговременных рискованных действий».

Численность регулярного компонента вооруженных сил «Хизбаллы» оценивается, «более чем в 25 тыс. человек», плюс 20-30 тыс. резервистов. Ежегодный военный бюджет организации составляет около 1 млрд долларов, причем значительная часть этих средств выделяется Ираном.

 

  1. Организационная структура

 

Вооруженные формирования исламистов «структурированы как обычная военная организация» и включают в себя пехотные, противотанковые, артиллерийские, танковые, РЭБ, и связи подразделения, спецназ, элементы тылового обеспечения и др. Имеется три главных территориальных командования: зоны Бейрута и к югу от столицы, зоны долины Бекаа («Подразделение Хайдар») и зоны Южного Ливана («Подразделение Наср»), а также «небольшое» «Средиземноморское командование». По информации израильских военных, силы «Хизбаллы», находящиеся в Сирии, подчинены «Восточному командованию». Командование в зоне Бейрута ответственно за общее руководство силами «Хизбаллы», организацию и ведение разведки и контрпропаганды. В его подчинении находятся подразделения ракет большой дальности. В зону ответственности командования входит также район к северу от реки Литании. Командованию в долине Бекаа подчинены в основном учебные лагеря и тыловая инфраструктура, расположенные преимущественно вокруг города Баальбек. Командованию в Южном Ливане подчинены силы, дислоцированные у границы с Израилем, в том числе подразделения ракет малой дальности. Командование отвечает и за состояние приграничных оборонительных сооружений. «Средиземноморскому командованию» подчинены подразделения противокорабельных ракет, берегового наблюдения и морской спецназ. В целом для военной организации «Хизбаллы» характерны наличие «иерархической структуры подчиненности, централизованного планирования и децентрализации при выполнении конкретных боевых задач».

 

  1. Вооружение

 

Руководство исламистов не публикует официальную информацию о численности, вооружении и тактике своих боевых сил. Отсюда и разброс в экспертных оценках военного потенциала организации.

После войны с Израилем в 2006 г. «Хизбалла» непрерывно наращивала свои боевые возможности, получала различные, в основном современные, вооружения, военную технику и снаряжение, усиливала свой разведывательный аппарат. При этом повышенное внимание уделялось средствам ПВО и ракетам класса «земля-земля», особенно с повышенной дальностью и точностью стрельбы.

Главным оружием «Хизбаллы», основу огневой и «наступательной» мощи ее военных формирований составляют ракеты и реактивные снаряды (РС) различных типов. Оценка их количества колеблется от 40 до 150 тыс. единиц (последние по времени израильские оценки – 120 тыс.). Ракеты считаются «стратегическим оружием», предназначенным «не для достижения успеха на поле боя, а для нанесения чувствительного ущерба израильскому ощущению безопасности и качеству жизни», особенно на севере еврейского государства. Эксперты предполагают, что в ходе войны «Хизбалла» будет применять ракеты с большой дальностью стрельбы против крупных военных и «критически важных объектов израильской инфраструктуры». Большинство ракет, РС и пусковых установок (ПУ) размещены в подземных укрытиях. Сообщается, что специалисты «Хизбаллы» проводят работы по увеличению дальности и точности стрельбы, повышению могущества боевых частей ракетного оружия, используя, в том числе, опыт применения баллистических ракет в Йемене против Саудовской Аравии.

Наиболее мощным оружием в ракетном арсенале «Хизбаллы» считаются оперативно-тактические ракеты (ОТР) иранского производства «Зелзал-1» (дальность пуска до 160 км, боевая часть 600 кг), «Зелзал-2» (до 210 км, 600 кг) и «Фатех-110» (М600) (до 300 км, 450-500 кг). По неподтвержденной информации, Сирия в 2011 г. передала «Хизбалле» 10 ОТР типа «Скад». Для заряжания ПУ имеются специальные транспортно-подъемные машины, однако «они считаются очень уязвимыми от воздушных ударов Израиля».

На вооружении боевых формирований «Хизбаллы» имеется большое количество тактических ракет и РС реактивной артиллерии, представленных как ПУ с одной направляющей (в основном переносные), так и многозарядными ПУ с дальностью стрельбы от 4 до 100 км и весом боевой части до 120 кг, произведенные в России, Китае, Иране и Сирии. Сообщается, что боевики используют ракеты и реактивные снаряды с кассетными боеголовками, что исламисты категорически отрицают. Наиболее распространены РС калибра 122 мм и 107мм. Имеются также ракеты и РС калибра 210 мм, 220 мм, 240 мм, 302 мм и 333мм.

Для борьбы с морскими целями «Хизбалла» имеет китайские противокорабельные ракеты (ПКР) С-802 с дальностью стрельбы до 120 км и весом боевой части 165 кг. По информации зарубежных СМИ, исламисты в 2016г. могли получить из Сирии 12 российских ПКР «Яхонт» (дальность пуска до 300 км, боевая часть – 200-250 кг).

В 2015-2016 гг. Дамаск поставил «Хизбалле» 55 танков Т-55 и Т-72, а также легкую бронетехнику, включая БМП-1. Вся эта техника активно участвует в боях с противниками режима Б. Асада на территории Сирии.

Артиллерийское вооружение по количеству невелико и представлено главным образом минометами калибра 60 мм, 81 мм и 120 мм. Боеприпасы поставляются из Ирана и Сирии.

Зарубежные военные эксперты отмечают, что «Хизбалла» располагает «наиболее многочисленным и совершенным противотанковым вооружением, чем какой-либо другой негосударственный актор, однако противотанковые средства боевиков все же слабее по сравнению с регулярными армиями». Ниже и уровень подготовки личного состава. Количество ПТУР оценивается в «несколько тысяч» (в 2006г. — 500-1000), полученных преимущественно из Ирана и Сирии. Считается, что в ходе войны 2006 г. израильтяне понесли наибольшие потери именно от противотанковых средств исламистов. На вооружении имеются РПГ-29 и ПТРК российского производства «Малютка», «Метис-М», «Конкурс», «Фагот» и «Корнет-Э».

Средства ПВО «Хизбаллы» во время войны 2006 г. проявили себя «крайне слабо» и в значительной степени эта оценка сохраняется до настоящего времени. Вместе с тем, вероятное получение боевиками после 2006 г. российских ПЗРК «Игла» различных модификаций «может представлять серьезную угрозу для израильских ВВС». Имеются также более старые ПЗРК «Стрела-2/3» и их иранские аналоги, и немного установок ЗУ-23-2. По неподтвержденной израильской информации, «Хизбалла» может располагать российскими ЗРК «Оса», «Бук-М2» и ЗРПК «Панцирь-С1».

Основу стрелкового оружия боевиков «Хизбаллы» составляют российские автоматы типа АК и американские автоматические винтовки М16, причем «боевики выбирают АК-47». Имеется некоторое количество американских винтовок М4. Пулеметы представлены главным образом российскими РПК, имеются и зарубежные образцы. На вооружении состоят различные типы снайперских винтовок.

«Хизбалла» располагает примерно 200 беспилотными летательными аппаратами иранского производства («Мирсад-1», «Абадил-2», «Мохаджер-4» и др.), а также приобретенными у зарубежных коммерческих фирм, которые, однако, «уступают количественно и качественно израильским». Боевики используют БПЛА для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня. Отмечается широкое применение БПЛА боевиками «Хизбаллы» в Сирии.

Исламисты имеют на вооружении большое количество различных типов мин, широко используют самодельные взрывные устройства.

Данные о наличии у «Хизбаллы» ядерного, химического и биологического оружия отсутствуют.

52.29MB | MySQL:103 | 0,623sec