О гуманитарной ситуации в Ираке в июле 2018 г.

К середине 2018 года нормализация гуманитарной ситуации в Ираке, несмотря на сохраняющуюся тревожной статистику в сфере безопасности и политическую нестабильность по итогам майских парламентских выборов (пока идет ручной пересчет голосов и окончательной статистики все еще нет),  тем не менее, приобретает устойчивый тренд. К такому выводу можно прийти даже несмотря на противоречивую статистику.

Как свидетельствуют эксперты международной неправительственной организации iMMAP, в последние месяцы отмечается резкий рост числа эпизодов в сфере безопасности (т.н. security incidents), частота которых, выросла с 339 случаев в декабре прошлого года до 485 случаев в июне 2018 года. Однако, характер таких эпизодов все более смягчается, и большая часть угроз является скорее следствием масштабных военных действий прошлого периода, чем признаком новой эскалации конфликта и, соответственно, гуманитарного кризиса. Так, почти половина таких случаев по состоянию на сегодня – неконтролируемые взрывы мин и снарядов, а доля прямых вооруженных столкновений – уже менее 10%.

Другим важнейшим индикатором нормализации гуманитарной ситуации в Ираке является последовательное сокращение числа внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).  С началом в 2014 году вооруженного конфликта правительства с террористами «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) количество ВПЛ в Ираке достигло беспрецедентной цифры в 6 млн человек на пике гуманитарного кризиса. Впоследствии, эта цифра последовательно сокращалась и сегодня она уменьшилась втрое, то есть до 2 млн человек. При этом, число вернувшихся обратно внутренне перемещенных лиц в Ираке достигло к июлю 2018 года 3.9 млн человек. Примечательно, что преобладающее их большинство (97%) смогли вернуться обратно в места прежнего проживания. Пики наиболее масштабного возвращения беженцев совпадали с важнейшими вехами иракской операции по освобождению территорий страны от «Исламского государства»: операции по освобождению Рамади и Фаллуджи (октябрь 2016 г.), битва за Мосул (май-июнь 2017 г.), финальная фаза кампании (сентябрь-декабрь 2017 г.. Наибольшее число иракцев вернулись в провинции Найнава (1.5 млн человек или 37%), Анбар (1.3 млн человек или 33%), Салах эд-Дин (0.5 млн человек или 14%). В последние месяцы, наиболее активная динамика возвращения беженцев фиксируется в провинцию Найнава и в частности в западные районы города Мосул  — 83% из общей статистики возвращений за недавний период. Связано это с дополнительными мерами, предпринятыми недавно властями в сотрудничестве с международным гуманитарным сообществом по мониторингу и зачистке городских кварталов Западного Мосула от неразорвавшихся мин и снарядов.

В то же время, в среднесрочной перспективе международные эксперты не столь оптимистичны относительно последующего сокращения количества внутренне перемещенных лиц. По их мнению, динамика до конца 2018 года будет снижаться, поскольку пока еще не вернувшиеся в свои дома внутренне перемещенные лица имеют на это серьезные основания. В частности, согласно проведенному в начале июля с.г. ежегодному исследованию по Ираку под эгидой Международной организации миграции, основными препятствиями для возвращения ВПЛ являются проблемы долгосрочного характера, которые невозможно решить сегодня и решение которых требует значительных инвестиций. В их числе – разрушение жилого фонда и соответственно отсутствие жилья (26% респондентов), отсутствие работы и возможностей трудоустройства для получения регулярного дохода (25%) и отсутствие должных условий безопасности в этих районах (18%). В итоге лишь 30% из всего числа остающихся внутренне перемещенных лиц (а их 2 млн человек) в принципе планируют возвращение в места постоянного проживания в течение ближайших 6 месяцев. 60% в принципе планируют вернуться (когда позволят условия), а 37% не планируют поскольку они либо сознательно хотят интегрироваться в местные общины, либо делают это вынужденно, поскольку не верят, что появятся приемлемые варианты их возвращения в свои дома и места обитания.

