Иордания: долгоиграющие последствия сирийского конфликта и внутриполитическая стабильность

Новый этап внутриполитического кризиса в Иордании в середине 2018 года является очередным следствием сирийского вооруженного конфликта, который продолжает выступать доминирующим рычагом воздействия на социально-экономическое развитие соседней страны, прежде всего напрямую, за счет фактора сирийских беженцев и фактически неизбежной вовлеченности Аммана в этот региональный конфликт, пусть даже вопреки интересам иорданской правящей элиты во главе с королем Абдаллой II.

С начала эскалации сирийского вооруженного конфликта в 2012-2013 гг. и массового притока беженцев, Иордания успела перейти из категории стран с уровнем дохода выше среднего (классификация Всемирного банка) в категорию стран с уровнем дохода ниже среднего. За этот период наблюдается рост доли бедного населения, причем не только за счет притока сирийских беженцев, но и за счет обеднения коренного иорданского населения, особенно в ряде деградирующих сельских регионов страны.  Следует учитывать также такие неблагоприятные характеристики Иордании как практическое отсутствие энергетических и иных природных ресурсов, дефицит местного продовольствия в силу дефицита земельных ресурсов и ограниченного аграрного производства, проблема доступа к водным ресурсам. Все эти факторы приумножили эффект сирийских беженцев и продолжают оказывать долгоиграющее воздействие на экономику страны, регулярно ставя под угрозу перспективы ее устойчивого развития.

Как итог – проблема хронической бедности вкупе с фактором продовольственной безопасности стали по сути своего рода миной замедленного действия, отражающей всю противоречивость социально-экономического развития страны, несмотря на кажущееся внешнее благополучие проводимых реформ благодаря щедрым вливаниям доноров и международных банков. Проблема эта уже достаточно давно имеет структурный характер. Доля населения, проживающего за чертой бедности, сегодня составляет более 14%. Согласно анализу Международной организации труда (МОТ), основная доля бедного населения – дети в возрасте от 5 до 12 лет (в этой возрастной категории число проживающих за чертой бедности превышает 20%). При этом разумеется, сирийские беженцы (их более 2 млн человек из 9.5 млн населения страны) испытывают хроническую проблему продовольственной обеспеченности.

В итоге, на протяжении последних лет эксперты констатируют неуклонное ухудшение многих социально-экономических индикаторов, что требует от правительства колоссальных усилий, инвестиций и вливаний в экономику для поддержания ее стабильности. За этот период правительству приходилось периодически идти на непопулярные и часто болезненные для населения меры, в ущерб механизмам социальной защиты, следуя директивам международных финансовых институтов и внешних доноров с тем, чтобы гарантировать получение от них новых финансовых траншей для поддержания экономики. Такого рода замкнутый круг зачастую приводил к социальным протестам и потрясениям, что вело частым сменам очередного технократического правительства во главе с премьер-министром, дабы разрядить ситуацию.

Очередной внутриполитический кризис назрел к маю с.г., когда многие социально-экономические показатели вновь резко ухудшились и, в частности, уровень безработицы составил 18.5% по итогам первого полугодия 2018 года, достигнув наивысшей за последние 25 лет точки. При этом, безработица среди женщин достигает 30%. Одновременно, к маю с.г. правительство в очередной, пятый раз за этот год увеличило цены на электроэнергию. Вдобавок, было принято непопулярное решение повысить цены на топливо на 5.5%. Последней каплей терпения, которая привела к отставке правительства во главе с премьер-министром Хани аль-Мульки стало решение о повышении подоходного налога для граждан, годовой доход которых превышает 11,200 долларов США (8 тысяч иорданских динаров). На фоне начавшихся массовых протестов в Аммане и других крупных городах с участием десяток тысяч человек 4 июня правительство Х.аль-Мульки ушло в отставку, и король Абдалла II сформировал новое правительство, которое возглавил бывший министр образования Омар аль-Раззаз.

