О сближении подходов Израиля и ФРГ по острым ближневосточным вопросам

В отношениях Израиля и ФРГ на различных уровнях обнаруживается все больше точек соприкосновения. Так, когда после долгих дебатов Кнессет утвердил во втором и третьем чтении Закон о национальном характере Государства Израиль, имеющий статус конституционного, именно Берлин оказался в числе партнеров ближневосточной страны, предпочитающих отказаться от комментариев. В минувшую пятницу в рамках ежегодной пресс-конференции федеральный канцлер А.Меркель заявила, что рассматривает эту тему как внутреннее дело Израиля, вмешиваться в которое нецелесообразно. По словам главы правительства Германии: «Я твердо верю в возможность существования еврейского демократического государства».

А.Меркель, разумеется, добавила, что помимо этого должно быть обеспечено мирное сосуществование Израиля в его новом официально закрепленном статусе рядом с палестинским государством, однако, существенно прогресса на этом направлении пока не наблюдается. Помимо этого канцлер подчеркнула, что в еврейском государстве должны быть закреплены и гарантированы права национальных меньшинств. Стоит сказать, что из всех представителей СМИ более всего комментарии главы правительства ФРГ насторожили турецкую прессу. Так, Anadolu Agency объяснило слова по поводу нового израильского основного закона общим курсом правительства А.Меркель в отношении ближневосточного государства с особым акцентом на обеспечении его безопасности. Как полагают журналисты информационного агентства, во многом это связано с тем, что канцлер считает своим долгом сохранить в повестке дня тему признания ответственности за Катастрофу европейского еврейства, теперь проявляющуюся не в форме констатации вины, а как деятельное участие в разрешении актуальных проблем, угрожающих существованию ближневосточной страны.

Впрочем, и среди немецких изданий обнаружились те, кто явно настроен против Закона о национальном характере Израиля. В их числе Suddeutsche Zeitung. По мнению журналистов ежедневной мюнхенской газеты, признанной в стране чуть ли не самой влиятельной в своем сегменте, документ, одобренный Кнессетом, переводит споры о национальности в русло практической политики. Несмотря на то, что издание само отмечает, что «наиболее опасные пункты» после долгих дебатов были исключены из итогового текста, Израиль, на их взгляд, это не уберегает от перспективы превращения в «режим апартеида».

Помимо этого в конце минувшей недели обнаружились основания для возможного сближения позиций Иерусалима и Берлина по иранской ядерной программе. Пока сама А.Меркель продолжает считать, что Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) является действенной мерой сдерживания амбиций Тегерана и общей гонки вооружений в регионе. Как она отметила в начале месяца, ФРГ сохраняет приверженность СВПД, полагая, что сделка была правильно согласована. Однако немецкие разведывательные службы пришли к противоположному выводу. В более чем 200-страничном документе утверждается, что некоторые «пороговые государства» по-прежнему не оставляют попыток обзавестись неконвенциональным оружием, включая ядерное и химическое. Среди наиболее опасных в тексте значатся Иран и Сирия.

Кроме того, в отчете утверждается, что для распространения оружия иранский режим использует третьи силы. Данный вывод по сути соотносится с израильскими заявлениями о расширении влияния ИРИ посредством поддержания отношений с региональными прокси, такими как ливанская  «Хизбалла». Надо сказать, что в последнем, в отличие от СВПД, позиция А.Меркель не является такой же далекой от израильской. Так, в середине прошлого месяца по итогам переговоров с королем Иордании Абдаллой II федеральный канцлер заявила, что европейские лидеры должны бороться с иранской агрессией, сообщив при этом, что опасность представляет ракетная программа Исламской Республики. Также важно, что на минувшей неделе  информацию по Ирану представила разведывательная служба Гамбурга, а ранее в текущем году к схожим выводам приходили их коллеги из других федеральных земель. Соответственно потенциально сблизить подходы Берлина и Иерусалима по СВПД может и обилие сведений, подтверждающих, что Тегеран не отказался от своих амбиций в ядерной сфере.

Таким образом, несмотря на то, что в германо-израильских отношениях нет полного согласия относительно путей решения ближневосточных проблем, само сотрудничество в данной сфере обладает большим потенциалом и позволяет Израилю надеется на поддержку европейского союзника. Вместе с тем роль, занимаемая ФРГ в Евросоюзе является важным ограничителем для сближения стран. Из этого следует, что Израиль продолжит использовать различные механизмы сдержек и противовесов, включая переговоры с Вышеградской группой и Великобританией для того, чтобы смягчить давление на себя по иранской и палестинской проблеме, а также доказать, что в будущем сможет найти влиятельную поддержку за пределами ЕС.

62.82MB | MySQL:102 | 0,581sec