Примечательно, что при постановке вопроса о главных потребностях для быстрого восстановления и преодоления гуманитарных сложностей преобладающая часть иракских внутренне перемещенных лиц указывает на необходимость обеспечения рабочими местам и средствами к существованию (для создания устойчивого дохода). Вопросы безопасности, соблюдению прав человека и свободы перемещений также обозначаются как актуальные, но отходят на второй план на фоне вышеназванного безусловного приоритета. В этой связи, иракское правительство – как на уровне федеральных властей, так и местных муниципалитетов – предпринимает масштабные усилия по реализации комплексных проектов трудоустройства и реинтеграции репатриантов, в том числе за счет программ по реабилитации и восстановлению социально-экономической инфраструктуры, cозданию рабочих мест и доступу к базовым социальным услугам, интеграции в местные коммуны и миротворческие усилия. Именно благодаря адресной и эффективной реализации данных мер и сфокусированной государственной политики, сочетаемой с масштабным инвестированием, удалось добиться столь впечатляющих успехов по реинтеграции внутренне перемещенных иракцев, что стало важнейшим элементом всей национальной политики на гуманитарном направлении в последние месяцы.

Большую роль в проведении скоординированной гуманитарной политики по целенаправленному возвращению беженцев в места проживания сыграло решение Багдада об учреждении с апреля 2018 года сети специальных комитетов по возвращению на региональном уровне. По состоянию на июль 2018 года четыре таких комитета уже оперативно работают в провинциях Анбар, Киркук, Салах эд-Дин и Найнава, а пятый центр создается в Багдаде. В состав этих структур входят представители правительства, местных властей, а также экспертов ООН и неправительственных организаций. В сферу деятельности последних двух институтов входит задача обеспечить добровольный и безопасный формат возвращения внутренне перемещенных лиц в места проживания, а также продолжать обеспечивать гуманитарные нужды остающихся во временных лагерях внутренне перемещенных лиц.

В целом, как показывает опыт иракской гуманитарной кампании, ставка на финансирование национальных структур и местных неправительственных организаций себя оправдывает и способствует росту местного потенциала по дальнейшему преодолению и купированию гуманитарных проблем. В подтверждении правильности этой линии Иракский гуманитарный фонд ООН принял озвучил недавно решение направить очередной взнос в размере 35 млн. долларов на поддержку неправительственных организаций и партнеров из организаций Красного креста и Красного полумесяца в Ираке в целях дальнейшего укрепления национальных систем реагирования на гуманитарные вызовы.

Следует при этом отметить, что несмотря на в целом завершение процесса массовых переселений иракцев в результате вооруженного конфликта, периодически в различных регионах возникают непростые ситуации. В частности, переселения иракцев в Иракский Курдистан (в основном из провинции Найнава) продолжаются и имеют устойчивый и регулярный характер. Эта тенденция требует постоянного внимания, но особенно в летний период при температуре свыше 50 градусов, что делает данную категорию наиболее уязвимой.

В целом, наличие целого перечня структурных гуманитарных проблем в Ираке очевидно, и они сохранятся вероятно в обозримой перспективе. Финансирование долгосрочных проектов развития является ключевым фактором качественных изменений в гуманитарной сфере. При этом по мере стабилизации цен на углеводороды и роста источников национального дохода, внимание и интерес внешних доноров объективно снижаются. В 2018 году План гуманитарного реагирования ООН по Ираку профинансирован лишь на 55% (313 из требуемых 569 млн долларов США), включая как фактически выплаченные (34%), так и обещанные донорами на этот год ассигнования. А это говорит о том, что ожидать сверх задекларированных уже взносов Багдаду не следует, и совокупные потребности в рамках гуманитарного плана в этом году будут удовлетворены лишь на 50-60%. При этом большая часть ресурсов направляется донорами в сферу образования и временного размещения беженцев. Тогда как кластер продовольственной безопасности (включающий в себя развитие сельских территорий и аграрного сектора) профинансирован на 14%. В секторе здравоохранения ввиду недостаточного финансирования гуманитарных программ в конце июля могут закрыться 40% медицинских центров под эгидой ООН, которые обслуживают 900 тысяч внутренне перемещенных иракцев в 9 провинциях. При этом, национальное правительство не способно или не хочет перестраивать свою инвестиционную политику, ориентировать ее на решение стратегических задач реконструкции национальной экономики и по-прежнему уповает на щедрые ассигнования доноров. Непрозрачность экономической системы и высокий уровень коррупции также блокируют принятие стратегических решений правительства по инвестированию в экономику.

Дестабилизация внутриполитической ситуации после майских парламентских выборов и начавшиеся массовые протесты в ряде иракских городов в связи с требованием ручного пересчета голосов добавляют еще больше неопределенности в гуманитарные планы иракского правительства. Очевидно, что лишь во второй половине текущего года, уже после формирования нового правительства по итогам прошедших парламентских выборов, можно будет сделать важные выводы о новых контурах и приоритетах политики Багдада на гуманитарном фронте.

52.24MB | MySQL:103 | 0,491sec