C формированием нового правительства протесты пошли на убыль, однако ситуация эта временная, и очевидно, главную проверку на прочность Омару аль-Раззазу и его команде еще предстоит пройти. Тем более, что складывающаяся на юго-западе Сирии новая политическая реальность после освобождения провинций Дераа и Эль-Кунейтра в июле с.г. ведет к новой волне массовых переселений в Иорданию нелояльных Дамаску формирований. В том числе «Белых касок» – Амман согласился принять у себя 422 из 870 представителей этой неправительственной организации, эвакуированных из Сирии через Израиль и разместить их в «ограниченной зоне» до последующего вывоза в западные страны. Очевидно, что вовлеченность Иордании в новый сирийский сюжет будет напрямую влиять на динамику внутренних социально-экономических процессов, а степень лояльности западным партнерам во многом обусловит щедрость международных финансовых институтов в плане содействия экономическим реформам нового правительства.

Анонсированный накануне новый транш Всемирного банка в размере 500 млн долларов на поддержку текущим экономическим реформам нового правительства является важным позитивным сигналом в этом контексте и существенной моральной поддержкой правительству в Аммане со стороны ведущих доноров. Транш предназначен на поддержку мощностей национального фонда помощи, по сути главного механизма социальной защиты бедного населения, и он будет направлен на дополнительную поддержку 85 тысяч семей в целях создания для них рабочих мест и обеспечения доступа малым семейным предприятиям к микрофинансированию.

На протяжении последних десятилетий политическая и финансовая поддержка со стороны западных доноров во главе с США являлась ключевым фактором поддержания внутренней социально-экономической устойчивости. Ослабление этой поддержки, сначала вследствие сирийского вооруженного кризиса (когда основные ресурсы западных партнеров были брошены на другие приоритеты и внимание к проблеме сирийских беженцев в Иордании уделялось не самое первостепенное), а затем в рамках новой политики администрации Д.Трампа по замораживанию программ помощи палестинским беженцам (огромная доля которых многие годы проживает в Иордании и зависит от регулярной донорской помощи), привело к нарушению сложившегося баланса сдержек и противовесов внутри иорданской элиты и общества и повысило риски внутриполитических потрясений. Частота таких потрясений и внутренних кризисов с 2013 года заметно возросла, а социально-экономические перспективы Иордании ухудшились.

На этом фоне, сирийский вооруженный конфликт в среднесрочной перспективе продолжит оставаться ключевым фактором, воздействующим на внутреннее развитие Иордании. В этом плане сегодня как никогда правительство в Аммане вынуждено маневрировать, чтобы с одной стороны не вовлекать себя явно в сирийский конфликт на стороне одной из противоборствующих сил (США и союзники) и стремится сохранить некую равноудаленность, а с другой – обеспечить устойчивое поступление внешней помощи в необходимых объемах для преодоления социально-экономических проблем и внутриполитического кризиса. При этом, Амман стремится диверсифицировать пути поступления внешней помощи, налаживая тесные контакты с арабскими странами Залива, особенно Саудовской Аравией. На состоявшемся в июне саммите в Мекке с участием Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и Иордании обсуждались модальности оказания содействия Амману, в стабильности которого кровно заинтересованы все монархии региона, справедливо опасаясь эффекта домино в случае свержения короля Абдаллы II. Как итог – Амману пообещали пакет финансовой помощи в размере 2.5 млрд долларов на преодоление текущего кризиса.

Разумеется, в попытках диверсификации сотрудничества с донорами и спонсорами Амман рискует лишиться поддержки главного заокеанского союзника, позиция которого по ряду принципиальных региональных проблем, в частности, палестинскому вопросу, полностью расходится с точкой зрения арабских государств Залива. Риски довольно высоки, особенно с учетом непрекращающихся попыток Вашингтона склонить Амман к присоединению к т.н. «cделке века» по урегулированию палестинкой проблемы, которую воспринимают в штыки практически все арабские страны региона, включая новых спонсоров Иордании во главе с Саудовской Аравией. Пока, cудя по практическим результатам, это удается. Но в определенный момент может случиться так, что пространства для маневров Амману просто не окажется и придется делать стратегический выбор.

52.24MB | MySQL:103 | 0,463sec