О проблеме в военном-техническом сотрудничестве США с Турцией

Законодатели Конгресса США хотят приостановить поставку американских истребителей пятого поколения F-35 Турции из-за намерений Анкары приобрести российские зенитные ракетные системы С-400, говорится в опубликованном комитетом по делам вооруженных сил Сената Конгресса США отчете. Документ посвящен тексту проекта оборонного бюджета на следующий финансовый год (начинается в США с 1 октября), который согласовали, но не одобрили обе палаты законодательного органа. В нем говорится о «введении запрета на поставку самолетов F-35 в Турцию до получения [Конгрессом от Пентагона] доклада» об американо-турецких отношениях, влиянии на них планируемого Турцией приобретения С-400, а также о последствиях для военной промышленности США в случае исключения Турции из программы международных поставок F-35. Данный документ должен быть предоставлен законодателям в течение 90 дней после того, как проект бюджета на сумму в 717 млрд долларов вступит в силу. Согласно инициативе, после получения Конгрессом доклада поставки самолетов будут возобновлены. Министр обороны США Джеймс Мэттис в свою очередь просил законодателей не прекращать поставки истребителей. По его мнению, отказа передачи F-35 может привести к «сбоям в глобальных цепочках поставок», что приведет к значительному росту расходов. Ранее Сенат и Палата представителей проголосовали за проекты оборонного бюджета на 2019 год, в текстах которых имелись существенные различия. Сейчас обе палаты закончили процесс сведения обеих версий в одну после соответствующих консультаций. Теперь сенаторы и конгрессмены должны проголосовать за уже согласованный текст проекта, после чего он будет отправлен на подпись президенту страны. Исполняющая обязанности помощника госсекретаря США по политическим и военным вопросам Тина Кайданоу в середине июля сообщила журналистам о том, что Вашингтон ведет переговоры с Анкарой для достижения соглашения о покупке турецкой стороной американских зенитных ракетных систем «Пэтриот» (Patriot) вместо российских С-400. Кайданоу на авиашоу в Фарнборо рассказала, что Госдепартамент США находится в процессе переговоров с Турцией и «пытается донести до турецкой стороны информацию о том, что можно в этой ситуации сделать с учетом систем «Пэтриот». В ноябре 2016 года стало известно о переговорах Турции и РФ по вопросу закупки С-400. Факт заключения контракта был подтвержден российской стороной 12 сентября 2017 года, тогда же турецкий президент Р.Т.Эрдоган сообщил, что аванс по контракту уже внесен. Турция может стать первым государством — членом НАТО, которое получит от России С-400, количество поставляемых комплексов официально не уточнялось. Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл предупредил 26 июня, что приобретение Турцией С-400 приведет к введению Вашингтоном санкций в отношении Анкары и качественному изменению двусторонних отношений. Кроме того, как подчеркнул Митчелл, США могут отказаться от передачи Турции приобретенных ею F-35.

В этой связи практически все СМИ опубликовали свои анализы и комментарии данного события, лейтмотив которых состоял примерно в следующем: Конгресс США заблокировал поставки самолетов F-35 Турции. На самом деле дело обстоит несколько иначе. Опубликованная 23 июля версия ежегодного закона «Об утверждении национальной обороны» (NDAA), в реальности  отражает компромисс, который был достигнут между Белым домом и Пентагоном — с одной стороны, и Конгрессом  — с другой. Сам NDAA предоставляет бюджет для Министерства обороны и излагает приоритеты и политику по вопросам обороны и внешней политики США.  Следующим шагом для законопроекта является голосование в Палате представителей  и Сенате. NDAA, один из самых важных ежегодных законопроектов, принимаемых Конгрессом, задает тон тому, как Соединенные Штаты будут подходить к различным вопросам национальной обороны и внешней политики. И по оценке ряда экспертов, он носит ярко выраженный компромиссный характер, поскольку смягчает в значительной степени   ранее  заявленные бескомпромиссные позиции по ряду позиций в области международных военных связей, в том числе и прежде всего в отношении взаимоотношений США с Турцией в области военно-технического сотрудничества (ВТС).  Например, вместо категорических констатаций невозможности дальнейшего ВТС с Турцией в случае приобретения ею у России С-400 и блокирования сделки по F-35, как это было в предыдущей версии законопроекта, компромиссная мера сейчас только приостанавливает проведение этой сделки  до тех пор, пока правительство США «не представит оценки как американо-турецких отношений, так и рисков, связанных с покупкой Турцией российских ракетных систем С-400». И с учетом общей заинтересованности Вашингтона в тесных деловых отношениях с Анкарой по самым различным вопросам международной региональной повестки дня (начиная от сирийского досье, формирования антииранской позиции Анкары и того же ближневосточного урегулирования) такие «пояснения» безусловно будут даны. Ряд экспертов в этой связи утверждают, что в основе нынешнего подхода Белого дома лежит тенденция на   минимизацию  ущерба своим отношениям с Анкарой, что полагается самым главным условием блокирования дальнейшего проникновения Москвы на оружейный рынок Турции.  При этом значительная часть руководства Пентагона, включая его главу Д.Мэттиса, безусловно не приветствует  сделку по С-400, но при этом считает это лишь «меньшим злом» и полагает, что в этой сделке главенствующую роль, помимо интересов национальной обороны Турции, играют личные амбиции самого Р.Т.Эрдогана, которые надо учитывать ради сохранения Турции в обойме  покупателя значительной части американского оружия. И это уже позиция американского ВПК, что и предопределяет компромиссную позицию американских законодателей. И в данном случае эту позицию ВПК нынешней законопроект  учитывает в полной мере, и не только в случае с Турцией. NDAA также включает раздело будущем американской инициативы, известной как противодействие противникам США через «Закон о санкциях» (CAATSA), который вводил прямые санкции в отношении Ирана, Северной Кореи и России и угрожал вторичными санкциями в отношении американских партнеров этих стран в области ВТС, такие как Индия, Индонезия и Вьетнам. В нынешнем законопроекте, изменяющем прежний текст СААТSА, содержится компромиссный пункт, позволяющий правительству «воздерживаться от применения санкций в отношении стратегических партнеров и союзников до тех пор, пока эти страны предпринимают шаги по уменьшению своей зависимости от российской техники». Этот пункт позволит этим странам избежать необходимости делать жесткий выбор между прекращением всех оборонных связей с Россией или потерей всей поддержки со стороны США. В более широком плане изменения в оборонной политике США указывают на способность  средних держав в определенной степени противостоять экстерриториальному законодательству США.

Отметим, что текущая версия законопроекта NDAA по-прежнему находится в финальном туре голосования, и его точная формулировка до сих пор неясна. Но, по оценке американских экспертов в области ВТС и ВПК, прежние карательные меры, направленные против многих союзников и партнеров США в предыдущих версиях законопроекта, будут в значительной степени значительно уменьшены, что означает отход Вашингтона и Конгресса от крайних «черно-белых» позиций.

52.21MB | MySQL:103 | 0,539sec