О переходе к новой системе власти в Турции. Часть 14

В развитие серии публикаций, сделанной нами на сайте ИБВ, касательно перехода Турецкой Республики от парламентской к президентской системе правления, продолжаем разбираться с составом нового кабинета министров, который озвучил после церемонии своей инаугурации 9 июля президент Р.Т.Эрдоган.

Напомним, что в предыдущей публикации мы рассмотрели личность очередного представителя частного сектора, получившего назначение в правительстве, – министра здравоохранения Фахреттина Коджу. От здравоохранения перейдем к вопросам образования. Новым министром стал Зия Сельчук.

Для начала приведем его краткую биографическую справку.

Зия Сельчук родился в 1961 г. в Анкаре. Он закончил бакалавриат Анкарского университета, Педагогический факультет, а магистратуру того же ВУЗа — по специальности «Психология развития». В 1989 году З.Сельчук защитил докторскую диссертацию в Университете Хаджеттепе в сфере психологической консультации и того, что называется модным словом «коучинг», то есть, – наставничества. В Университете Гази З.Сельчук является обладателем званий доцента и профессора.

Зия Сельчук является учредителем и владельцем многих частных учебных заведений страны. В их числе следует отметить частные школы сети «Майя» (буквальный перевод с турецкого языка «дрожжи» — В.К.), которые широко распространены в Анкаре, Конье, Анталье и Диярбакыре.

Так же, З.Сельчук является основателем набирающего в последнее время силу Университета TED в Анкаре. Кроме того, Зия Сельчук является членом-учредителем Интеллектуального фонда Турции (Türkiye Zeka Vakfı), членом исполнительного комитета TÜBİTAK (Совет по научно-техническим исследованиям Турции, своего рода аналог Академии наук – В.К.), а также директором анкарского мозгового центра TEDMEM. В целом, можно отметить, что Зия Сельчук входит в состав множества НКО в качестве учредителя и одного из руководителей.

В период с 2003 по 2008 год Зия Сельчук возглавлял Совет по образованию и подготовке при Министерстве образования Турции. В этот период времени им была проведена реформа образовательных программ. Зия Сельчук представлял Турцию на переговорах с ЕС по вопросам образования и науки.

Зия Сельчук – автор ряда книг по саморазвитию, психологии и педагогике. Зия Сельчук женат и имеет троих детей.

Вот как президент Р.Т.Эрдоган охарактеризовал назначение З.Сельчука на пост министра образования: «В мой первый срок (премьер-министра страны – В.К.) он был главой Совета по подготовке при Министерстве образования. У него есть академическая жизнь, а также у него есть школы, демонстрирующие высокие достижения. Я надеюсь, что те же самые успехи им будут обеспечены и для государственных школ».

Не устанем повторять того, что в правительство Турции введен ещё один успешный предприниматель по специальности, делая нынешний кабинет министров в равной степени самым «частным» и, не исключено, самым удивительным за всю историю нахождения у власти Партии справедливости и развития под руководством Р.Т.Эрдогана.

Итак, что же принесет новый министр образования стране?

Прежде всего, надо отметить, что именно З.Сельчук – не новичок в Министерстве образования. Именно он подписал первую реформу учебных планов, проведенную ПСР, в бытность своей работы в Министерстве образования. Свою позицию тогда он сформулировал следующим образом: «Мы переходим к образовательной модели, отвечающей рыночным запросам. Если есть спрос, есть предмет. Учиться в школе – не обязательное условие, мы облегчим доступ к информации». Также З.Сельчук известен тем, что, невзирая на сохранение в программах теории эволюции, в них также попал «нарратив создания» (ну, то есть, теория божественного происхождения – В.К.). Также турецкими обозревателями, в качестве важного, отмечается тот факт, что работа Зии Сельчука в Совете по подготовке ознаменовалась массовыми кадровыми изменениями (из прежнего состава сохранило свои позиции только двое – В.К.) и в нем не оказалось ни одной женщины.

Выступая после своего назначения в Ассоциации турецких промышленников и предпринимателей (TÜSİAD), Зия Сельчук объяснил собравшимся «новую систему» (президентскую форму правления – В.К.) и отметил, в частности, следующее: «Крайнюю важность имеет ускорение процесса гармонизации (образования – В.К.) с ЕС, современная образовательная система и политика, ставящая в приоритет технологии и устойчивое развитие». В целом, оппозиционные обозреватели отмечают подход Зии Сельчука, «очищенный от экстремизма ПСР», как более рыночный – направленный на удовлетворение образовательными учреждениями рыночных потребностей страны и нужд капитала.

При этом надо отметить, что перед турецким образованием, действительно, стоят серьезные вызовы – именно образование является ахиллесовой пятой перспектив турецкой экономики. Отсутствие не только всеобщего высшего образования (фильтр обеспечивается как сложными вступительными экзаменами, так и высокой платой в частных ВУЗах – В.К.), но и 100%-го среднего образования (в отдельных регионах страны, в особенности – В.К.) является барьером на пути развития страны. К примеру, согласно исследованиям, проводимым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), турецкие студенты в ряду из 72 стран мира занимают строчки в пятом десятке, соседствуя с Мексикой.

52.09MB | MySQL:103 | 0,462sec